О законотворческой деятельности Комитета Госдумы по
образованию и науке рассказывает его председатель Александр
ШИШЛОВ («Яблоко»).
На одном из майских заседаний Комитета по образованию и
науке мы подробно обсудили планы на 2002 - начало 2003 года.
Надо заметить, что все то, что мы наметили в конце мая,
пока удается выполнять, и самый главный результат, который
я бы отметил, это принятие в первом чтении закона «О государственном
стандарте общего образования».
Этот закон чрезвычайно важен, поскольку дает основу для
перехода к нормативному бюджетному финансированию школы.
Кроме того, закон устанавливает правовые гарантии того,
что содержание школьного образования будет определяться
на основе открытого профессионального и общественного обсуждения,
что поможет сделать содержание образования отвечающим требованиям
сегодняшнего дня.
Закон «О государственном стандарте общего образования»
решил , наконец, вопрос о целесообразности введения двенадцатилетки
непосредственно сейчас. Мы сформулировали закон так, чтобы
стало ясно: сейчас у нас одиннадцатилетка, а когда созреют
условия для того, чтобы увеличить время обучения в школе,
это будет сделано путем принятия соответствующего закона,
а не кулуарного ведомственного решения.
В конце прошлой сессии мы приняли во втором и третьем чтении
закон «Об образовании» с пакетом поправок, который больше
года лежал в «портфеле». Закон решил ряд проблем, в частности,
уточнил понятие образовательного стандарта, закрепил порядок,
по которому правом внеконкурсного поступления в ВУЗы обладают
победители предметных олимпиад. Кроме того, была заложена
правовая основа для целевого приема в ВУЗы.
Также были отменены ограничения по приему на платной основе
по специальностям «юриспруденция», «менеджмент» и «государственное
управление». Раньше не более 25% мест от общего приема по
таким специальностям могло быть отдано на платную внебюджетную
основу. Таким образом законодатели хотели сохранить бесплатные
места и ограничить коммерциализацию. Но в реальной жизни
это привело к тому, что сильные ВУЗы, которые имели возможность
принять больше студентов по данным специальностям, не могли
этого сделать законным путем. А ведь за счет этого они могли
бы привлечь средства для увеличения оплаты работы преподавателей,
для приобретения нового учебного оборудования, для ремонта
аудиторий. С другой стороны, расплодилось огромное количество
юридических псевдокафедр и псевдоВУЗов, которые лишь формально
удовлетворяли государственным требованиям, а по сути занимались
продажей дипломов. Теперь возможность принимать платных
студентов увеличилась в три раза, при этом число бесплатных
мест сохраняется прежним и гарантии бесплатного обучения
никак не отменяются.
На ближайшие месяцы наши планы связаны с тем, чтобы принять
во втором и третьем чтении закон «О государственном стандарте
общего образования». В рамках подготовки этого закона 22
октября мы будем проводить парламентские слушания по содержанию
стандарта. Я считаю, что основные его позиции должны быть
предметом общественного обсуждения. Должны высказаться и
родители, и ученики, и профессиональное сообщество.
Вторым, а может, и первым по важности для нас сейчас будет
работа над бюджетом. Мы уже провели специальное заседание
комитета, где обсуждали проект бюджета в части образования
и науки. В целом, у нас сложилось мнение, что в правительственном
варианте бюджета заявленные ранее приоритеты на 2003 год
выполнены не в полной мере. Если сравнить цифры роста расходов
на образование и цифры роста расходов на социальные, правоохранительные
и другие государственные нужды, то они будут не в пользу
образования. Меня тревожит тот факт, что на развитие образования
- закупку оборудования, капитальный и текущий ремонт - заложено
недостаточно средств.
Кроме того, нас очень разочаровывает позиция Правительства
по отношению к зарплате учителей. Комитет предлагает для
работников образования провести индексацию с 1 января на
20%, в правительственном бюджете предложена индексация на
33%, но с 1-го октября, что с учетом инфляции ухудшает материальное
положения работников образования.
Несмотря на некоторые разногласия, я хотел бы отметить,
что ряд рекомендаций комитета все же был учтен: выделено
порядка миллиарда рублей на обновление библиотечных фондов,
увеличены средства на закупку нового оборудования. Не в
том объеме, в котором мы хотели, но значительно больше,
чем в прошлом году. Кроме того, принято наше предложение
о повышении доплат за ученые степени профессорско-преподавательскому
составу ВУЗов, правда, опять-таки не в тех размерах, которые
мы предлагали, но «в три раза» - это уже серьезный шаг.
По разделу науки мы также имеем довольно значительный рост
расходов. В частности, мы с удовлетворением отмечаем, что
Правительство предлагает увеличить расходы по линии Российской
Академии Наук. Но некоторые положения бюджета по разделу
науки вызывают у нас возражения. Например, мы не поддерживаем
предложение по сохранению прежнего объема (реально - с учетом
инфляции - уменьшения) финансирования фонда РФФИ, Гуманитарного
фонда, а также Фонда поддержки малых форм предприятий в
научной сфере.
Все эти темы мы будем подробно обсуждать и изыскивать возможности
для увеличения расходных статей. Но существует одна позиция
в правительственном проекте бюджета, которая представляется
нам абсолютно неприемлемой. Дело в том, что так называемые
адресные программы, перечень строек и объектов, которые
финансируются из федерального бюджета, почему-то приведены
не как часть закона, а всего лишь в качестве справочного
материала. Но ведь из бюджетного кодекса вытекает совершенно
иное. Поэтому в заключении комитета мы указали, что комитет
считает возможным поддержать этот бюджет в первом чтении
при двух условиях: во-первых, данная программа будет принята
как приложение к закону, а во-вторых, на образование и науку
будут выделены дополнительные деньги либо путем увеличения
доходной части, либо путем перераспределения расходных статей.
|