В конце июня президент страны подписал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (текст на нашем сайте). Этот довольно объемный пакет поправок стал первым крупным результатом работы Комитета по образованию и науке Госдумы с того момента, как его возглавил Александр Шишлов. И хотя работа над этим документом началась еще тогда, когда комитетом руководил Иван Мельников, при новом председателе удалось довольно быстро подготовить законопроект ко второму чтению и убедить депутатов в полезности поправок. Два чтения в Госдуме прошли без заминок, поддержали законопроект и Совет Федерации, и президент. О сути принятых изменений и дополнений мы попросили рассказать самого Александра ШИШЛОВА. Что, кстати, теперь будем практиковать регулярно.
- Закон об образовании существует уже десять лет, и за это время в нем выявилось довольно много позиций, которые требуют уточнения и модификации. Кроме того, развивается законодательство в других сферах, и нам все время приходится устранять возникающие между законами коллизии. Так что подготовка подобных проектов идет постоянно и изменений вносится немало. Но в данном случае дело не ограничилось лишь техническими моментами. Речь шла о вопросах, которые поставила сама жизнь.
Наиболее важными в этом пакете поправок я считаю изменения, связанные с понятием государственного образовательного стандарта общего образования. Эти изменения были внесены при принятии закона во втором чтении. По действовавшей до этого момента редакции Закона об образовании госстандарт, включая содержание школьного образования, должен был утверждаться федеральным законом, а значит - обсуждаться в Госдуме. Но дискутировать в парламенте о программах по химии, физике или по новейшей истории... Иначе, как экзотической, эту затею не назовешь. Неудивительно, что на протяжении многих лет стандарты принять не удавалось.
Мы внесли изменения, суть которых в том, что на уровне закона должны закрепляться лишь рамочные требования к стандарту. Законом будет устанавливаться не весь стандарт, а его основные положения, порядок разработки и принятия. Теперь, после вступления этого документа в силу, мы можем принять отдельный закон о государственном стандарте общего образования. Именно с него и начнется создание законодательной основы модернизации образования.
Есть и другие изменения, касающиеся образовательного стандарта. Прежде он включал федеральный и национально-региональный компоненты. К названию второго компонента мы добавили слово "региональный", подчеркнув тем самым, что равное право на его разработку имеют все субъекты Федерации - и республики, и края, и области. Не менее важно и то, что добавлен компонент образовательного учреждения. Это необходимо для того, чтобы дать школам возможность самим формировать часть содержания учебных программ, финансируемых из бюджета. Таково одно из условий обеспечения вариативности образования.
Ряд позиций в обоих законах связан с высшей школой. Так, мы зафиксировали право на поступление без экзаменов в вузы для победителей и призеров всероссийских школьных олимпиад. Это практиковалось и прежде, но на законодательном уровне не регламентировалось. Количество лауреатов за год - не более нескольких десятков. Это талантливые дети, которые уже доказали свою состоятельность в учебе и науке, и их нужно оградить от возможных случайностей при поступлении в вуз.
Законом вводится также понятие целевого приема по договорам с органами власти и самоуправления. В сельских районах, на удаленных территориях все чаще возникают проблемы с укомплектованием специалистами органов власти. Теперь они имеют возможность получать специалистов, оплачивая их обучение.
В прежнем варианте Закона об образовании прием обучающихся по специальностям "юриспруденция", "менеджмент", "экономика", "государственное управление" на платной основе был ограничен планкой в 25 процентов от общего приема. Если вуз предоставлял 75 бюджетных мест, то еще 25 человек он мог принять на платной основе. Такую норму вводили, исходя в общем-то из благих намерений. Думали, что это ограничит коммерциализацию обучения по престижным специальностям. На самом деле получилось наоборот.
Спрос на обучение в ведущих вузах, имевших сильные факультеты, был очень высок. Но удовлетворить его из-за существовавших ограничений они не могли. Соответственно у этих вузов были связаны руки и в привлечении дополнительных средств для развития материально-технической базы, повышения зарплаты преподавателей. С другой стороны, поскольку спрос был велик, расплодилось огромное количество псевдоюридических и экономических вузов, факультетов, кафедр. Если называть вещи своими именами, они просто торгуют "корочками" - уровень подготовки там невысок, а государство не в состоянии жестко контролировать качество обучения.
Поэтому мы решили поднять планку с 25 до 50 процентов. Платный прием на престижные специальности отныне можно увеличить в три раза - тогда на тех же 75 "бюджетников" будет приходиться 75 учащихся за деньги. При этом не стоит беспокоиться о том, что уменьшится число бюджетных мест. Этот показатель защищен законом - 170 мест на 10 тысяч населения, да еще Минобразования дает контрольные цифры по специальностям и по вузам.
Зато в целом удастся повысить качество подготовки по этим специальностям, перераспределив поток абитуриентов в пользу ведущих вузов. Все ведь понимают, что цена диплома Московского или Санкт-Петербургского госуниверситета совсем иная, нежели какого-нибудь на скорую руку организованного учебного заведения или юридического факультета технического вуза, где никогда не было базы для грамотного обучения этой профессии. Кстати, и перепроизводство специалистов по модным направлениям связано как раз с тем, что подготовку зачастую ведут отнюдь не те, кому это можно доверить. В целом юристов, экономистов, менеджеров в стране действительно много, но вот настоящих профессионалов не хватает.
Во время обсуждения дополнений и изменений в Думе был еще один интересный сюжет. В действовавшей на тот момент редакции Закона об образовании утверждалось, что начальная военная подготовка в школе осуществляется на факультативной основе с согласия обучающихся или их родителей. А в варианте проекта, который вносило в первом чтении правительство, говорилось, что НВП должна проводиться в соответствии с Законом о воинской службе, то есть в обязательном порядке. Нам удалось отбить эту атаку Минобороны, сохранив факультативность НВП.
Еще одной новацией, появившейся во втором чтении, стало законодательное закрепление положения о том, что нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются федеральным законом. До настоящего времени не указывалось, как определяются сроки учебы в школе. Теперь мы имеем возможность зафиксировать их в законе об образовательном стандарте общего образования.
Кроме того, в принятом документе есть пункт, в котором указаны возрастные рамки при поступлении в школу. Там также идет речь о том, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, а муниципальные органы - вести учет ребят, которые должны учиться. Эти меры могут помочь в борьбе с беспризорностью. |