[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Владимир Лукин
Десятилетки мира
"Московские новости", 11 марта 2003 года

В политике есть ситуации, когда действует принцип "да и нет не говорите". Одна из таких ситуаций - нынешняя коллизия в Совете Безопасности ООН. США хотят провести через этот орган резолюцию, дающую им право на немедленное начало военных действий в случае, если Ирак не разоружится до 17 марта. У Франции, Китая и России есть возможность наложить на нее вето. Но мне не понятно, почему министр иностранных дел Игорь Иванов заявляет о возможности такого шага со стороны России - и только России - публично.

Зачем сразу жечь мосты, открыто грозя раздражающим США демаршем? Для таких ситуаций и существует так называемая непубличная дипломатия. Министр Игорь Иванов вполне мог предупредить своего американского коллегу Колина Пауэлла о реальности такого шага России с глазу на глаз. Но мы, похоже, даем шанс заманить себя в старую ловушку: когда Европа недовольна Америкой, она выпускает вперед Россию, а сама отсиживается сзади и решает свои проблемы с США полюбовно.

России не нужен серьезный конфликт ни с Европой, ни с Америкой. Во всей нашей внешней политике мы должны преследовать главную цель - обеспечение на длительную перспективу благоприятных внешних условий для внутренней модернизации России.

В чем состоит интерес России в Ираке? Прежде всего в том, чтобы там не было оружия массового поражения. Все остальные интересы - нефтяные и геополитические - отступают на второй план. Что касается нефти, то здесь еще надо разобраться, кому нужны иракские концессии - государству или отдельным частным лицам в России. Уж лучше развивать собственные месторождения. Впрочем, есть авторитетное мнение, что именно дешевая нефть сдерживает модернизацию России, направляя развитие экономики на экстенсивный путь.

А вот оружие массового поражения вблизи от границ России - это уже прямая и явная угроза ее модернизации. И физическая, и экономическая. Достаточно вспомнить, как в свое время мы помогли нашему восточному соседу создать ядерное оружие. Помогли по чисто идеологическим причинам, а в 60-е годы эта помощь обернулась против нас самих: нам пришлось бросить огромные средства на укрепление восточных рубежей. Решение президента Путина включиться в антитеррористическую коалицию в 2001 году и вместе с США бороться против распространения оружия массового поражения было совершенно правильным. Другое дело, что нам хотелось бы, чтобы эта антитеррористическая коалиция не была слепым орудием США. Чтобы ею командовали международные институты, а не одна-единственная великая держава. Иначе говоря, мы против приватизации кем бы то ни было антитеррористической коалиции, но сама эта коалиция - в наших интересах.

Вот уже много лет американскую внешнюю политику двигают, меняя друг друга, две альтернативные концепции. Первая, консервативная, утверждает: мы, американцы, сильнее всех, а потому правы. Вторая, либерально-демократическая, чуть меняет эту формулу: мы самые справедливые и законопослушные, а потому мы и самые сильные. Сейчас в США доминирует первая концепция. Но это не будет продолжаться вечно.

Как повлиять на Америку в выгодном для нас (и для нее) направлении? Выстраивать против США блоки и коалиции, как это делал Советский Союз, - занятие бесполезное и дорогостоящее. Хотя именно на него нас толкают наши "доброжелатели" из тех же арабских стран, очевидно, рассматривающие Россию как чуть урезанный СССР.

Наоборот, сейчас мы имеем уникальную возможность сыграть роль посредника. Франция и Германия рассорились с США на "высшем уровне" и поэтому их диалог с Вашингтоном сильно затруднен. Великобритания воспринимается в Европе как внешнеполитический "придаток" США. Мы можем занимать почти европейскую антивоенную позицию, сохраняя возможности для диалога и с Америкой, и с Европой. Целью этого диалога должно быть не стравливание Европы с США и не искусственное выпячивание России как альтернативного полюса "многополярного" мира. Цель - создание более приемлемой для нас системы принятия решений внутри евроатлантического сообщества. А значит, и мир на наших границах. Именно это даст России те самые 20 - 30 лет безопасности, которые необходимы для неизбежной модернизации нашей страны.

"Московские новости", 11 марта 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сайт Григория Явлинского

Владимир Лукин

Приоритет политики России в ситуации с Ираком - гарантии безопасности граждан России и соседних регионов, считает Григорий Явлинский - пресс-релиз 7 марта 2003 г.

"Яблоко" - не правая партия Беседа с Григорием Явлинским Андрей Степанов "Московские новости", 4 марта 2003 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]