В политике есть ситуации, когда действует принцип "да
и нет не говорите". Одна из таких ситуаций - нынешняя
коллизия в Совете Безопасности ООН. США хотят провести через
этот орган резолюцию, дающую им право на немедленное начало
военных действий в случае, если Ирак не разоружится до 17
марта. У Франции, Китая и России есть возможность наложить
на нее вето. Но мне не понятно, почему министр иностранных
дел Игорь Иванов заявляет о возможности такого шага со стороны
России - и только России - публично.
Зачем сразу жечь мосты, открыто грозя раздражающим США
демаршем? Для таких ситуаций и существует так называемая
непубличная дипломатия. Министр Игорь Иванов вполне мог
предупредить своего американского коллегу Колина Пауэлла
о реальности такого шага России с глазу на глаз. Но мы,
похоже, даем шанс заманить себя в старую ловушку: когда
Европа недовольна Америкой, она выпускает вперед Россию,
а сама отсиживается сзади и решает свои проблемы с США полюбовно.
России не нужен серьезный конфликт ни с Европой, ни с Америкой.
Во всей нашей внешней политике мы должны преследовать главную
цель - обеспечение на длительную перспективу благоприятных
внешних условий для внутренней модернизации России.
В чем состоит интерес России в Ираке? Прежде всего в том,
чтобы там не было оружия массового поражения. Все остальные
интересы - нефтяные и геополитические - отступают на второй
план. Что касается нефти, то здесь еще надо разобраться,
кому нужны иракские концессии - государству или отдельным
частным лицам в России. Уж лучше развивать собственные месторождения.
Впрочем, есть авторитетное мнение, что именно дешевая нефть
сдерживает модернизацию России, направляя развитие экономики
на экстенсивный путь.
А вот оружие массового поражения вблизи от границ России
- это уже прямая и явная угроза ее модернизации. И физическая,
и экономическая. Достаточно вспомнить, как в свое время
мы помогли нашему восточному соседу создать ядерное оружие.
Помогли по чисто идеологическим причинам, а в 60-е годы
эта помощь обернулась против нас самих: нам пришлось бросить
огромные средства на укрепление восточных рубежей. Решение
президента Путина включиться в антитеррористическую коалицию
в 2001 году и вместе с США бороться против распространения
оружия массового поражения было совершенно правильным. Другое
дело, что нам хотелось бы, чтобы эта антитеррористическая
коалиция не была слепым орудием США. Чтобы ею командовали
международные институты, а не одна-единственная великая
держава. Иначе говоря, мы против приватизации кем бы то
ни было антитеррористической коалиции, но сама эта коалиция
- в наших интересах.
Вот уже много лет американскую внешнюю политику двигают,
меняя друг друга, две альтернативные концепции. Первая,
консервативная, утверждает: мы, американцы, сильнее всех,
а потому правы. Вторая, либерально-демократическая, чуть
меняет эту формулу: мы самые справедливые и законопослушные,
а потому мы и самые сильные. Сейчас в США доминирует первая
концепция. Но это не будет продолжаться вечно.
Как повлиять на Америку в выгодном для нас (и для нее)
направлении? Выстраивать против США блоки и коалиции, как
это делал Советский Союз, - занятие бесполезное и дорогостоящее.
Хотя именно на него нас толкают наши "доброжелатели"
из тех же арабских стран, очевидно, рассматривающие Россию
как чуть урезанный СССР.
Наоборот, сейчас мы имеем уникальную возможность сыграть
роль посредника. Франция и Германия рассорились с США на
"высшем уровне" и поэтому их диалог с Вашингтоном
сильно затруднен. Великобритания воспринимается в Европе
как внешнеполитический "придаток" США. Мы можем
занимать почти европейскую антивоенную позицию, сохраняя
возможности для диалога и с Америкой, и с Европой. Целью
этого диалога должно быть не стравливание Европы с США и
не искусственное выпячивание России как альтернативного
полюса "многополярного" мира. Цель - создание
более приемлемой для нас системы принятия решений внутри
евроатлантического сообщества. А значит, и мир на наших
границах. Именно это даст России те самые 20 - 30 лет безопасности,
которые необходимы для неизбежной модернизации нашей страны.
|