В канун старого Нового года в Государственной Думе состоялись
парламентские слушания на тему «О проекте Концепции реформирования
системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы
(в части образования)». Участники слушаний поддержали идею
создания отраслевой системы оплаты труда работников образования,
как единственную возможность учета специфики труда педогогов.
Однако, выступающие признали неприемлемым для сферы образования
представленный Минтрудом проект Концепции, поскольку он
ухудшает действующую систему оплаты труда, не обеспечивает
гарантий увеличения заработной платы учителей и не ведет
к реальному повышению их жизненного уровня. Корреспондент
«Кворума» встретился с председателем Комитета ГД по образованию
и науке Александром Шишловым,
чтобы получить комментарии по итогам слушаний.
- Как случилось, что Концепция, подготовленная Минтрудом,
оказалась столь непродуманной, что вызвала явное негодование
в Государственной Думе?
- Насколько мне известно, данная Концепция готовилась в
недрах Министерства труда, а в Государственной Думе вообще
не обсуждалась. Резко негативное отношение к данной концепции
вызвано тем, что она не позволяет надеяться на то, что ее
применение сможет изменить тяжелое положение в системе образования,
то есть увеличить зарплату и создать отраслевую систему,
которая бы стимулировала квалифицированный труд, а также
могла привлечь молодых специалистов. Все это требует дополнительного
бюджетного финансирования, и от этого никуда не деться.
Данная же концепция предлагает увеличить заработную плату
лишь в 1,33 раза, что на наш взгляд, не позволит реализовать
отраслевую систему оплаты труда. Кроме того, правительственная
Концепция предлагает создавать отраслевые системы, утверждаемые
на федеральном уровне, в качестве рекомендательных. То есть
на федеральном уровне предлагается установить рекомендуемые
размеры ставок и окладов. Для тех работников, зарплаты которых
финансируются из федерального бюджета, например, работников
высшей школы, ставки будут носить фиксированный и обязательный
характер. А для школьных учителей, зарплаты которых финансируются
из регионального бюджета, значения ставок и окладов будут
устанавливаться региональными и местными властями, исходя
из возможностей местных бюджетов. Таким образом, в связи
с этой Концепцией, единственной социальной гарантией остается
МРОТ. Одним словом, у нашего Комитета две претензии к данной
Концепции: во-первых, она не дает гарантий минимальных размеров
ставок и окладов, а во-вторых, она не предусматривает значительного
увеличения в целом оплаты труда. Хотя сама по себе идея
отказа от ЕТС и перехода к отраслевым системам оплаты труда
представляется нам позитивной. В связи с этим мы предлагаем
в 2003 году произвести индексацию ЕТС, а к отраслевым системам
оплаты труда переходить тогда, когда увеличатся денежные
ресурсы, чтобы фонд заработной платы увеличился не менее,
чем в два раза. Кроме того, необходимо установить гарантии
для всех работников образовательной сферы на уровне федерального
закона.
- Создается впечатление, что либо Министерство труда
довольно халатно отнеслось к разработке Концепции, либо
оно просто преследовало совершенно конкретные цели…
- Я полагаю, что одной из причин разработки именно такого
подхода, когда федеральные органы принимают только рекомендательные
решения и не несут финансовых обязательств, является желание
переложить ответственность за выплату заработной платы с
федерального уровня власти на местный и региональный. Проще
говоря, все сделано таким образом, чтобы министр труда мог
сказать учителям: «За вашу зарплату мы не отвечаем. Идите
к своим губернаторам и мэрам!».
- Каковы были рекомендации участников слушаний?
- По итогам слушаний мы предложили, учитывая предусмотренное
бюджетом на 2003 год повышение оплаты бюджетников с 1 октября
2003 года в 1,33 раза, провести в 2003 году индексацию заработной
платы в рамках ЕТС. Отложить переход к отраслевой системе
оплаты труда работников образования до 1 января 2004 года,
предусмотрев в федеральном бюджете 2004 года средства для
увеличения общего фонда оплаты труда работников образования
не менее, чем в 2 раза по сравнению с нынешним. При законодательном
утверждении нормативов бюджетного финансирования образования
в федеральном законе о бюджете на 2004 год. Одновременно
к обозначенному сроку предусмотреть введение вместо безадресных
трансфертов и дотаций - целевые субвенции и субсидии бюджетам
субъектов РФ.
Кроме того, большинство выступающих отметили необходимость
создания более гибкой системы оплаты труда учителей, разрывающую
жесткую связь оплаты ставки учителя с почасовой нагрузкой,
как единственный путь решения проблемы перегрузки детей.
Также мы рекомендовали Правительству РФ создать межведомственную
комиссию по доработке проекта «Концепции реформирования
системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»
с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета
Федерации.
|