Никакая жилищно-коммунальная
реформа пока невозможна. В результате "шапочной"
приватизации квартир у домов так и не появился реальный хозяин
-- товарищество собственников жилья. К сожалению, разрозненные
собственники квартир управлять недвижимостью не способны.
В сфере жилья сейчас нет тех самых товариществ, заинтересованных
в реформах и способных помогать в их осуществлении.
Это одно из основных препятствий для осуществления реформы
в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве. Да, "прокукарекали"
красивую идею -- кондоминиумы, но нормы, заложенные в законе
"О товариществах собственников жилья (ТСЖ)", остались
на бумаге. И никто на федеральном уровне до последнего времени
не собирался эти нормы реализовывать.
В первую очередь государству сейчас необходимо стимулировать
создание товариществ, надо буквально пестовать их, предоставлять
им реальные льготы. Очевидно, что если новым собственникам
придется платить высокие налоги, никто по доброй воле в
мышеловку не полезет.
Закон "О ТСЖ" при всех его несуразностях в целом
очень полезен. Если есть хотя бы два владельца приватизированных
квартир, то они реально могут образовать товарищество собственников
жилья. Но на деле местные власти беспардонно нарушают федеральный
закон, не предоставляя кондоминиумам бесплатно землю под
зданиями. Не знаю еще ни одного случая, когда представители
местной власти оказывались бы в роли ответчиков (хотя по
совокупности катастрофических последствий можно было бы
сказать "на скамье подсудимых"), как они того
заслуживают. Проблема эта возникла одновременно с принятием
закона "О товариществах собственников жилья".
Итак, возможности приобрести участок под зданием нет. Нет
и стимулов, которые подвигли бы граждан объединяться и создавать
эти самые товарищества. А ведь даже из существующего закона
следует, что любой существующий ЖСК советского образца обладает
всеми теми же правами, что и ТСЖ. Но и эти права игнорируются
местными и федеральными властями, как будто бы никакого
закона нет.
По сути получается, что властям вообще ничего реформировать
не надо. Надо просто исполнять закон. И помочь преодолеть
его шероховатости. Если дать товариществам возможность зарегистрироваться,
то определится и собственник здания, который способен защищать
свои интересы перед поставщиками услуг. Пока же поставщики
услуг продолжают паразитировать на наших проблемах.
Еще одна проблема -- нежелание федеральных ведомств передавать
на места функции контроля над исполнением законов. Технический
учет проводят у нас печально известные БТИ, пользующиеся
"крышей" федерального ведомства. Существование
БТИ как монопольных коммерческих организаций, которые одновременно
выполняют функции органа власти по учету строений, является
беззаконием.
Что касается непосредственно реформы, то ее надо проводить
в комплексе всех возникающих проблем, мелких на первый взгляд,
но на самом деле очень важных. Важно, например, разрушить
советские стереотипы представлений людей о том, что жилье
-- это дар божий, бесплатный подарок государства…
На первом этапе реформы ЖКХ должен появиться хозяйственник,
коллективный владелец жилья, которому интересно создание
рынка. Затем необходимо провести реальную приватизацию,
что возможно только "сверху".
Продолжение политики демонополизации (а приватизация, по
нашему мнению,-- это именно начало демонополизации) нужно
жестко контролировать. Должен быть принят внятный закон,
который введёт нормы об обязательном аудите и публичности
при расчёте коммунальных платежей, о введении с конкретного
года полной оплаты за коммунальные услуги (иначе частника
в этот бизнес не привлечь). Нужны реальные, а не "потёмкинские"
конкурсы на предоставление коммунальных услуг.
Стопроцентная оплата коммунальных услуг -- третий этап.
Она возможна лишь при возникновении спроса заинтересованных
лиц, при конкуренции со стороны предложения коммунальных
услуг. У власти должна быть четкая политика, пока же вместо
нее -- каша.
Резюмируя, я бы выдвинул следующие лозунги:
"Собственники квартир, объединяйтесь для защиты своих
интересов!".
"Правители, демонополизируйте сферу жилищно-коммунальных
услуг!".
Если правительство последует призыву, ему необходимо будет
создать грамотный закон, а затем провести "силовую"
демонополизацию-приватизацию.
То, как реформировать ЖКХ, нам давно было известно. В правительстве
лежит документ, подготовленный группой лучших специалистов
в мире, которых собрал Мировой банк. Еще в начале 90-х годов
была проведена работа, изложенная в докладе, который был
издан только в 1995 году. Это официальный документ Мирового
банка под названием "Жилищная реформа в России".
В нем изложены основные принципы и конкретные рекомендации
для достижения необходимых результатов. Международные эксперты
назвали четыре главных принципа: приватизация, демонополизация,
частная собственность на землю и передача функций выполнения
законов от федеральных ведомств на максимально низкий уровень.
Но, к сожалению, в реальной российской политике они во
многом игнорируются.
Если срочно не начать действия в жилищной сфере, то канализация
рано или поздно прорвется, и в коммунальных стоках утонут
все -- и граждане, и государство, которое не смогло эту
проблему решить. Как говорят китайские мудрецы, "очень
трудно предсказывать, особенно будущее". Но уже сейчас
у нас все происходит так, как предсказал Нострадамус: отчуждение
граждан от государства. Граждане идут своей дорогой в решении
своих насущных проблем, без чиновного надзора.
|