В ближайшее время в Государственной Думе пройдут парламентские
слушания по законопроекту "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации". По
мнению экспертов, проект имеет как сильные, так и слабые
стороны. Так, первый заместитель председателя Читинской
областной Думы Виктор Останин заявляет, что "общая
концепция законопроекта представляется несколько размытой,
поскольку нет точности, завершенности и юридической чистоты
в ряде основных положений". Он утверждает, что, устанавливая
общие принципы организации местного самоуправления, законопроект
позволяет органам государственной власти Российской Федерации
и ее субъектов вмешиваться в определение структуры органов
местного самоуправления, в их формирование, что является
грубейшим нарушением статьи 131 Конституции РФ, в одном
из положений которой говорится: "структура органов
местного самоуправления определяется населением самостоятельно".
Свою точку зрения на данный закон в интервью Вестям.Ru высказал
зампред думского комитета по собственности Михаил
Емельянов.
- Михаил Васильевич, ко всему выше сказанному добавлю,
что многие регионалы считают, что в ходе реформы местного
самоуправления не мешало бы определить общегосударственный
минимальный социальный стандарт и, исходя из него, осуществлять
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Ваше мнение на этот счет? И каковы сильные и слабые стороны
законопроекта?
- Плюсы-минусы реформы местного самоуправления и реформы
управления в рамках региона субъекта федерации надо рассматривать
в контексте общеполитической ситуации в стране. Мы переживаем
третий этап революции. То есть, любая революция проходит
три стадии – предреволюционная, сама революция и послереволюционная.
В последний период происходит упорядочивание революционного
наследства. Мы сейчас находимся на третьем этапе, если первым
считать горбаческую, вторым эльцинскую, а третим – путинскую
эру.
В 90-е годы мы совершили радикальный революционный прорыв
по утверждению демократических принципов, в том числе и
принципа местного самоуправления. Но и как при любом радикальном
прорыве, были допущены определенные крайности. У нас слишком
буквально понимали самостоятельность местные органы самоуправления.
Это отразилось и в статье 131 конституции, и в статье 130.
Слишком буквально понимали, что местная власть не входит
в систему госвласти. Этот радикализм привел к тому, что
органы местного самоуправления во многих случаях действовали
бесконтрольно, в том числе и в финансовом плане. Теперь
настало время упорядочить отношения госвласти и местного
самоуправления. То есть, не отрицая принцип местного самоуправления,
ввести его деятельность в определенные рамки, установить
определенные формы контроля. Я считаю, что вмешиваться в
эту структуру можно только в экстремальных случаях, когда
местное самоуправление не эффективно выполняет свои функции
и является, по сути, банкротом.
Что касается минимальных социальных стандартов, то закон
по ним уже идет в Государственной Думе. Скоро он будет принят
в первом чтении. Мы понимаем все, о чем говорят наши коллеги
из регионов, работа над ним идет.
Что касается нечеткости прописывания отдельных положений,
естественно, закон первого чтения. Для этого и существует
второе чтение, в ходе которого будут учтены и приняты все
замечания. Сейчас работа идет над тем, чтобы после первого
чтения уточнить и упорядочить те моменты, которые достаточно
четко прописаны. И субъекты федерации могут принять в этом
участие, направляя свои поправки.
- Глава муниципального образования "Город Новодвинск"
Николай Дружинин считает, что новая редакция Закона должна
не только приблизить местную власть к населению, но и обеспечить
качественно новый уровень услуг. Но произойдет это только
в том случае, говорит он, если новый Закон о местном самоуправлении
вступит в силу после внесения поправок в Бюджетный и Налоговый
кодексы.
- Действительно, такой крупный закон должен сопровождаться
и изменением других нормативных актов – бюджетных и налоговых
в первую очередь.
- Регионалы настаивают на том, что налоги на имущество,
на землю должны полностью оставаться в городской казне.
Именно так решен вопрос в большинстве европейских стран.
А что думаете Вы по этому поводу? Как следует распределять
налоги?
- Это очень спорный момент: как делить и распределять налоги.
Но если смотреть с точки зрения бюджетного федерализма,
то для меня несомненно одно. В последнее время наметилась
очень тревожная тенденция. Во-первых, идет централизация
средств. Примерно 65 на 35 в пользу центра, хотя еще 10
лет назад было 50 на 50. Но и самое главное, центр очень
оригинально понимает бюджетный федерализм. То есть наиболее
собираемые налоги, скажем, НДС остаются у центра. А плохо
собираемые налоги, например, налог на прибыль, от которого
легко уходить, отдаются регионам. Конечно, такого быть не
должно. И доходная база местного самоуправления должна соответствовать
реальному объему расходования этих средств. То есть если
мы на местное самоуправление возлагаем определенные обязанности,
скажем, по коммунальному хозяйству, то, естественно, и доходная
база должна обеспечивать реальное и эффективное выполнение
этих функций. Это очевидно.
- Успех реформы местного самоуправления в конечном итоге
зависит не только от делегирования полномочий "сверху",
но и от роста активности населения. ТО есть инициатива должна
идти снизу. Власть лишь организует процесс, а люди сами
должны определять, как им жить. Но вот с активностью в России
не все благополучно. Что делать?
- Это ахиллесова пята всей системы местного самоуправления.
И эту проблему не решает и существующая реформа. Действительно
местное самоуправление должно расти снизу. По большому счету
самоуправление на уровне районов, городов - это уже вторичный
уровень местного самоуправления. А самое главное, это уровень
местного самоуправления, то чем сейчас занимаются органы
общественного территориального самоуправления, советы микрорайонов
и т.д. Вот это реальный уровень местного самоуправления.
Там, где население может непосредственно проконтролировать
деятельность органов власти. Трудно говорить о реальном
местном самоуправлении, когда до его центра многим приходится
добираться на перекладных. Реальное местное самоуправление
должно быть приближено к населению. Если бы мне пришлось
проводить местное самоуправление, я бы радикальным образом
пошел на расширение прав органов местного самоуправления.
Во-первых, перевел их из категории общественных организаций,
реально наделив властными функциями. В таком случае здесь
бы работала непосредственно демократия. И на этот уровень
можно было бы передать определенные функции по управлению
ЖКХ, по охране правопорядка, на развитие торговой сети.
А для этого необходимо обеспечить их определенными бюджетными
поступлениями. Тогда бы само население быстрее проснулось
и более жестко контролировало тех чиновников, которые сидят
от них буквально через два дома. Но, к сожалении, сегодня
ни существующая система, ни предлагаемая реформа в это направлении
не идут.
|