[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ксения Ларина
Рассмотрение проекта постановления "О недоверии правительтву РФ", инициатива "Яблока" об отмене визового режима между Россией и ЕС
"Эхо Москвы", 10 июня 2003 года

Ксения Ларина: 14:08, вы слушаете "Эхо Москвы", добрый день, у микрофона Ксения Ларина, и у нас в студии – депутат ГД, фракцию "Яблоко" представляющий, Сергей Митрохин. Здравствуйте, Сергей.

Сергей Митрохин: Здравствуйте.

Ксения Ларина: Конечно же понятно, что тема нашего разговора – это инициатива фракции "Яблоко", поддержанная, как я понимаю, коммунистами и несколькими независимыми депутатами, объявить так называемый импичмент правительству Михаила Касьянова. Напомним, что 18 июня, по последним данным, должен будет рассматриваться этот вопрос, во всяком случае, поддержку необходимую вы от своих коллег получили. Давайте прямо сначала начнем, что инкриминирует в частности фракция "Яблоко" правительству нынешнему?

Сергей Митрохин: В первую очередь, "Яблоко" считает, что правительство неспособно обеспечить перспективу развития страны. Возьмем такой фундаментальный показатель, как экономический рост. Несмотря на очень благоприятную конъюнктуру, цены на нефть мировые, рост замедлился, даже темпы роста замедлились по сравнению с 2000 г. А впереди у нас замаячила угроза падения цен на нефть. Что же сможет сделать это правительство, которое 3 года ничего не сделало для того, чтобы отстроить страну от нефтяной трубы, т.е. снизить сырьевую зависимость России и выйти на развитие таких отраслей промышленности, которые не связаны так или иначе с сырьевыми ресурсами. Ничего правительство для этого не сделало, поэтому впереди очень тяжелая проблема с бюджетом, с бюджетниками, кстати, тоже. Это первое.

Ксения Ларина: Уже достаточно – правительство ничего не делает.

Сергей Митрохин: В данном случае не делает ничего для того, чтобы развивать страну, прекратить эту зависимость. Второе, правительство открыто совершенно, беззастенчиво встает на защиту крупнейших монополий и крупнейших олигархических структур. Это проявилось в частности, при продавливании правительством через ГД двух законов. Один пакет законов был связан с реформой электроэнергетики, второй – с реформой ЖКХ. И та, и другая реформа проводятся по монополистическому варианту, когда монополисту, по сути, развязываются руки, когда ему предоставляется возможность более активно влиять на формирование тарифов и при этом ничего не делать, никак не улучшать свою работу. Граждане России должны заплатить этому монополисту так называемые 100%, если о коммунальных услугах идет речь, т.е. фактически столько, сколько он скажет. И совсем уж вопиющее, если на эту тему говорить, обстоятельство, когда крупнейшие сверхмонополии вдруг неожиданно пойдут работать в ЖКХ, вместо того, чтобы развивать здесь малый бизнес, развивать конкуренцию, создавать рабочие места для того же малого бизнеса. Вместо всего этого правительство по старинке отдает ЖКХ олигархам и сверхмонополиям, как в свое время оно отдало им недра, как отдало сталь и другие крупнейшие, наиболее прибыльные отрасли промышленности. Т.е. налицо правительство олигархического толка, которое, когда встает выбор между интересами граждан и интересами олигархов, крупных монополий, делает его однозначно в пользу монополий. Это второе наше крупное обвинение в адрес правительства. Третье, это антисоциальная политика кабинета. Собственно, оно вытекает из второго. Олигархи не для того нанимали правительство, нанимали его членов, чтобы делиться с кем-нибудь собственными доходами. Например, с обществом. Поэтому мы постоянно видим эти инициативы, направленные на дальнейшее урезание социальных гарантий, социальных прав. Яркая история была с инициативой министерства труда Починка сократить бюджетные гарантии учителям, врачам, работникам социальной сферы. Потребовалась очень упорная работа, в частности, "Яблоко" очень активно в лице Александра Владимировича Шишлова, председателя комитета по образованию, с этим боролось, для того, чтобы отбить эту атаку на бюджетников, когда хотели схлопнуть бюджетные гарантии до прожиточного минимума. И без того нищее образование и науку довести совсем уже до какого-то предела. Пока это удалось отбить, но нет никаких гарантий, что правительство не вернется к этим идеям через какое-то время.

Ксения Ларина: Я, кстати, хочу напомнить нашим слушателям и Вам, Сергей, что если мы говорим о бюджетных льготах, о бюджетниках, об учителях, то этот самый вопрос, как Вы сказали, был отбит именно в эфире радиостанции "Эхо Москвы", на программе "Родительское собрание", в которой очень часто принимает участие Ваш коллега Александр Шишлов. И это была программа, посвященная забастовкам учителей, на которой присутствовал Александр Починок, тут-то наконец-то все решилось. Но это был очень отрадный факт, что правительство в лице одного министра хотя бы, Александра Починка, все-таки способно прислушиваться к каким-то замечаниям, готово к конструктивному разговору, готово.

Сергей Митрохин: Это было после того, как мы предприняли просто массированную атаку на правительство, подключило к этому другие фракции ГД, вынудили даже центристские фракции высказаться против, хотя и не на уровне голосования в ГД, но, тем не менее, публично они высказались против этих крайне вредных мероприятий. Но если мы продолжим, возьмем перспективу – какие реформы на самом деле смогло провести правительство? Налоговую реформу вроде бы оно начало действительно делать, по инициативе фракции "Яблоко" введена плоская шкала, на уровне 13% подоходного налога, но дальше-то что? Только сейчас, кстати, правительство удосужилось поддержать инициативу "Яблока" о регрессивной шкале единого социального налога, которая выводит из тени зарплату. Прошло уже 3 года, а мы об этом говорили 3 года назад. И результаты эта мера даст, конечно, не сразу, через 1-2 года, а то и больше. Но мы не видим никаких других движений по налоговой реформе. По малому бизнесу на уровне деклараций многое сказано, но в реальности практически ничего. Нет ни снижения бюрократических барьеров на пути малого бизнеса, нет снижения уровня поборов, элементарного рэкета государственного по отношению к малому бизнесу. Нет, конечно, снижения налогов, которое действительно дало бы возможность ему вздохнуть спокойно. Что мы видим с военной реформой – то же самое, полная неспособность профинансировать военную реформу, "Яблоко" еще в 2000 году указывало в бюджете 2001 источники в размере около 3 млрд. долларов, мы нашли эти источники, сказали – давайте, мы их нашли вам, потратьте их на военную реформу, которую можно провести достаточно быстро, тогда было еще более это возможно сделать, чем сегодня. Нет, правительство приступило к своей очередной волоките, вопрос сегодня выродился в какую-то карикатурную форму. А то, что под видом военной реформы предлагается, конечно никого не может устроить.

Ксения Ларина: Давайте мы пока остановим перечень, этот список благодеяний пока завершим озвучивать в прямом эфире, я напомню, что у нас в гостях Сергей Митрохин. После короткого выпуска новостей мы продолжим наш разговор о ситуации, возникшей вокруг правительства РФ нынешней.
НОВОСТИ

Ксения Ларина: Сергей Митрохин, депутат ГД от фракции "Яблоко" у нас сегодня в гостях, и у меня возникает естественный вопрос, который наверняка задавали и Вам, и Григорию Явлинскому – почему сейчас?

Сергей Митрохин: Во-первых, все-таки прошло 3 года, достаточно круглая дата для того, чтобы подвести итоги. Мы давали все-таки определенную возможность кабинету проявить себя. А во-вторых, созрел политический момент, чего не было, когда пытались эту инициативу выдвинуть коммунисты в прошлом году, у них ничего из этого не получилось. Почему – потому что тот уровень критики правительства со стороны фракций ГД был достаточно низок. Сегодня "Яблоко" внесло инициативу после того, как все основные фракции, не просто основные – просто все, высказались резко критически в адрес правительства, включая партию "Единая Россия", которая, как известно, в лице своего лидера Бориса Грызлова выступила с очень жесткой критикой, включая таких представителей "Единой России", как, например, мэр Москвы Юрий Лужков, чье выступление на 1 мая было просто революционным по отношению к правительству России. Я сам его слышал, потому что находился рядом. Т.е. сегодня, когда нет такой фракции, которая бы не высказывала очень серьезных претензий к правительству и не говорила о его несостоятельности, таких фракций нет. Может быть, только кроме СПС, но ведь и СПС тоже критикует правительство и очень жестко.

Ксения Ларина: Во всяком случае, они не поддерживают вашу инициативу.

Сергей Митрохин: Да, они не поддерживают. Об этом у меня состоялся диалог с Борисом Надеждиным, но сейчас созрел политический момент. Ведь вопрос надо вносить, когда он более или менее готов, когда есть шансы на поддержку этого вопроса. Сейчас мы считаем, что такие шансы есть, и мы надеемся убедить депутатов центристских фракций, что нужно быть последовательными, что не надо понимать политику, как простое выпускание пара, когда мы покритиковали и забыли обо всем, разошлись. Слово в политике должно иметь продолжение – дело. Если мы говорим, что правительство неспособно, оно должно уйти. А иначе у нас получаются какие-то ритуальные игры, когда есть ритуал для партий критиковать, есть ритуал для правительства, которое может не обращать на эту политику никакого внимания.

Ксения Ларина: Вы в качестве такого позитивного примера привели высказывание Бориса Грызлова, который тоже критиковал правительство. Но Вы меня извините, мне как раз кажется, что здесь тот самый явный пример непоследовательности, когда член правительства критикует правительство, в котором он, по идее, работает. Либо он должен тогда подавать в отставку и высказывать свою критику, либо молчать, либо защищать.

Сергей Митрохин: Для Вас это пример непоследовательности, для меня это пример глубочайшего кризиса в правительстве, ведь одно из оснований, по которому мы выносим вотум недоверия, это борьба кланов внутри правительства, которая выплескивается наружу и ничего хорошего для страны не сулит. Смотрите, какой сигнал для инвесторов, если министр внутренних дел критикует, по сути дела, премьер-министра. Значит, что в такой стране может происходить с правовыми гарантиями для тех же самых инвестиций, какой сигнал обществу дает это правительство? Т.е. как раз это еще для нас один дополнительный аргумент в пользу того, что правительство должно уйти. Но нам иногда говорят, что шансы не так высоки и т.д. Я считаю, что ответственная политическая партия не может ограничиться словами, когда она имеет дело с правительством. Если у нее есть шанс повлиять на работу в правительстве, она должна этим шансом воспользоваться. К сожалению, конституция предоставляет нам только один шанс это сделать, когда есть прямая возможность со стороны ГД оказать прямое воздействие на правительство, это постановка вопроса о доверии, это неизбежный приход правительства в ГД в таком случае, неизбежный отчет о его деятельности и неизбежные выводы. Т.е. даже если вопрос не проходит, неизбежные выводы, которые правительство делает. Кстати, сейчас по некоторым направлениям правительство пытается учесть ту критику, с которой уже выступило "Яблоко", например, министр финансов сказал, что бюджет на следующий год будет социальным. Михаил Касьянов говорит о безвизовом въезде в Европу, что было с самого начала инициативой "Яблока" и т.д. Но, тем не менее, мы видим, что этого недостаточно. К сожалению, для того, чтобы заставить правительство нормально работать, у нас нет большого набора инструментов. Это один инструмент, который надо, конечно, применять в крайнем случае, но мы считаем, что этот крайний случай уже наступил.

Ксения Ларина: Но мы с вами делаем вид, что выборы впереди не маячат. Ведь понятно, что очень много ваших, скажем так, противников, говорят о том, что это такая пиар- акция, накануне выборов, что "Яблоко" понимает, что оно рискует не собрать нужное количество голосов, чтобы попасть в следующий состав ГД, поэтому придумало такой популистский ход как вотум недоверия правительству. Как отвечать на такие обвинения?

Сергей Митрохин: Во-первых, "Яблоко" ничем не рискует, мы уверенно проходим в ГД и получим более высокий результат, чем в прошлый раз, это уже практически гарантия.

Ксения Ларина: Т.е. какой-то мониторинг проводили?

Сергей Митрохин: Есть мониторинг, есть данные множества опросов, по которым на сегодняшний момент это так. Теперь что касается выборов. Да, мы знаем, что будут выборы, у нас есть очень серьезные опасения, связанные с выборами. Первое опасение, что выборы будут проходить зимой, а это правительство не умеет готовить страну к зиме. Как мы увидели это в прошлом году, зимой этого года, когда замерзало 20 регионов в той или иной степени. Причем, на самом деле, я даже вам скажу больше – замерзало гораздо больше регионов, не 20, 20 – это там, где происходили аварии, где уже жизнь людей ставилась под угрозу. В огромном количестве регионов уже просто люди мерзли, без угрозы для жизни, энергетики занижали им температурный режим в домах, для того, чтобы экономить на мазуте, а потом еще зарабатывать на включении электроприборов. От этих акций пострадало около 30 млн. граждан России. Есть данные министерства энергетики. Так вот, правительство, которое замораживает страну, фактически ничего не делает для того, чтобы это предотвратить. Очень опасно на выборах, что если все это начнется во время выборов, мы получим очень мощное протестное голосование, на волне которого в ГД пройдут экстремисты как правого, так и левого толка. Этот вопрос нас тревожит, и мы никак не собираемся "оправдываться" по поводу того, что мы ставим вопрос незадолго до выборов. Вообще все, что происходит перед выборами, имеет предвыборный характер.

Ксения Ларина: Вас не смущает союз с коммунистами?

Сергей Митрохин: Никакого союза с коммунистами нет. Есть совпадение точек зрения и позиций, что бывает, каждый день практически случается в ГД, каждый день 90% законов, за которые голосуют иной раз СПС с коммунистами. Если две партии считают, что дважды два четыре, это не означает, что они вступили в союз. Но однако тема союза очень интересна, она сейчас подхвачена нашими оппонентами, в частности, к сожалению, СПС, который всячески стремится нарисовать перед избирателями такую позорную картину союза "Яблока" с коммунистами. Заказана кампания черного пиара, многие москвичи видели эти щиты, биллборды, которые были по окраинам Москвы развешаны, многочисленные публикации заказные в региональной прессе о том, что "Яблоко" краснеет и т.д. Нам, конечно, эта атака никак совершенно не страшна, я считаю, что чем больше о нас говорят черные пиарщики, тем больше это пойдет нам на пользу. Однако я вижу в этом очень серьезные симптомы, очень серьезную угрозу для самих выборов, потому что если сейчас общими усилиями разных партий не пресечь эти грязные технологии, то на выборах мы просто получим разгул этих технологий, в результате люди просто не пойдут на эти выборы в значительном количестве. А неявка больше выгодна как раз коммунистам и левым силам, чем тем же самым демократическим силам.

Ксения Ларина: Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд, кто правит сегодня страной? Правительство или администрация президента? Можно однозначно на этот вопрос ответить?

Сергей Митрохин: Вы знаете, долю пакета в управлении страной имеет и администрация президента, и президент, и правительство, в некотором смысле ГД, хотя ее пакет конечно крайне незначителен. Однако правительство несет ответственность за важнейший участок управления страной, а именно – экономическую политику. И мы видим, что с этим участком правительство не справляется. Например, когда говорят, например, что несет ответственность за все президент, а правительство техническое – возьмите подготовку к отопительному сезону или оперативное управление экономикой к отопительному сезону, что, президент должен этим заниматься? Для чего тогда существует правительство?

Ксения Ларина: Простите, Сергей, все равно, когда вы объявляете вотум недоверия правительству, значит, вы объявляете вотум недоверия президенту в большей степени. Это правительство, на которое он рассчитывал, он собирал.

Сергей Митрохин: Когда мы объявляем вотум недоверия правительству, мы, безусловно, выступаем с критикой экономической политики страны в целом, следовательно с критикой президента. Однако у президента сфера ответственности гораздо более широкая, чем у правительства. И что касается президента, то с нашей точки зрения сегодня он никак не заслуживает импичмента. А вот правительство за тот участок, за который оно отвечает, давно уже заслужило отставку. Оно свой импичмент, как Вы выражаетесь, уже заслужило.

Ксения Ларина: Шансы реальные есть довести это до конца?

Сергей Митрохин: Я считаю, что шансы есть, все-таки есть возможность, и мы ей обязательно воспользуемся, убедить депутатов в том, что надо быть последовательными. "Яблоко" приведет все аргументы, с которыми выступали и центристские партии, например, что благодаря этому правительству растут тарифы, с этим выступают некоторые центристы, критикуют по вопросам безопасности очень активно правительство, по многим другим направлениям. Мы считаем, что эти фракции просто должны перед лицом избирателей рассказать, чем они занимаются, простым сотрясанием воздуха или делом. Или они рассчитывают на какой-то результат своих слов – если они рассчитывают на результат, они должны поддержать вотум.

Ксения Ларина: Спасибо большое, это Сергей Митрохин, депутат ГД, представляющий фракцию "Яблоко", мы будем следить за развитием событий. И напомним, что, наверное, в следующий раз подробнее опять же на эту тему мы будем говорить через неделю, 18 июня, когда этот вопрос будет рассматриваться на заседании ГД. Благодарю Вас, спасибо.

Сергей Митрохин: Спасибо.

"Эхо Москвы", 10июня 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Эхо Москвы"

Сергей Митрохин

Пресс-конференция руководителя фракции "ЯБЛОКО" Г.А.Явлинского и первого заместителя руководителя фракции "ЯБЛОКО" С.В.Иваненко "О недоверии правительству" + фото 10 июня 2003 г.

Сергей Митрохин, руководитель избирательной кампании партии "Яблоко" о новом законе о выборах "Политбюро", 9 июня 2003 года

"Поединок": Сергей Митрохин против Бориса Надеждина Ведущий Владимир Соловьев ТВС, "Поединок", 7 июня 2003 года

Накануне вотума недoверия Ведущий Евгений Киселев "Итоги" (ТВС), 8 июня 2003 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]