Об авторе: Сергей
Сергеевич Митрохин - депутат Государственной Думы РФ,
фракция "ЯБЛОКО".
В последний день ушедшего года президент Путин прислал
в Государственную Думу новую версию законопроекта о местном
самоуправлении, подготовленного специальной комиссией под
руководством Дмитрия Козака. "Революционность"
проекта, взбудоражившая муниципальную общественность, легко
объяснима. Последние 6 лет исполнительная власть вспоминала
о муниципалах только в те моменты, когда нужно было отобрать
у них очередной источник доходов. Необходимые изменения,
которых требовала жизнь, в муниципальный закон 1995 года
ею не вносились, а инициативы депутатов блокировались. Поскольку
менять законодательство эволюционным путем не дали, сегодня
приходится совершать "революцию".
Уникальный момент российской истории: революция начинается
не с города, а с деревни. Сегодня в большинстве регионов
страны право села на самоуправление ограничивается выборами
районной власти. Впрочем, речь не только о селе, множество
поселков городского типа и городов с населением до 20-25
тыс. человек вынуждены подчиняться назначенцам районных
администраций. Там же, где формально самоуправление есть,
оно вырождается в фикцию - ни реальных полномочий, ни собственных
бюджетов. Как ни странно, такая ситуация вызвана формальным
равенством муниципалитетов перед законом: малое поселение
имеет такие же права, как и район, на чьей территории оно
находится. В этой ситуации права сельсоветов районами просто
игнорируются, а их полномочия присваиваются "по праву
сильного".
Коллизия прав района и находящегося на его территории поселка
- самый крупный "мертвый узел" действующего закона,
не распутав который, нельзя решить самую острую проблему
самоуправления - финансовую. Сегодня передать на места сколько-нибудь
значимые налоги очень сложно именно из-за этой коллизии,
которая к тому же предполагает, что поселок может просто
выделиться из района со всеми ресурсами. Новая редакция
закона развязывает этот узел путем разделения муниципалитетов
на несколько типов. Первый тип - поселения: закон обяжет
создавать в каждом поселке с числом жителей свыше 1000 человек
полноценную местную власть. Второй тип - муниципальный район,
в состав которого входят поселения. Третий тип - городской
округ: единый муниципалитет, внутри которого полномочия
не делятся. Такое разграничение позволяет "развести"
между поселением и районом полномочия и ресурсы, а также
дифференцировать системы налогообложения городов и сельских
районов. Таким образом, появляются структурные предпосылки
для закрепления за ними стабильной финансовой базы.
Есть, правда, одно большое "но". Дмитрию Козаку
не хватило политического веса, а президенту политической
воли, для того чтобы заставить правительство внести в пакете
с проектом о самоуправлении коррективы в Налоговый кодекс.
Ограничившись лишь обещаниями на этот счет, правительство
"подвесило" весь замысел: без надежных финансовых
подпорок новая конструкция муниципальной власти может просто
рухнуть.
К сожалению, это не единственный недостаток проекта. Самым
слабым его звеном остается предложение субъектам РФ установить
новые границы муниципальных образований - без учета мнения
населения. Эта норма позволяет губернаторам расправиться
с неугодными муниципалитетами, осуществив "черный передел"
их нынешних территорий. Особенно пострадают малые города,
которые могут быть насильственно включены в состав районов.
Еще один механизм "экспроприации" муниципалов,
предлагаемый законопроектом, - временное (до 1 года) выполнение
органами власти субъектов РФ муниципальных полномочий. В
числе обстоятельств, оправдывающих эту меру, значится просроченная
задолженность по исполнению бюджетных обязательств. Ясно,
что топор заносится над каждым муниципалитетом: сегодня
тех, кто не имеет задолженности, можно пересчитать по пальцам.
Кстати, точно такая же процедура предусматривается другим
законопроектом и по отношению к субъектам РФ со стороны
федерального Центра. Как говорится, гони "вертикаль
власти" в дверь, она войдет в окно - не мытьем, так
катаньем. Демократическим фракциям в Государственной Думе
предоставлен шанс побороться за то, чтобы контроль за местным
самоуправлением со стороны государства ко второму чтению
принял более цивилизованный характер.
Откровенно говоря, решение строить на городском и районном
уровнях именно муниципальную, а не государственную власть
- самая крупная (если не единственная) за последние два
года политическая победа демократов - как явных, так и скрытых
- над силами "управляемой демократии". Еще одной
победой можно считать ограничение власти глав муниципальных
образований. По новой версии закона мэр не может обладать
исполнительно-распорядительными функциями и одновременно
возглавлять представительный орган. На этой оптимистической
ноте можно было бы поставить точку, если бы не ложка дегтя,
приготовленная Москве и Санкт-Петербургу. Проект нового
закона вопреки решению Верховного суда разрешает органам
власти этих субъектов РФ совмещать государственные и муниципальные
функции, что фактически ликвидирует право жителей мегаполисов
на местное самоуправление. Так что муниципальная революция
доберется до них в самую последнюю очередь. Если, конечно,
доберется когда-нибудь вообще.
|