«У нас нет волшебной палочки, и совершенно понятно, что мы не достигнем за
два-три года того, чего уже добились наши западные коллеги»,
– сказал вчера на коллегии Федеральной антимонопольной
службы (ФАС) ее руководитель Игорь
Артемьев. «Однако, – добавил он, – стремиться к этому
необходимо». Одной из первых «жертв», на которую устремится
ФАС, станет «Газпром». По словам Игоря Артемьева, антимонопольное
ведомство готово приступить к реформированию монополиста
уже в следующем месяце.
С марта 2005 года ФАС собирается начать выполнение программы
действий в отношении газового сектора страны. В настоящее
время эта программа находится в стадии доработки. По словам
руководителя ведомства, ФАС озабочен тем, что «Газпром»
начал приобретать энергетические активы, поскольку это
может привести к ограничению конкуренции на рынке. Между
тем целью программы, дорабатываемой ФАС, является внедрение
механизма биржевой торговли на газовом рынке, и, по словам
Игоря Артемьева, предложения по этому поводу «Газпром»
поддержал. Глава ФАС утверждает, что, если бы система
биржевой торговли существовала ранее, удалось бы избежать
столь резкого роста цен на нефтепродукты в 2004 году.
Однако в целом пока неизвестны ни детали реформаторского
плана ФАС, ни реакция «Газпрома». Стоит также отметить,
что правительство безрезультатно пытается уже несколько
лет принять концепцию реформирования газовой отрасли,
а «Газпром» активно проводит самореформу, не дожидаясь
каких-либо решений. Что в итоге получится у антимонопольного
ведомства – пока неизвестно.
Развивая тему, Игорь Артемьев подчеркнул, что Федеральная
антимонопольная служба намерена усилить контроль в сфере
использования недр. Соответствующие поправки в закон о
недрах и Лесной кодекс уже готовятся ФАС совместно с Минприроды.
Таким образом, «мы намерены усилить и конкретизировать
контроль в сфере пользования природными ресурсами», отметил
руководитель ФАС. Необходимость в этом объясняется тем,
что «уровень концентрации в этой сфере очень высок и сейчас
свыше 50% природных ресурсов контролируют отдельные монополистические
структуры», сказал Игорь Артемьев.
Еще одной важной сферой приложения усилий станет для
ФАС тарифная политика. Глава ФАС считает, что во всех
регионах очень важно проводить мониторинг тарифов, дабы
предотвратить необоснованное повышение цен. По словам
Игоря Артемьева, в настоящее время готовятся поправки
в закон о естественных монополиях и в закон о защите конкуренции,
а 1 января 2006 года в силу вступит закон, согласно которому
антимонопольный орган имеет право отменять необоснованные
тарифы. «Мы должны защищать население», – сказал Игорь
Артемьев.
Кроме того, особое внимание будет уделено телекоммуникационной
сфере. «Нужно попытаться добиться конкуренции и в этой
сфере. Здесь важна как горизонтальная, так и вертикальная
дезинтеграция», – считает Игорь Артемьев. Он уверен, что
монополия «Ростелекома» на дальнюю связь будет ликвидирована
в ближайшие два-три года. «Мы также будем обращать внимание
на особенности приватизации «Связьинвеста», чтобы здесь
не допустить нарушений», – отметил глава ФАС.
Кстати, об аукционах. Одним из наиболее важных вопросов
Игорь Артемьев посчитал земельную тему: «Было решено,
что с 1 октября 2005 года все земельные участки, выдаваемые
под строительство, будут выделяться только с аукционов».
По мнению руководителя ФАС, эта мера поможет сделать рынок
более конкурентоспособным и открытым, ведь на сегодняшний
день 98% участков в России переданы владельцам без конкурсов,
что является признаком коррупции. По словам Игоря Артемьева,
важно начать работу по анализу уровня монополизации в
сельском хозяйстве. Необходимо, в частности, развивать
конкуренцию в сфере торговли зерном, а также более тщательно
следить за приватизацией на региональном уровне.
Подкреплять свои стремления Игорь Артемьев будет с помощью
«кнута». В ближайшее время ФАС намерена уточнить размер
штрафов, которые будут взыскиваться с организаций, нарушающих
антимонопольное законодательство. ФАС планирует установить
штрафы в диапазоне 0,5–2% от годового оборота компании
– за злоупотребление доминирующим положением на рынке,
и 1–4% – за создание картелей. Напомним, что ранее за
злоупотребление доминирующим положением штраф собирались
установить в размере 2% от годового оборота компании,
а за создание картелей – 4%. Конституционный суд, однако,
нарушил эти планы, указав, что уровень штрафов для крупных,
средних и мелких компаний должен быть разным.