Неизбежность начала американской
военной операции в Ираке вызвала бурные дебаты среди российских
политологов о целесообразности выбранной Россией политики
в отношении режима Саддама Хусейна. Прокомментировать позицию
России в контексте иракского кризиса спецкор газеты «Время
новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ попросила видного эксперта в области
стратегической стабильности и зампреда думского комитета по
обороне Алексея АРБАТОВА
(фракция «Яблоко»).
- Сейчас уже поздно что-то менять. Прошлой осенью надо
было понять, что режим Саддама Хусейна не выживет, и искать
других решений проблем, связанных с оружием массового уничтожения
(ОМУ) и сменой режима. Без войны. Предложить альтернативный
курс - широкие инспекции с присутствием международных войск
для охраны и сопровождения этих инспекций, чтобы иракцы
не вздумали чинить какие-то препятствия.
- Что делать России в случае развития событий по военному
сценарию?
- Ждать развития событий. Если американцы быстро разделаются
с Саддамом, а это почти предрешено, то в Ираке и вокруг
него возникнут серьезные проблемы. Скорее всего американцы
попросят Россию, Европу и ООН помочь расхлебать заваренную
кашу. Если же американцам удастся взять все под контроль,
не подорвав умеренные исламские режимы, не подняв волну
терроризма по всему миру и сдержав в самом Ираке кровавую
свару между кланами, между курдами, иракцами и турками,
то надо будет выждать момент и сказать: «Ну что же, мы упустили,
а вы сделали. Продолжим сотрудничество...» И продолжить
работу с Договором о сокращении стратегических наступательных
потенциалов (СНП), сотрудничество в сфере торговли. Если
американцы на это пойдут. Ведь они ожидали от нас более
благоприятной для Вашингтона позиции, понимая, что мы зависим
от них и очень уязвимы, что мы рассчитываем на их помощь.
У нас даже в бюджете сокращается ряд статей в ожидании американской
помощи (на ликвидацию нашего ОМУ, демонтаж атомных подводных
лодок).
- Но Госдума из-за Ирака отложила ратификацию Договора
о СНП.
- Я не считаю этот документ договором. Это «джентльменское
соглашение», в котором нет никаких присущих настоящему договору
качеств: определения предмета договора, правил зачета, контроля
инспекций, процедуры демонтажа и графика ликвидации. Названы
потолки в 1700- 2200 боезарядов, но не сказано, что эти
потолки означают, как их считать. Поэтому можно ничего не
сокращать до последней даты, оговоренной договором, - 31
декабря 2012 года. Графика сокращения нет.
- То есть отсрочка ратификации связана не с иракским
кризисом?
- Связана чисто символически. Ценность этого бессодержательного
документа не в его влиянии на стратегическую ситуацию, а
в том, что он является символом хороших российско-американских
отношений. Россия хотела нового договора с США, а США -
нет. Но после терактов 11 сентября 2001 года Россия поддержала
США в Афганистане, в других вопросах, и они пошли нам на
уступку, согласившись заключить новый документ. Они даже
не хотели называть его договором и представлять на ратификацию.
Мы их уговорили, апеллируя к чувствам дружбы и антитеррористической
солидарности. Нехотя они его подписали, и он стал символом
наших хороших отношений. И вот в Думе попытались спекульнуть
на этом, поставив ратификацию в повестку дня на 21 марта,
с тем чтобы потом демонстративно ее снять. Но ряд фракций,
включая наше «Яблоко», добился, чтобы вопрос просто не включали
в повестку дня пленарного заседания в пятницу. К чему ломать
комедию?
- Вопрос зависнет надолго?
- Договор СНВ-2 в Госдуме мурыжили семь лет. Может такое
произойти и с этим. Хотя есть интересный нюанс: договор
о СНП нас ни в чем не ограничивает. В силу финансовых причин
наши стратегические силы будут сокращаться до уровня более
низкого, чем предусмотрено договором. Американские же могут
оставаться на нынешнем уровне - около 6 тысяч ядерных боезарядов,
над ними «финансового пресса» нет. И юмор в том, что это
на сто процентов договор о сокращении американских стратегических
сил, а мы демонстративно отодвигаем его из-за Ирака, фактически
освобождая американцев от необходимости сокращать свои стратегические
силы. Они ратифицировали договор, но он в силу не вступит.
И через 10 лет, не тратя ни цента, США приобретут над Россией
почти пятикратное ядерное превосходство.
- Так ратификация нужна?
- Мой интеллект специалиста по ограничению стратегического
вооружения оскорблен этим документом, который нельзя назвать
договором ни с какой точки зрения. Но, как политик, считаю
необходимым его ратифицировать, выбрав для этого подходящий
момент. Нет резона рвать отношения с США из-за Ирака, даже
при всем несогласии с их иракской политикой. Ирак - незначительная
часть наших отношений, включающих широкий комплекс вопросов.
И тем более неразумно, по принципу «назло маме отморожу
уши», выбросить в корзину договор, который ограничивает
только американцев и ни в коей мере не ограничивает нас.
Если бы мы отложили ратификацию договора, рассчитывая на
создание через десять лет 6 тысяч ядерных боезарядов, тогда
была бы какая-то логика. Но ничего такого нет и не предвидится.
- Какие уроки из иракского опыта теперь извлекут другие
страны, Северная Корея например?
- Все сейчас займутся Ираком, и возможностей воздействовать
на Корею станет меньше. А Корея получит мощный мотив срочно
создавать свое собственное ОМУ, баллистические ракеты, дабы
не оказаться следующей после Ирака. Ракеты у Кореи уже есть,
она может создать ракеты большой дальности. Возможно, есть
и ядерное оружие: говорят о наличии у нее одного-двух боезарядов.
Этого достаточно, чтобы придать проблеме совершенно новое
качество. Корейцы знают: если у них будет это оружие, США
станут разговаривать с ними по-другому. Помните, как невнятно
отреагировали американцы на заявление корейского руководства
о наличии у них ядерного оружия, сказав, что предпочитают
решать проблему политическим путем, опираясь на региональные
ресурсы и оставляя военную силу на крайний случай.
- В свете иракского кризиса много говорится о крушении
международной системы безопасности.
- Это преувеличение. Войны и раньше начинались без Совбеза
ООН или в обход него. Проблема возникла серьезная, но иракский
кризис показал, насколько важна ООН. США еще в сентябре
грозились убрать режим Саддама Хусейна военным путем. И
вот сколько времени, какие баталии в СБ ООН прошли. И только
когда американцам не удалось добиться желаемого в Совбезе,
они решились на односторонние действия. Но их попытки свидетельствуют:
авторитет СБ ООН велик как никогда. Односторонняя акция
США, конечно, не на пользу Совбезу и ООН в целом. Но я уверен,
что в ближайшее время США вновь поставят вопрос о привлечении
ООН к решению проблем, которые возникнут после военной операции.
Нам надо прагматично смотреть на ситуацию. Возможно, несмотря
на наше несогласие с войной, нам придется в ней участвовать,
хотя бы даже ради своих экономических и политических интересов.
|