[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Виктория РАБОТНОВА
На вопросы отвечает председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Александр ШИШЛОВ
"Санкт-Петербургский курьер" , 11 июля 2002 года

- Александр Владимирович, наступило лето – "горячая пора" для выпускников школ и их родителей. Будет ли изменена система поступления в вузы? Политолог Георгий Сатаров говорит, что больше всего взяток люди дают для того, чтобы их дети поступили в вузы, только потом идут сотрудники ГИБДД, судьи и врачи…

- Еще два года назад эксперты Центра стратегических разработок говорили, что общество тратит на преодоление порога между школой и вузом не менее 30 миллиардов рублей ежегодно, из них более 10% - на взятки. Сегодня, по данным фонда ИНДЕМ, о которых Вы говорите, объем взяток значительно увеличился. Но дело не только в коррупции, как таковой. Если мы хотим обеспечить доступность высшего образования для тех, кто имеет способности и знания, но не имеет достаточно денег, то нынешний порядок поступления в ВУЗЫ, нечестный и несправедливый, надо менять.

- Как?

- Основой для нового порядка поступления может стать система единых государственных экзаменов (ЕГЭ), которая сейчас испытывается в режиме эксперимента в 16 регионах России, в т.ч. у наших соседей в Новгороде и в Пскове. При такой системе, заканчивая школу, выпускник вместо выпускных и вступительных экзаменов выполняет письменные работы по нескольким предметам, причем работы выполняются в специальных центрах, куда не имеют доступа учителя, учившие экзаменуемых. Затем работы кодируются и их проверяют частично на компьютере (те вопросы, ответы на которые состоят из определенного числа или слова), а частично (те вопросы, на которые необходимо давать развернутый ответ) – независимыми комиссиями. Оценки выставляются по 100-балльной системе, причем высший балл получают лишь единицы. После этого абитуриент может направить документы в любые вузы (пока, разумеется, лишь в те, которые участвуют в эксперименте), и решение о приеме принимается только на основании присланных результатов единых экзаменов. Таким образом, создается независимая от школы, независимая от вуза система, позволяющая эффективно оценить уровень знаний учеников и, кстати, объективно сравнивать качество преподавания в различных школах. Она дает возможность поступать в столичные вузы тем, кто живет в провинции и сегодня должен тратить деньги на проезд, на подготовительные курсы, на репетиторов – без всякой гарантии поступления. Новая система может избавить нас от привычных приписок и подтирок в экзаменационных работах, от двойных летних стрессов (сперва – выпускные экзамены в школах, потом – вступительные экзамены в вузах). Когда в ходе эксперимента будут отработаны все технические и методологические вопросы, можно будет принимать закон о новой государственной системе аттестации выпускников. Именно закон - потому что система поступления в вузы затрагивает практически каждую семью, и такие решения нужно принимать после парламентского обсуждения. Думаю, что новая система может быть принята в 2004 году.

- Известно, что ряд ректоров - категорически против ЕГЭ. Почему?

- По моему мнению, новая система вызывает сомнения у двух категорий вузовских работников. О тех, кто не хочет лишиться "теневого" заработка и влияния, говорить не буду. Но есть и другие, представляющие ведущие вузы, в которые всегда большой конкурс и которые хотят сохранить возможность индивидуального отбора высокоодаренных выпускников. Их можно понять – не всегда талант можно обнаружить за сухими строками письменной работы. Что же, возможно, для ведущих ВУЗов в дополнение к единым экзаменам, следует предусмотреть возможность дополнительных испытаний или собеседований.

- Давайте перейдем от высшего образования к среднему: есть ли надежда, что улучшится положение учителей?

- По моему предложению, наш комитет утвердил приоритеты законодательства и приоритеты федерального бюджета 2003 года в сфере образования. Мы предлагаем с 1 января 2003 года повысить зарплату учителей на 20%, изменив Единую тарифную сетку. Но это – временная мера, надо не просто повышать размер первого разряда ЕТС, а менять систему, отказываясь от ЕТС, единой для всех бюджетников. Задача – создать профессиональную систему оплаты труда для педагогов, которая учитывала бы квалификацию, опыт, возраст, образование, давала бы социальные гарантии в старости. Сейчас такая система разрабатывается и, надеюсь, к 2004 года будет введена – и это уже будет существенное повышение зарплаты.

- Декабрьское повышение ЕТС обернулось фактическим обманом: обещали повысить зарплату в 1,89 раза, а на самом деле "бюджетники" стали получать лишь на 40% больше…

- Правительство так "хитро" изменило ЕТС, что больше всего повысились ставки самых низших разрядов. К тому же, в Петербурге "урезали" доплаты, надтарифные выплаты, которые получали бюджетники, в том числе учителя. Губернатор установил, что доплаты (в процентах) отсчитываются от "старых" окладов – которые были до повышения ЕТС. Мои коллеги из фракции "Яблоко" в ЗАКСе предлагали отсчитывать доплаты бюджетникам от "новых" окладов - но депутаты, поддерживающие губернатора, закон провалили. А если говорить о финансировании школы в целом, то здесь я выступаю за то, чтобы переходить на нормативный принцип бюджетного финансирования – когда на основе специальной методики определяется, сколько денег необходимо для обучения одного ученика в год, этот норматив утверждается законом и на его основе рассчитываются необходимые расходы бюджета. Основа для перехода на такой принцип заложена в законе о государственном образовательном стандарте, который только что принят в первом чтении.

- Что делать с катастрофической нехваткой учителей-мужчин?

- Для начала, добиться, чтобы отсрочку от воинского призыва получали учителя всех, а не только сельских школ, как сейчас: учитель нужнее в школе, чем в армии. В прошлом году я предлагал такой проект, но не хватило 40 голосов. "Против" голосовали "Единство" и часть КПРФ, которая очень любит рассказывать, как они борются за права трудящихся… Сейчас я собрал авторский коллектив из представителей почти всех фракций и законопроект уже готов к рассмотрению.

- Насколько реальны все эти планы?

- Надеюсь, что реальны. План совместной законодательной работы в сфере образования в конце мая подписали представители всех "ветвей власти": министр образования России Владимир Филиппов, председатель Комитета по образованию Совета Федерации Владимир Никитов и я. Вместе мы будем отстаивать и увеличение бюджетных расходов на решение выбранных нами приоритетных задач.

Справка:

Шишлов Александр Владимирович. Родился в 1955 году в Ленинграде. Окончил математико-механический и юридический факультеты Санкт-Петербургского госуниверситета. Кандидат физико-математических наук. Долгое время работал в научно-исследовательских институтах в области управления сложными системами. В 1990-1993 годах – депутат Ленсовета, член его президиума. С 1995 года – депутат Государственной Думы (фракция "Яблоко"). Член российской делегации в ПАСЕ.

"Санкт-Петербургский курьер", 11 июля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Александр Шишлов

Цель образования: образованный винтик в государственной машине или человек, который сможет быть счастливым? 23 мая Институт управления и экономики посетил председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы Александр Владимирович Шишлов. Людмила Жукова Институт управления и экономики , 4 июля 2002 года

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]