Участники парламентских слушаний отмечают назревшую необходимость совершенствования
системы оплаты труда работников образования и поддерживают
идею создания отраслевой системы оплаты труда.
Следует отметить, что именно отраслевая система оплаты
труда предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами
в области образования: Указом Президента Российской Федерации
от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию
образования в РСФСР», Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Концепцией модернизации российского образования на период
до 2010 года.
Однако переход к отраслевой системе оплаты труда невозможно
рассматривать в отрыве от размера предлагаемого увеличения
средней заработной платы и от финансовых и правовых гарантий
такого увеличения.
Неисполнение органами государственной власти вышеупомянутых
правовых актов в части соотношения уровня средней заработной
платы работников образования и уровня средней заработной
платы работников промышленности приводит к тому, что уровень
оплаты труда в сфере образования остается крайне низким
и составляет на октябрь 2002 года в среднем 2,9 тыс. рублей
в месяц, или 53,2 % от среднемесячной заработной платы в
промышленности. При таких обстоятельствах переход к отраслевой
системе оплаты труда, по мнению участников парламентских
слушаний, имеет смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты
труда не менее, чем в два раза.
Участники парламентских слушаний считают, что предлагаемое
в проекте Концепции увеличение заработной платы работникам
образования в 1,33 раза с 1 октября 2003 года лишь частично
компенсирует рост стоимости жизни со времени предыдущего
увеличения заработной платы 1 декабря 2001 года, поскольку,
согласно экспертной оценке ЦК профсоюза работников народного
образования и науки, с 1 декабря 2001 года по октябрь 2003
года прожиточный минимум возрастет на 40%. Поэтому предлагаемое
в проекте Концепции увеличение заработной платы не решает
задачи создания эффективной отраслевой системы оплаты труда
работников образования, обеспечивающей стимулирование работы
молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере
образования.
В этой связи представляются предпочтительными предложения
Министерства образования Российской Федерации, сформулированные
в варианте №2 проекта Концепции отраслевой системы оплаты
труда работников образования, предусматривающие увеличение
заработной платы работников образования в зависимости от
стажа работы и уровня квалификации в диапазоне от 1,88 до
2,4 раза. Вместе с тем, в предложениях Министерства образования
Российской Федерации недостаточно проработаны вопросы увеличения
заработной платы отдельных категорий работников сферы образования,
в частности, заведующих лабораториями, методистов и других
педагогических работников системы переподготовки и повышения
квалификации работников образования. Требует отдельного
рассмотрения создание системы оплаты труда учителя, более
гибко учитывающей аудиторную и иные виды нагрузки и разрывающей
порочный круг «заработная плата - аудиторные часы», который
является сегодня одним из источников перегрузок учащихся
и преподавателей.
Особую озабоченность участников парламентских слушаний
вызывает отсутствие в проекте Концепции иных, кроме минимального
размера оплаты труда (МРОТ), федеральных гарантий формирования
отраслевой системы оплаты труда.
В отраслевых системах оплаты труда, предложенных в проекте
Концепции, предусматривается введение на федеральном уровне
не фиксированных или минимальных размеров ставок и должностных
окладов работников организаций бюджетной сферы, а лишь рекомендуемых.
Введение в действие отраслевой системы оплаты труда работников
образования предусматривается за счет средств соответствующих
бюджетов. В условиях отсутствия федеральных государственных
гарантий минимальных размеров ставок отраслевых систем следует
ожидать, что увеличится дифференциация в уровне оплаты труда
по регионам, возникнет неопределенность условий индексации
оплаты труда в связи с ростом цен на товары и услуги. Такой
подход ставит под угрозу сохранение единого образовательного
пространства в стране.
Участники парламентских слушаний одобряют и поддерживают
решение Комитета Государственной Думы по образованию и науке
от 29 ноября 2002 года по вопросу «О проекте Концепции реформирования
системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы
(в части образования)» и постановление президиума Центрального
комитета профсоюза работников народного образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2002 года «О ходе доработки
Концепции реформирования системы оплаты труда работников
организаций бюджетной сферы, подготовленной Министерством
труда Российской Федерации, предлагаемых Министерством образования
Российской Федерации принципах построения отраслевой системы
оплаты труда работников образования и задачах Профсоюза».
Участники парламентских слушаний считают неприемлемым для
внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования
системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы,
разработанного Министерством труда и социального развития
Российской Федерации, как ухудшающего действующую систему
оплаты труда, не обеспечивающего гарантий увеличения заработной
платы работников образования, не ведущего к реальному повышению
их жизненного уровня, затрудняющего проведение федеральной
политики в сфере образования.
С учетом предусмотренного федеральным бюджетом на 2003
год повышения оплаты труда работников бюджетной сферы с
1 октября 2003 года в 1,33 раза, участники парламентских
слушаний считают целесообразным провести в 2003 году индексацию
заработной платы в рамках ЕТС, а переход к отраслевой системе
оплаты труда работников образования осуществлять с 1 января
2004 года на основе федерального закона, обеспечивающего
государственные гарантии формирования отраслевой системы
оплаты труда работников образования, предусмотрев в федеральном
законе о федеральном бюджете на 2004 год средства для увеличения
общего фонда оплаты труда работников образования не менее,
чем в 2 раза по сравнению с нынешним, а также утверждение
нормативов бюджетного финансирования в сфере общего образования.
На основании изложенного участники парламентских слушаний
РЕКОМЕНДУЮТ:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Подготовить проект федерального закона «Об отраслевой
системе оплаты труда работников образования», определяющий,
в частности, что ставки заработной платы (оклады), установленные
на федеральном уровне, соответствующий тарифный фонд оплаты
труда и надтарифный фонд, составляющий 60 % от тарифного
фонда, являются государственными гарантиями минимальных
уровней оплаты труда работников образования на всей территории
Российской Федерации.
2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений
в бюджетное законодательство, направленных на переход в
рамках финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы
Российской Федерации, от безадресных трансфертов к целевым
субсидиям и субвенциям на выплату заработной платы работникам
образовательных учреждений, подведомственным субъектам Российской
Федерации и муниципалитетам.
Правительству Российской Федерации:
1. Создать межведомственную комиссию по доработке проекта
Концепции реформирования системы оплаты труда работников
организаций бюджетной сферы с участием депутатов Государственной
Думы и членов Совета Федерации.
2. При доработке проекта Концепции реформирования системы
оплаты труда работников организаций бюджетной сферы:
- проектировать изменения в системе оплаты труда работников
образования как самостоятельной категории работников бюджетной
сферы на основе федеральных государственных гарантий оплаты
труда в соответствии с конституционными обязанностями государства
в сфере образования;
- предусмотреть повышение заработной платы работникам образования
не менее, чем в 2 раза с 1 января 2004 года;
- согласовать основные положения проекта Концепции с внесенным
Президентом Российской Федерации законопроектом «О внесении
изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части, касающейся финансирования
общеобразовательных учреждений»;
- определить конкретный механизм, источники и сроки погашения
сложившейся задолженности по заработной плате работникам
образования до введения новой системы оплаты труда работников
образования;
- с целью оптимизации бюджетных расходов на образование
всех уровней активизировать деятельность по формированию
нормативов финансирования в сфере образования;
- предусмотреть введение вместо безадресных трансфертов
и дотаций целевых субвенций и субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации;
- предусмотреть создание более гибкой системы оплаты труда
по сравнению с существующей, устанавливающей менее жесткую
связь заработной платы педагогических работников с аудиторной
нагрузкой.
3. При подготовке проекта федерального бюджета на 2004
год предусмотреть расходы, обеспечивающие увеличение общего
фонда заработной платы работников образования не менее,
чем в 2 раза по сравнению с ныне существующим.
4. Рассмотреть вопрос о возможности дополнительной индексации
тарифных ставок и окладов ЕТС в 2003 году, сверх предусмотренного
размера, за счет дополнительных доходов бюджетов всех уровней
и остатков средств на счетах бюджетных организаций.
5. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации законопроект, предусматривающий программу
поэтапного повышения заработной платы работникам образования
к 2006 году до уровня, установленного Законом Российской
Федерации «Об образовании», Указом Президента Российской
Федерации от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах
по развитию образования в РСФСР», Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года.
6. Рассмотреть вопрос о поэтапной реализации проекта Концепции
реформирования системы оплаты труда работников организаций
бюджетной сферы и о проведении ее апробации в отдельных
субъектах Российской Федерации.
Органам законодательной (представительной) власти субъектов
Российской Федерации, органам представительной власти местного
самоуправления:
Провести в первом квартале 2003 года депутатские слушания
по вопросам реформирования отраслевой системы оплаты труда
работников образования.
Средствам массовой информации:
Организовать дискуссию по проекту Концепции реформирования
оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части
образования) с широким участием общественности.
Опубликовать материалы настоящих парламентских слушаний.
|