Накануне нового года невольно, подводя итоги уходящего,
задумываешься о будущем.
Думаю, что 2003 год несет с собой как внутренние, так и
внешние риски для России. Первые я бы свел к трем позициям:
Чечня, пассивность правительства и межбюджетные отношения.
Теракт в Москве не оказал серьезного влияния на отношение
как внешних, так и внутренних инвесторов к России. Однако
повторение подобных событий не только в Москве, но и в других
регионах страны, а также понимание того, что чеченская проблема
становится не просто проблемой Северного Кавказа, а проблемой,
угрожающей стабильности и безопасности людей и бизнеса на
всей территории России, способны прямо сказаться на экономической
динамике, на объеме инвестиций и подорвать экономический
рост в стране. Проиллюстрировать это можно на примере Израиля,
который после эскалации конфликта резко ухудшил свои экономические
показатели. Еще 2-3 года назад Израиль был страной с достаточно
динамично растущими объемами инвестиций, теперь же в стране
безработица, дефицит бюджета, обострение экономических проблем.
Инвесторов обмануть невозможно: политическая нестабильность
автоматически сказывается на экономике. Именно поэтому чеченская
проблема нуждается в урегулировании не только в силу политических
резонов, но и в силу очевидных экономических потерь.
Второе — пассивность исполнительной власти. Правительство
в ожидании 2003 года занимает двойственную позицию: с одной
стороны, бюджет будущего года не содержит серьезных социальных
составляющих, то есть нет увеличения расходов или каких-либо
новых инициатив, способных удовлетворить интересы основных
социальных слоев населения. Можно подумать, что правительство
не волнует взаимозависимость его экономической политики
и результатов парламентских и президентских выборов. С другой
стороны, события октября — ноября показывают, что по политически
чувствительным вопросам — изменению налоговой системы, по
жилищно-коммунальной реформе, энергетике и другим — администрация
и правительство занимают все более выжидательную позицию
и демонстрируют неготовность идти на жесткую реализацию
уже принятых решений. Поэтому основная внутренняя угроза
2003 года заключается в том, что правительство будет действовать
по инерции и откажется от каких-либо структурных преобразований.
Ведь каждое из них — это всегда конфликт интересов, причем
не только между правительством и парламентом, между правительством
и гражданами, но и между различными группами интересов.
Эта позиция чревата тем, что еще больше спровоцирует социальное
недовольство.
Третья внутренняя угроза — межбюджетные отношения. Регионы
в следующем году получат более нестабильные источники доходов,
чем федеральный бюджет. Регионы не смогут обеспечить выплаты,
связанные с повышением заработной платы в следующем году,
и будут вынуждены увеличивать тарифы на коммунальные услуги,
городской транспорт. Одновременно с этим субъекты РФ, особенно
дотационные, столкнутся с проблемой закупок топлива. Это
третий серьезный внутренний вызов: конструкция бюджета неустойчива
с точки зрения межбюджетных отношений.
Внешние угрозы, которые существуют для России, сводятся
к одной — возможному падению цен на нефть в случае удара
по Ираку со стороны США и их союзников. Подобная угроза
достаточно реальна, хотя последние решения Совета Безопасности
ООН отодвинули ее, по крайней мере, за рамки февраля 2003
года. К сожалению, для России это означает очень простую
вещь, которую мы наблюдали на практике в конце прошлого
— начале текущего года. Очевидно одно: если 21,5-22 долл.
за баррель нефти Urals и соответствующие цены на газ для
России означают 3-3,5% экономического роста в следующем
году, то 18-19 долл. за баррель — это только 2% роста в
лучшем случае, а если 15 долл. — то нулевой рост. Нулевой
рост означает, по моим подсчетам, дефицит бюджета на уровне
до 1% ВВП, который будет в будущем году закрыт без проблем
за счет внутренних и, возможно, внешних заимствований, за
счет приватизации, но, с другой стороны, это затормозит
налоговую реформу, создаст напряжение в отношениях с регионами
и, безусловно, скажется на политической ситуации в стране.
Таков основной внешний вызов.
Кроме того, в 2003 году, скорее всего, будет продолжаться
стагнация мировой экономики, подъема американской экономики,
вопреки всем прогнозам, так и не произошло. В четвертом
квартале рост экономики США составит 1%, а экономики объединенной
Европы не более 0,8%. Таким образом, в 2003 году мы, вполне
вероятно, можем наблюдать очень слабый экономический рост
в ведущих странах мира, а значит — и сокращение спроса на
наши сырьевые товары или, по крайней мере, неувеличение
его. Имеется в виду не только нефть, но и черные и цветные
металлы, лес, химические продукты. Поэтому, к примеру, российская
цветная металлургия — абсолютный рекордсмен по производству
текущего года — в условиях глобальной стагнации может иметь
слабый рост из-за сильной зависимости от внешних рынков.
То же самое может грозить и другим нашим экспортным отраслям.
При этом их рентабельность также сокращается одновременно
с укреплением реального курса рубля. Дополнительные проблемы
экспортерам создаст возможный не отток, а, как ни странно,
приток капитала в страну: при сегодняшней узости инструментов
ЦБ это приведет к усилению инфляции, и рубль в реальном
выражении будет укрепляться быстрее, чем в 2002 году. Тем
самым внешнеэкономическая ситуация будет работать на сокращение
рентабельности основных отраслей нашей промышленности и
гасить экономический рост. Возможное падение цены на нефть,
плохая конъюнктура мирового рынка и неблагоприятное воздействие
извне на российские финансы могут способствовать дальнейшему
замедлению экономического роста. В этом — основные риски
для России.
Именно поэтому России крайне необходимо, во-первых, ускорить
структурные реформы и, во-вторых, использовать быстро меняющуюся
геополитическую ситуацию с пользой для своей экономики.
|