Владимир Лукин: "Называть
себя европейской страной и не жить по-европейски невозможно…"
- О том, что внешняя политика является продолжением
внутренней, знают все. Но как быть здесь с нами? Такая вроде
цивилизованная внешняя стратегия и совсем иного рода политика
внутри страны - может одно быть продолжением другого?
- Да, внешняя и внутренняя политика становятся все более
связанными - с каждым десятилетием, не говоря уже о столетиях.
Раньше можно было вести себя как угодно. Если вождь одного
племени дружит с вождем другого племени, то он не вмешивается
в его внутренние дела, не смотрит, сколько у него жен, кого
он и как там из своих непослушных высек. Он, конечно, может
с такими подходами не соглашаться, но это неважно, у них
общие враги и все такое. Сейчас же ситуация другая. Мир
взаимозависим. Экономики взаимозависимы, информационные
системы фактически глобализованы. В этих условиях называть
себя европейской страной и не жить по-европейски уже практически
невозможно. Можно некоторое время что-то подобное имитировать,
но через какое-то время все станет очевидным. Что сейчас
и происходит. Сочетание византийской внутренней политики
и европейской внешней может быть только краткосрочным.
Медленно обгоняя Украину
- Трудности только начинаются или власть уже понимает,
что с этим противоречием что-то надо делать?
- Нет, сейчас эти проблемы только возникают. Думаю, многое
зависит от того, как у нас пойдут дела с будущими выборами,
будут ли они рассматриваться как свободные и демократические,
как у нас пойдет дело с законом о СМИ. Поправки, которые
туда внесены, безусловно, настораживают европейцев.
Понимаете, существует незримая, но отчетливая грань, которая
отделяет страну, признаваемую живущей по европейским законам,
от страны, которая в реальности живет совсем по-другому.
При всех наших сложностях нас все-таки признают страной,
которая пытается жить по законам и прецедентам Европы. И
есть, скажем, Белоруссия, которая таковой не признается.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Существует Украина,
которая семимильными шагами сегодня шествует не к Европе,
а от нее. И уже это очень сильно сказывается.
У нас еще есть какой-то зазор. Особенно после 11 сентября,
когда президент набрал очень много очков.
- Мы еще не промотали тот капитал, который заработали
11 сентября?
- В последнее время этот жирок начал постепенно исчезать.
Возникли очень серьезные проблемы.
- Неожиданное замечание президента о том, что Чечня
- это снова наша внутренняя проблема, как-то связано с тем,
что российская власть ощутила некоторые из этих изменений?
- Не думаю. Конечно, напрасно наши высшие должностные лица
говорят о Чечне такие разные вещи за довольно короткий промежуток
времени. Хоть это и верно на самом деле. Чечня - это действительно
наше внутреннее дело. В том смысле, что Чечня находится
внутри наших границ. И такие проблемы решаются в основном
внутренними силами. Проблема ирландского сепаратизма и терроризма
решается английскими силами. Проблема басков решается испанцами,
хоть и в сотрудничестве с Францией в последнее время. Но
в том-то и парадокс, что если Чечня является внутренней
проблемой государства, стремящегося жить по европейским
законам, то эта проблема автоматически перестает быть внутренней.
Потому что то, как она решается, - это уже не внутреннее
дело. Можно, как Саддам Хусейн, применяя газы против курдов.
Можно, как это делали иранцы во время войны с Ираком, направлять
живые заслоны на танки, не считаясь ни с какими людскими
жертвами. А можно решать и по-европейски. В этом смысле
это проблема уже не только российская - мы подписали соответствующее
соглашение.
- Но по-европейски с Чечней не выходит. Противоречие
между, как вы сказали, «византийством» и «европейскостью»
только углубляется…
- Мне очень понравилась формула, которую высказал наш самый
глубокий политический аналитик, - я имею в виду Хрюна Моржова:
беда в том, что мы воевать не можем и не воевать не можем.
Может быть, многие читатели вашего журнала сочтут меня чрезмерно
жестким, но я считаю, что в тех вопросах, где дело идет
о государственной целостности, жесткие меры применимы. Если
бы эти адресные, точечные и жесткие меры дали в несколько
месяцев конкретный результат, я бы это приветствовал. Но
эта восьмилетняя ситуация, конечно, не может вызвать никакого
энтузиазма. Особенно когда реально и параллельно с этим
существует в стране еще одна беда: слабость по существу
и вседозволенность по форме. И это, конечно, все выходит
за европейские стандарты.
«Единственный европеец». 200 лет спустя
- А насколько власть вообще может себе позволить быть
«единственным европейцем»?
- Вот знаете, в чем разница между нынешними временами и
теми, в которые эта фраза была сказана? Тогда власть действительно
была единственным европейцем. В царской России, по крайней
мере наверху, мы неизмеримо ближе были к Европе, чем сейчас.
«Единственный европеец» сегодня - это совсем не государство.
Это гуманитарная интеллигенция, тесно связанная с Западом,
с Европой особенно, это некоторые круги бизнеса, просвещенные,
конечно, которые связаны с международными предпринимательскими
структурами.
Я был бы счастлив, если наша власть повела бы нас в Европу.
И я поддерживал эту тенденцию. Меня, кстати, многие мои
радикальные коллеги критикуют за то, что я слишком благожелательно
отношусь к правительству, к президенту.
- Именно за эти надежды?
- Конечно, не в связи же с какими-то симпатиями, а именно
из-за того, что я понимал, какое мужество нужно было для
такого стратегического решения. Но это должно сопровождаться
и внутриполитическими движениями в определенную сторону.
И у меня, к сожалению, нет ощущения, что такие движения
есть. Сильное государство - это сильная законодательная,
исполнительная и судебная власти, а не подтягивание под
себя слабой исполнительной властью еще более слабой законодательной
власти и еще более продажной судебной. Это не вертикаль
- это месиво.
- Европейские ценности - это уже такое клише целого
десятилетия. Между тем в стране не так уж много людей, которые
эти ценности видели и уж тем более отчетливо себе представляют,
что это такое. Во власти такие люди появляются?
- Да, и во власти такие люди есть, но проблема в том, что
сама власть остается традиционным российским чудовищем.
Но даже в госаппарате вполне достаточно людей, которые понимают
реальности современного мира. Это, кстати, примерно то же,
что было в позднебрежневские времена. Тогда эти люди, конечно,
сыграли свою роль в том, что в результате произошло. Но
как единое целое эти люди занимаются своим социальным делом
- глушат реформы. Хотя есть и такие, которые реально пытаются
что-то продвинуть. То, что, скажем, появляется реформа местного
самоуправления, - это результат деятельности таких людей.
А то, во что все в результате превращается, - это уже бюрократический
аппарат. Он из всего делает миргородскую лужу. Это же не
лужа - это знак российской жизни. Проблема в том, как плюхаются
наши лучшие начинания в миргородскую лужу. Это проблема
и менталитета, и государственного устройства, в котором
бюрократическим образом во всех структурах имитируется реальность.
Вы спрашиваете, насколько власть может себе позволить быть
европейцем. Проблема в том, что каждый маневр - если это
маневр, а не задумка оперативного свойства - должен обеспечиваться
определенными силами, которые являются выразителями этого
движения. Но этого нет. Помните Скалозуба - из фельдфебеля
в Вольтеры. Пусть уж фельдфебель будет хорошим фельдфебелем.
Из фельдфебеля в Вольтеры - из этого ничего европейского
не получится. Вспомните великие реформы 60-70 годов XIX
века. Там же подобралась команда выдающихся реформаторов,
людей с очень яркими судьбами, которые были носителями этих
идей. Они поддерживались очень серьезным либеральным движением.
А сейчас? Огромный государственный аппарат, которому ничего
не надо, кроме того, чтобы жить вот в такой странной рыночной
политике и рыночной морали - и с сохранением прежнего статус-кво.
При этом можно изображать из себя хороших современных европейских
людей, но оставаться теми, кем они и являются. Не будет
реформ без слоев, которые в этих реформах заинтересованы.
- Мы не первый раз идем в Европу, и такие оценки звучали
бы столь же справедливо и десять лет назад, и двадцать.
Это действительно объективное проклятие или сегодня к этому
добавляются какие-то личностные особенности власти?
- Я плохой психолог, но я знаю одно: в России надо быть
очень смелым человеком, чтобы всерьез затронуть бюрократический
аппарат. Я уверен, что президент это должен понимать, что
никакие реформы этому аппарату не нужны. Он все будет глушить,
он останется большой ватной подушкой, как это было и при
генсеках, при Горбачеве, а потом и при Ельцине. Там, правда,
были определенные силы, которые продавливали реформы на
начальных этапах. Но они и увязли в этой подушке.
- Президент понимает, что это противоречие может разрешиться
в историческом итоге против него?
- Президент станет успешным президентом, если те идеи,
которые он провозгласил, будут воплощены. И он не станет
успешным, сколько бы он ни правил, если базовые идеи увязнут.
Думаю, что президент это понимает.
- Вот он пообещал, к примеру, решить проблему Калининграда.
Получилось?
- Я думаю, получилось. Если кто-то ждал, что и в самом
деле можно будет ездить по Литве таким образом, чтобы Литва
в этот процесс не вмешивалась, то зря. Это нереалистично.
Это была запросная позиция, техника переговоров. Я не думаю,
что мы проиграли. И какая разница, визы это или не визы?
Критерий один: будет ли хуже, чем было раньше, человеку,
который перемещается между Калининградом и остальной Россией.
По соглашению, если оно будет правильно и серьезно применяться,
не будет. 80 процентов всех перевозок осуществляются по
железной дороге. Упрощенные проездные документы - это не
так уж плохо. И дело не в нашей гордости. Дело в том, что
столкнулись наш суверенитет - совершенно объективно, мы
действительно должны ездить свободно по своей стране - и
национальный суверенитет Литвы, который мы признали.
Неодноэтажная Европа
- Но мы, как я понимаю, не первые, кто сталкивается
с этой проблемой. Ведь сама идея единой Европы в корне меняет
понятие суверенитета вообще. Кажется, даже Европа немного
растерянна, а мы и вовсе рискуем совсем запутаться?
- Это большой вопрос. С одной стороны, снижается уровень
национального суверенитета и повышается общеевропейский,
пока в рамках ЕС. С другой - продолжается процесс глобализации,
когда каждой стране до происходящего в другой стране намного
больше дела, чем это было раньше. Мы оказались между двумя
этими уровнями - между глобальной взаимозависимостью и региональной,
проявляющей себя сегодня более интенсивно. И нам надо определяться.
Потому что суверенитет абсолютный невозможен нигде, и абсолютного
решения пока нет. Вот, к примеру, Голландия более либеральна
в отношении наркотиков, а ведь Шенген, границ нет - пришлось
вводить временные ограничения для Голландии даже в рамках
Шенгена. Я уж не говорю о проблемах, связанных с экономическими
вопросами.
- Свой путь к объединению Европа начала задолго до того,
как пошли все эти глобальные изменения…
- Евросоюз - это 57-й год…
- Теперь разделение Европы на западную и восточную больше
не носит политического характера. В связи с этими изменениями,
или, если угодно, с вызовами, первоначальная модель объединения
меняется на ходу или базовые идеи остаются все-таки неизменными?
- ЕС формировался как экономическое объединение. Сначала
даже отраслевое. Европейское объединение угля и стали, Евратом
и так далее. Потом он превратился в глобально-экономическое.
Потом в социальное. Сейчас оно превращается в политическое.
Но идеология осталась прежней, и по-прежнему в основе идеи
Робера Шумана, Жана Монне - это идеология единой Европы.
Восходящая, кстати, еще к Карлу Великому. Ведь объединенная
Европа была - в том раннефеодальном виде, когда не было,
перефразируя Маяковского, ни Россий, ни Франций, и все жили
единым человечьим общежитьем. Хоть и нещадно грызлись между
собой.
- Но это были похожие страны. Да по большому счету и
не страны вовсе. Сейчас же Европа не одноэтажна, как это
можно было с определенной условностью считать еще совсем
недавно.
- Да, Европа больше не одноэтажна. Сейчас заседает европейский
конвент, возглавляемый бывшим президентом Франции Жискар
д'Эстеном, и там обсуждаются вопросы будущей конституции
Европы. Это, скажу вам, очень жаркие споры. Что все-таки
будет важнее: лояльность общеевропейская или речь идет о
Европе отечеств? Многие выступают за Европу отечеств. Еще
вопрос: какими темпами идти. Ведь расширяясь, ЕС не ускоряет
темпы своего развития, скорее, наоборот. Появляется огромная
куча новых проблем, которые накладываются на старые. Ведь
остаются проблемы взаимоотношений гигантов - Франции, Англии,
Германии, - существует проблема приспособления к евро. А
тут вдруг появляется Польша с ее дешевой рабочей силой.
Появляется Венгрия с Румынией со своими сложностями с национальными
меньшинствами. К дешевому итальянскому вину - дешевое эстонское
молоко. А к дешевой нелегальной рабочей силе - дешевая легальная
рабочая сила. Мы можем как угодно по этому поводу злорадствовать,
но это объективная проблема - между расширением и углублением.
Наша Америка
- Но ведь есть еще и американский фактор.
- Американский фактор вообще чрезвычайно серьезен. По-моему,
за последнее двадцатилетие или тридцатилетие европейцы ощущают,
что при всех наших катаклизмах Россия становится более европейской
страной, чем Советский Союз в 30-е годы. А вот Америка становится
менее европейской страной. И не только в национально-этническом
плане, не только в экономическом - с ориентацией на Тихий
океан и Латинскую Америку. Главным образом по своим базовым
философским устремлениям. Европа развивается по принципу
того, что международные права важнее национальных самоутверждений.
А американцы стремятся показать, что могут решить все самостоятельно.
Это очень раздражает Европу. И это везде - и в Международном
суде, и в Киотской декларации. И это не отдельные разногласия,
вот в чем дело. Они проистекают из неодинаковой философской
установки. Я не захожу так далеко, чтобы сказать, что Америка
и Европа стали разными цивилизациями. Это не так. Но они,
скажем так, стали разными субцивилизационными полями.
- И нам действительно ближе американская философия,
как в последнее время все отчетливее представляется?
- Здесь очень интересно. С одной стороны, мы провозгласили
свою стратегическую ориентацию на «европейскость». И это
естественно, со времен Киевской Руси Россия всегда тяготела
к европейскому концерту. С другой стороны, Россия побывала
сверхдержавой. И осталось сильное ностальгическое сверхдержавное
чувство. Мы все время то грустно, то агрессивно сравниваем
себя с Америкой - вот им можно, а нам нельзя? Некоторые
американские инстинкты, особенно нынешней американской власти,
нам оказываются близки. И мы их воспринимаем как часть исторической
памяти с большей готовностью, чем другую историческую память
- европейскую. И иногда получается так, как во время единой
коалиции против талибов: психологическая совместимость у
нас с американцами была выше, чем с европейцами. Посмотрите:
американское отношение к талибам - и наша политика в Чечне.
Они совместимы, а европейцы морщатся со своими понятиями.
И вообще, возьмите отношение к реальности. Европейцы - картезианцы,
у них принцип сомнения, и на это нанизано много философско-политических
вещей: права человека, права меньшинств и все такое прочее.
Американцы же немножко иные. Американец знает, что он ближе
к Богу, что бы ни случилось. Это наследовано от протестантов-переселенцев,
от новой земли обетованной и так далее.
И мы тоже живем традициями Третьего Рима, мы тоже избранная
страна. Нас многое сталкивает - тот же вопрос, кто из нас
ближе к Богу. Но сам принцип, сам критерий близости к Богу
один, и мы тоже, как и американцы, по-своему оцениваем то,
что мы делаем, даже если кому-то это кажется неправильным.
Так что и здесь приходится существовать в условиях такой
дихотомии. Поэтому я думаю, что наиболее рациональной нашей
политикой - именно политикой, стратегия-то европейская -
было бы маневрирование по методу Англии между Европой и
США, но при этом мы обладаем несколько большими возможностями,
чем Англия. Но для того, чтобы так маневрировать, нужно,
чтобы нас держали за своих. И это должно быть не маневрирование
извне по принципу многополюсности - вот и Китай полюс, и
Индия полюс, и мы полюс. Это не даст эффекта. Вот в рамках
единой цивилизационной конструкции, с Америкой и Европой,
от Лиссабона до Владивостока, и не для того, конечно, чтобы
столкнуть Европу и Америку, можем занять очень хорошие позиции.
Если, повторяю, нас признают своими. Пока еще нас таковыми
признают.
- На брюссельском саммите, как показалось, некоторые
трудности обозначились с достаточной откровенностью.
- По тональности саммит был нормальным. Главная проблема
состояла в Калининграде. Европейская сторона просто хотела
зафиксировать то, что экспертами уже было установлено, а
мы предлагали сделать небольшие, но существенные уточнения.
И нам это удалось.
- Но был еще довольно тягостный фон - я имею в виду
Чечню, Дубровку.
- В какой-то степени да. Понимаете, спора не было, стороны
очень корректно относились друг к другу. Конфликта не было.
- В дальнейшем он возможен?
- Я думаю, у Запада есть очень большие основания с нами
не ссориться. Но это на уровне лидеров. На уровне общественного
мнения все сложнее. И настроения очень сложные по отношению
к России. Я сейчас не рассуждаю о том, справедливые или
несправедливые. В мнении толпы, как говорят поэты, есть
и то, и другое. А общественное мнение - это серьезно, и
опасность конфликта существует, и нам надо смотреть в глаза
этой опасности.
|