На носу новый учебный год, завтра будет отмечаться
День знаний. И у нас разговор пойдет о том, что такое реформа
системы образования, к чему мы идем, что находим и можем
ли что-то потерять. Наши каналы связи протянулись на восток
и на запад: в старинном университетском городе Томске, в
студии областного радио - губернатор Кресс Виктор Мельхиорович,
а в Санкт-Петербурге у телефона председатель комитета Государственной
Думы по образованию и науке Александр Шишлов.
Юлий Семенов: Прежде всего я обращаюсь к Виктору
Крессу. Виктор Мельхиорович, вы член Государственного совета.
Известно, что на Госсовете с участием Президента обсуждались
вопросы реформирования образования, совершенствования всей
системы. Что, на ваш взгляд, главное?
Виктор Кресс: Здесь несколько вещей, которые предложено реформировать.
Прежде всего, это отработка нового содержания структуры
образования. С одной стороны, много второстепенного у нас
в образовании, с другой - необходимо сегодня вводить новые
курсы, такие как информатика, расширение иностранного языка,
гуманитарные предметы. Сейчас все больше и больше идет речь
о том, чтобы большее число часов в неделю была физическая
культура. Дальше: введение государственного экзамена. Третье
- это формирование открытого образовательного пространства.
Далее, формирование новых финансовых механизмов в системе
образования. Это реструктуризация сети сельских школ через
создание образовательных округов и т. д.
Юлий Семенов: Вы все обсудили, приняли рекомендации.
Что дальше?
Виктор Кресс: А дальше практически по всем этим направлениям идет
отработка, своего рода эксперимент, в частности, по первому
вопросу, по отработке нового содержания структуры образования.
Одиннадцать школ нашей области, в том числе и сельские,
и городские, принимают участие в этом широкомасштабном эксперименте.
Что касается единого государственного экзамена, то, по-моему,
22 или 26, я могу ошибиться, территорий сегодня идут по
этому пути, в том числе и Томская область. Мы в этом году
проводили единый экзамен по математике. И результаты в общем
хорошие.
Юлий Семенов:Я интересовался в аппарате Госсовета.
Мне сказали, что по всем проблемам, поставленным при обсуждении
этого вопроса, Президент дал поручения, и их выполнение
взято под контроль администрацией Президента.
К нам поступил междугородный звонок от слушателя.
Слушатель: Это говорят из Набережных Челнов, преподаватель
физической культуры в среднем специальном учебном заведении
Тамара Владимировна. У меня два вопроса. Первый: предусматривается
ли в данной реформе изменение программы по физической культуре
в общеобразовательной школе, в средних специальных и высших
учебных заведениях? И второй вопрос, непосредственно по
валеологии. У меня есть информация о том, что она сейчас
министром образования несколько задвинута, то есть прекращена
подготовка специалистов в высших учебных заведениях страны,
а в общеобразовательных школах прекращено преподавание ее.
Отношение к валеологии каково сейчас? И будет ли она внедрена
в учебные заведения?
Юлий Семенов: Вопрос ясен. Александр Владимирович,
вы можете на него ответить?
Александр Шишлов : Что касается валеологии, тут в двух словах не ответить,
лучше отложить до другого раза. А что касается физкультуры,
то здесь можно уже отвечать вполне предметно. Потому что
мы, конечно, хотим, чтобы наши дети были здоровыми, а для
этого нужно, чтобы у них была возможность заниматься физкультурой
и было для этого оборудование. В проекте бюджета на 2003
год, когда мы его готовили вместе с Министерством образования,
мы предусмотрели значительное увеличение финансирования
на эти цели. И около 300 миллионов рублей будет выделено
на приобретение спортивного инвентаря для общеобразовательных
школ.
Юлий Семенов: А если говорить о проекте бюджета
вообще? Я знаю, что в рекомендациях вашего комитета и в
решениях его и в программе депутатской группы "Яблоко",
которую вы представляете, записаны серьезные рекомендации
к проекту бюджета. В какой степени проект бюджета их учел,
на ваш взгляд?
Александр Шишлов : Конечно, никогда нельзя быть полностью удовлетворенным.
Денег всегда не хватает. Но надо сказать, что в этом году
нам удалось довольно сильно увеличить расходы на образование
уже на предпроектном этапе, на этапе нулевого чтения. Потому
что изначально, в первых приближениях, предполагалось 92-93
миллиарда рублей направить на цели образования, а сейчас
в том проекте, который правительство внесло, 97,5 миллиарда
рублей, это, конечно, значительно более крупная сумма, но
не все потребности удовлетворены в той степени, как мы бы
хотели. Например, предусмотрены расходы на повышение стипендий
студентам, увеличение надбавок за ученые степени вузовским
преподавателям. Но мы хотели сделать это увеличение еще
более значительным, потому что мы считаем, что вузовские
работники должны получать достойную зарплату, и нынешнее
состояние нас никоим образом не устраивает.
Юлий Семенов: Но, простите, там предусмотрены
доплаты, то есть увеличение платы кандидатам, докторам наук,
имеющим ученые звания, чуть ли не в три раза. Вы хотели
в пять. Но не все сразу, наверное.
Звонок в студию.
Слушатель: Меня зовут Лариса, я из Московской области.
Я хочу задать вопрос томскому губернатору. Виктор Мельхиорович,
я сама никогда не была в Томске, но я уже слышала не раз
ваши выступления по радио, в том числе по образованию, и
вообще про Томск наслышана. У меня есть много знакомых из
Томска. Я сама педагог по образованию, но работаю, к сожалению,
совсем в другой сфере. Но я знаю, что томское образование
достаточно сильное, потому что мои знакомые с дипломами
того же университета неплохую работу даже в Москве нашли.
И судя по этому, у вас должен быть неплохой преподавательский
состав. Все-таки у учителей везде зарплаты низкие, и живется
трудно везде, в том числе и в Москве. Нельзя их приравнивать
даже к людям со средним достатком. Скажите, а в Томске как
дела обстоят, что вы делаете? В связи с новой реформой,
может быть, у вас что-то новое есть, какие-то секреты? Поделитесь.
Виктор Кресс: Вопрос очень большой, но я постараюсь коротко ответить.
Мы делаем немало в образовании. Вообще образование нашего
города, нашей области, особенно высшее образование, имеет
приличную историю, около полутора веков. И мы в политике
администрации проводим линию на то, чтобы Томск сделать
метрополией образования, с тем, чтобы к нам ехали учиться
не только со всех уголков России, но и из стран ближнего
и даже дальнего зарубежья. Поэтому я и в госкомиссии работал
именно в блоке по отработке высшего образования. И у нас
налицо сегодня во всех наших шести университетах признаки
развития. Я назову одну цифру: в 1993 году в наших вузах
обучались 35 тысяч студентов. В лучшие годы советского периода
- 42 тысячи. Сегодня обучается 90 тысяч студентов в наших
вузах, это в городе с населением 500 тысяч.
Юлий Семенов: Можно реплику, Виктор Мельхиорович?
Согласитесь, одно время отмечалось снижение интереса к обучению.
Молодые люди считали, что можно пробиться в бизнесе и других
делах без дипломов. Сейчас, по-моему, обратный процесс пошел.
Виктор Кресс: Да, уже несколько лет идет обратный процесс. И ежегодно
конкурсы для поступающих в наши вузы растут. И очень много
желающих получить образование не просто в каких-нибудь вузах,
а именно в хороших вузах. И я считаю, наши вузы относятся
к этому числу. И мы поддерживаем вузы и в части выделения
средств, в том числе из областного бюджета, всевозможных
грантов, идет поддержка преподавателей, студентов, то есть
стипендии именные и т. д.
Юлий Семенов: А общежития? Я знаю, комитет Государственной
Думы требовал повысить ассигнования на содержание общежитий.
Виктор Кресс: Правильно требовал комитет. Мы уже несколько лет
как вернулись к тому, что накануне учебного года с комиссией
(в составе комиссии находятся работники областной администрации)
мы принимаем каждое общежитие. И я должен сказать, что это
дает свои положительные результаты. У нас сегодня идет и
реконструкция общежитий. То есть из комнат на 4-5 коек сегодня
делаются благоустроенные, с санузлами, на 2-3 человека или
две комнаты вместе в одном блоке, там тоже выделяются и
душевые, и так далее. И условия есть в нескольких общежитиях,
которые близки к лучшим мировым образцам.
Юлий Семенов: Звонок в студию.
Слушатель: Профессор Колесников Анатолий Аркадьевич, Таганрогский
госуниверситет. Замечательно, что вы ведете передачу о высшем
образовании.
Юлий Семенов: Спасибо, стараемся.
Слушатель: В России есть две ветви высшего образования.
Одна ветвь называется инженер - дипломированный специалист,
а вторая - бакалавр-магистр. И в любых вузах страны, в университетах
все поставлено таким образом. Хотя это не очень рационально.
Болонская декларация ЮНЕСКО рекомендовала всем западным
университетам и всем в Западной Европе перейти на режим
бакалавр-магистр. В России такая дискуссия проводится. В
чем дело? Наш инженер - это не бакалавр и не магистр еще.
На Западе, когда он попадает в университет или фирму, не
понимают, кто он таков.
Юлий Семенов: То есть вы за приближение наших
стандартов к международным?
Слушатель: Да, к европейской, мировой системе. Когда Дума
и другие наши уважаемые организации приступят к этому вопросу?
Юлий Семенов: Я адресую ваш вопрос Александру
Владимировичу Шишлову. Уже в первом чтении по предложению
депутатов рассмотрен закон о государственном стандарте общего
образования. Так ведь?
Александр Шишлов : Да. Я вначале хочу Анатолию Аркадьевичу ответить.
Вы очень важную тему затронули. И, к сожалению, в последние
годы у нас очень слабо шла работа именно по интеграции российского
высшего образования в европейскую систему, в мировую систему.
Сейчас мы хотим изменить это положение. Мы договорились
с Министерством образования, с Петербургским университетом,
и в декабре мы проведем специальную большую конференцию,
куда пригласим представителей вузов, которые заинтересованы
в интеграции, представителей Совета Европы, Европейского
союза, тех, кто занимается образованием. Мы хотим дать импульс
к тому, чтобы российский диплом признавался в Европе, во
всем мире. И один из вопросов - это, конечно, постепенное
движение к тому, чтобы у нас была общая система квалификационных
требований, общая система аттестации. Потому что сегодня,
к сожалению, государственный диплом выдается в разных вузах
одного и того же образца, но цена этого диплома, как мы
понимаем, совершенно разная, если мы говорим о ведущих вузах
или говорим о каких-то вузах менее известных и менее профессиональных.
Поэтому это очень важная тема, это одна из приоритетных
задач и для комитета, и для министерства.
Но вы, Юлий Александрович, затронули вопрос о стандарте,
о законе, который мы приняли. Совершенно верно, что мы должны
менять содержание образования, мы должны давать школьникам
такое образование, чтобы знания, которые наши дети получают,
были в жизни нужны, чтобы выпускник мог быстро усваивать
новые знания, чтобы он мог говорить на иностранном языке,
чтоб он был с компьютером на "ты". И вот сейчас
идет параллельный процесс: мы приняли в первом чтении этот
закон, а одновременно, поскольку мы работаем вместе с министерством,
идет разработка проекта содержания стандарта, он опубликован
в "Учительской газете". В октябре у нас будут
парламентские слушания по содержанию общего образования,
потому что мы хотим, чтобы содержание общего образования
было предметом профессиональной дискуссии.
И еще одна очень важная вещь, на которую хочу обратить
внимание. На мой взгляд, одно из самых главных положений
в законе о стандарте относится к экономике образования.
Мы хотим, чтобы государство точно сформулировало, сколько
денег оно готово выделять на обучение одного ученика, переходило
к нормативному принципу бюджетного финансирования образования.
И вот это положение тоже заложено в закон о стандарте.
Юлий Семенов: Мы увлеклись, и это вполне естественно,
вопросами высшего образования. Но не будем забывать о школах,
особенно о сельских школах, где труднее всего работать учителям.
Виктор Мельхиорович, к вам вопрос. В какой мере вы поддерживаете
сельские школы, в какой мере они обеспечены компьютерами,
в какой мере - учебными пособиями, как помогаете учителям?
Виктор Кресс: Мы работаем с сельскими школами. Для себя, в рамках
реформирования образования внутри области, не российского,
мы в Томском районе уже несколько лет как отработали систему
и создали так называемые школьные округа, и сейчас этот
опыт тиражируем в целом по всей области. То есть на базе
крупной средней школы, вокруг крупной средней школы несколько
школ начальных, несколько девятилетних школ, и это позволяет
нам в этих школах создавать попечительские советы, привлекать
сюда и людей, работающих во властных структурах, и предпринимательские
кадры, для того чтобы наполнять внебюджетные фонды вот этих
школ. И это позволяет нам уже в будущем году завершить компьютеризацию
в целом всех школ в нашей области.
Компьютеризацию сельских школ мы начали значительно раньше,
чем в целом по России. И компьютерных классов в сельских
школах у нас не меньше, а в некоторых районах больше, чем
даже в городских. Кроме этого, мы запустили сейчас программу
по обеспечению школ учебно-наглядными пособиями, и прежде
всего именно в сельские школы первые пособия начинают поступать.
Здесь было сказано о том, что на уровне России с будущего
года выделено 300 миллионов рублей на физкультурно-спортивный
инвентарь. Мы эту программу в этом году тоже начинаем делать.
И прежде всего - в сельских школах, потому что, к сожалению,
за эти годы, когда не было у нас иногда возможности выплатить
своевременно заработную плату, все остальное, естественно,
было заброшено. И поэтому некоторые школы, конечно же, имеют
очень жалкий вид. Сейчас мы пытаемся вернуть как можно быстрее
долги этим школам. И образцы у нас есть сегодня приличные,
хорошие. Даже на едином государственном экзамене первое
место по качественному образованию по математике не городские
школы, а школа одного из сельских районов, Молчановского,
заняла.
Слушатель: Светлана Васильевна, учитель. Скажите, устраивает
ли вас система повышения квалификации учителей? Времени
берет много, а индивидуальные особенности или потребности
каждого учителя не учитываются. Вы понимаете, в чем дело?
Что я бы считала необходимым - чтобы исходили из потребностей
учителя, чтоб он делал заказ на повышение своей квалификации,
что ему в первую очередь необходимо. Потому что в общем
курсе бывает так, что только пять процентов, может быть,
даже меньше приходится именно на то, что, собственно говоря,
нужно конкретному учителю.
Юлий Семенов: Я попрошу высказаться и Виктора
Кресса, и Александра Шишлова. Есть ли возможность удовлетворить
запросы учителей?
Виктор Кресс: В самом вопросе Светланы Васильевны уже есть начало
ответа. Я полностью с ней согласен, и нам надо переходить
при повышении квалификации на индивидуальную программу.
И мы, в свою очередь, в области для этого создали пансионат
с тем, чтобы учителя меньше тратили на командировки и так
далее. И есть приличный интернет-центр, через который мы
просветили уже несколько тысяч учителей, и сейчас переходим
именно на индивидуальное обучение в системе повышения квалификации.
Юлий Семенов: Александр Владимирович, я видел
наработки вашего комитета. Там есть моменты, связанные с
повышением квалификации педагогических кадров.
Александр Шишлов : Светлана Васильевна совершенно справедливо ставит
вопрос. Система повышения квалификации, переподготовки нуждается
в изменениях. И в планах и комитетских, и правительственных
эта работа заложена. Но начинать надо с изменения содержания
программы. Именно сейчас об этом и идет речь. После того
как станет ясно, чему учить, нужно будет соответственно
осуществлять переподготовку учителей. Потому что требования
к учителям теперь будут совершенно другие. Начиная с компьютерной
грамотности.
Юлий Семенов: У вас в проекте есть предложение
о внесении поправки в Закон о всеобщей воинской обязанности.
Идея в том, чтобы дать учителям отсрочку от военной службы.
Этот проект на подходе?
Александр Шишлов : В прошлом году один раз он уже рассматривался в
Государственной Думе. К сожалению, сорока голосов не хватило.
Не проголосовала фракция "Единство", часть КПРФ.
Сейчас мы снова внесли его, сейчас в составе авторского
коллектива представители практически всех фракций. И я считаю,
что это очень важный закон, потому что в нем государство
четко отвечает на вопрос, где нужен учитель: в школе или
в армии? Мы считаем, что учитель нужнее в школе, чем в армии.
Поэтому мы осенью будем вновь добиваться рассмотрения этого
закона, и надеюсь, что в этот раз Государственная Дума его
одобрит.
Слушатель: Москва, журналист Бородинский. Что предполагается
предпринять для воспитания достойных граждан России и в
школьном, и в высшем образовании? И второй вопрос: каково
соотношение на перспективу платного и бесплатного образования?
Юлий Семенов: Вопрос очень широкий. Будем граждан
воспитывать! - это ответ на первый вопрос. И по платному
образованию – какое соотношение?
Виктор Кресс: Общего платного образования почти нет. Хотя многие
родители могут и даже хотят платить за обучение, потому
что самое выгодное вложение - это все-таки в человека, тем
более в своего ребенка. Что касается высшего образования,
у нас в пределах 30 процентов сегодня платное обучение.
Юлий Семенов:Вы знаете о мировой практике, когда
обучение студентов берут на себя фирмы, предприятия, заключают
своего рода контракты, чтобы потом человек погашал эту ссуду,
отрабатывал этот контракт. Это, с одной стороны, обеспечивает
работой молодых выпускников. И есть какая-то устойчивость
кадров, меньше выпускников уезжают далеко-далеко оттуда,
где они учились. У вас есть попытки внедрить такую систему?
Виктор Кресс: Есть. Богатые фирмы, в том числе ЮКОС, "Востокгазпром"
начинают учить по такому методу, отбирают ребят еще в школах,
заключают с ними контракты, оплачивают за них. И они, естественно,
затем должны вернуться на фирму. А мы, область, областной
бюджет, учитывая, что агропромышленный комплекс сегодня
находится не в лучшем экономическом состоянии и там главная
проблема - как раз отсутствие кадров, специалистов, управленцев,
мы второй год уже оплачиваем из бюджета обучение специалистов
сельского хозяйства. И в планах у нас - распространить этот
опыт на подготовку педагогов, врачей, юристов, экономистов
для сельской местности.
Юлий Семенов:Александр Владимирович, наверное,
те люди, которые нам не дозвонились и у которых есть предложения,
могут их прислать в ваш комитет, комитет Госдумы по образованию
и науке? Вы их рассмотрите?
Александр Шишлов : Конечно, комитет готов к любому
диалогу. И мы очень рады, когда к нам обращаются с идеями
и предложениями.
|