22 ноября Госдумой рассматривается российский бюджет
на 2003 год. Хотя это уже третье чтение — спорных вопросов
по главному финансовому документу страны все еще множество.
От установления предела повышения тарифов естественными
монополиями до источников дополнительных средств на антитеррористическую
деятельность. Дискуссионные моменты федерального бюджета
с «Веком» обсуждает заместитель председателя думского комитета
по бюджету и налогам Михаил
ЗАДОРНОВ.
— Михаил Михайлович, какой вы видите роль финансового
резерва в бюджетах 2003—2004 годов? Как известно, правительство
намерено отказаться от этого инструмента уже с 2004 года.
— Позиция правительства в бюджете-2003 вполне определенная:
финансовый резерв остается в качестве свободных денег на
счетах правительства, которыми оно распоряжается по своему
усмотрению. К концу 2003 года финансовый резерв будет исчерпан
— останется всего 22 миллиарда рублей — и де-факто исчезнет
как экономический инструмент.
Позиция моя и целого ряда депутатов, которые внесли соответствующие
поправки в Бюджетный кодекс, заключается в том, что России,
зависящей от состояния мировых рынков сырья, абсолютно необходим
стабилизационный фонд. Такой фонд нужен для решения двух
задач: сглаживания для бюджета колебаний мировых рынков
и «обезболивания» внешних пиков для платежного баланса и
денежно-кредитной политики в целом.
В день заседания Госдумы, 22 ноября, в постановление о
принятии бюджета в третьем чтении будет включен пункт, который
дает поручение бюджетному комитету внести соответствующие
поправки в Бюджетный кодекс на рассмотрение депутатов в
декабре этого года. В этих поправках будет определен порядок
формирования такого стабилизационного фонда, порядок расходования
его денег: речь будет идти о создании долгосрочного механизма,
который может заработать уже в конце 2003 — 2004 году.
Большинство моих коллег по бюджетному комитету, ряд фракций
уже высказались в пользу принятия этих поправок в первом
чтении.
— Как вы оцениваете региональную финансовую политику
государства в бюджете-2003? Уже сейчас высказываются опасения,
что регионы не справятся с повышением зарплаты бюджетникам,
анонсированным правительством на будущий год.
— Межбюджетные отношения — это как раз самое слабое место
бюджета 2003 года. В случае ухудшения внешней конъюнктуры
и ситуации с бюджетом регионы пострадают в первую очередь.
В отличие от этого года никакой дополнительной помощи на
заработную плату федеральный бюджет 2003 года для регионов
не предусматривает. Напомню, что в течение этого года они
получат около 40 миллиардов рублей дополнительной помощи.
Зато в следующем году по закону регионы должны будут погасить
20 миллиардов рублей ссуд, полученных в 2001—2002 годах.
Правда, бюджетный комитет эту ситуацию несколько сгладил
тем, что Дума предоставит правительству право консолидировать
и отсрочить погашение бюджетных ссуд до 1 ноября будущего
года.
Но, как известно, с 1 октября 2003 года предполагается
увеличение зарплаты бюджетникам на 33 процента. Можно с
уверенностью говорить, что треть наиболее дотационных регионов
с этим не справится. И тогда региональные администрации
столкнутся с выбором из двух плохих вариантов. Первый: не
повышать зарплату, откладывая это на неопределенный срок.
Второй: в той или иной мере все-таки увеличивать зарплату,
но за счет накопления задолженности по ней или резкого сокращения
субсидий жилищно-коммунальному хозяйству и средств, выделяемых
на закупку топлива.
С выполнением доходной части региональных бюджетов также
ожидаются проблемы. В следующем году регионам предстоит
собирать два очень неустойчивых новых налога. Первый — акциз
на бензин, который переносится с нефтеперерабатывающих заводов
на оптовиков, а потому неизвестно, как будет собираться.
Второй налог — транспортный, который вводится для владельцев
транспортных средств и предполагаемые доходы от которого
также не совсем предсказуемы.
Кроме того, сейчас вносятся поправки в закон «О малом бизнесе»
и многие из так называемых малых предприятий, которые платили
целый ряд налогов, перейдут на вмененный налог. Опять-таки
регионы недосчитаются некоторых дополнительных источников
средств.
Грядущих проблем региональных бюджетов можно будет избежать
только в случае достаточно высоких цен на нефть. Если цены
на нефть будут соответствовать даже сегодняшнему прогнозу
21,5 доллара за баррель, то совершенно очевидно, что придется
оказывать дополнительную помощь регионам. И эта помощь будет
оказана, поскольку конец будущего года — это предвыборная
ситуация с точки зрения как думских, так уже и президентских
выборов. Уверен, что в политических интересах будет принято
решение закрыть задолженности по зарплате, которые будут
возникать в регионах.
В итоге выход будет найден настолько тривиальный насколько
и традиционный — осенью придется пересматривать… федеральный
бюджет. Мы, депутаты бюджетного комитета, так или иначе
выделим дополнительные суммы региональным бюджетам на решение
проблем с заработной платой и с другими текущими расходами.
— Поддерживаете ли вы точку зрения о необходимости установления
в бюджете-2003 предела повышения тарифов естественными монополиями?
— В прошлом году была принята бюджетная поправка, в соответствии
с которой на 2002 год было установлено правило — правительство
утверждает предел повышения тарифов на весь текущий год
и, внося бюджет на 2003 год, дает прогноз роста тарифов.
Дума в первом чтении также приняла закон, который вводит
порядок утверждения правительством пределов тарифов для
всех естественных монополий на следующий год одновременно
— и это очень важно! — с проектом бюджета.
Для бюджета 2003 года подготовлена еще более жесткая поправка:
поскольку правительство предложило нам прогноз тарифов,
из которого рассчитаны бюджет и темпы инфляции, бюджетный
комитет счел необходимым установить в законе о бюджете пределы
увеличения оптовых тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные
перевозки в тех размерах, которые правительство внесло вместе
с бюджетом. Это 20-процентный предел увеличения тарифов
на газ, 14-процентный — на электроэнергию на ФОРЭМе и 12-процентный
— на железнодорожные перевозки. А правительство уже вправе
в 2003 году в этих пределах увеличивать тарифы тогда, когда
сочтет это необходимым.
Конечно, мы в комитете ожидаем, что вокруг этой поправки
развернется серьезная борьба между правительством и депутатами
на пленарном заседании 22 ноября.
— Сейчас разгорелась дискуссия о том, с каких расходных
статей «перебросить» дополнительные средства на антитеррористическую
деятельность. Каковы могут быть, по вашему мнению, бюджетные
источники этих средств?
— Правоохранительная деятельность и национальная оборона
в бюджете следующего года получили значительную прибавку
в средствах. Напомню, что номинальные расходы на правоохранительную
деятельность по сравнению с текущим 2002 годом увеличены
в 1,5 раза, а на армию — более чем на треть. Силовики —
основные выигравшие от бюджета 2003 года. Поэтому средства
на антитеррористическую деятельность можно найти за счет
оптимизации расходов силового блока. Такое поручение правительству
будет дано в постановлении Думы о принятии бюджета в третьем
чтении.
|