[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Игорь Артемьев
Война и мир: Сколько платить маленьким
Ведомости, 5 июня 2002 года

Игорь АртемьевСегодня Госдума рассматривает три законопроекта, каждый из которых обещает упростить жизнь малому бизнесу. Комитет по бюджетному и налоговому законодательству уже рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект. Но если мы хотим, чтобы малый бизнес на самом деле вышел из тени, важно учесть лучшее, что предлагают разработчики альтернативных проектов. Варианты изменений в Налоговый кодекс внесены правительством, фракцией "Яблоко", а также депутатами Иваном Грачевым и Оксаной Дмитриевой. Учитывая расклад политических сил в Думе, легко предсказать, что будет принят правительственный вариант. Но важно не авторство или скорость рассмотрения закона Думой, а качество российского законодательства.

Малый бизнес формирует средний класс, а средний класс - основа цивилизованного общества. Экономический рост государства невозможен без создания и развития малых и средних предприятий. Сегодня фискальная нагрузка вкупе с избыточной отчетностью и административным прессом не только тормозит развитие малого и среднего бизнеса, но и загоняет их в теневой сектор экономики.

Спросите любого отечественного бизнесмена, все ли налоги он платит. Что вы услышите в ответ, нетрудно догадаться. Скорее всего вас сочтут за наивного и нездешнего человека и объяснят, что платить 80% прибыли в казну - абсурд. Предприниматель платит налогов ровно столько, сколько считает нужным, как это ни парадоксально звучит. Ни один здравомыслящий бизнесмен не будет работать себе в убыток. Не секрет, что существует масса уловок и схем ухода от уплаты налогов: можно занизить оборот, можно не вносить на баланс основные средства, можно показать не весь штат работников, а лишь часть с достойной зарплатой. Зачем это нужно государству? Не легче ли вывести малый бизнес из тени, легализовав его?

На сегодняшний день качество законодательства по малому предпринимательству оставляет желать лучшего. В 1995 г. был принят закон "О государственной поддержке малого предпринимательства" и закон, вводящий для него упрощенную систему налогообложения. Цели этих законов были весьма благородны: дать возможность малым предприятиям работать в нормальных условиях, освободив их от непомерного налогового бремени и необходимости вести трудоемкий бухгалтерский учет. Налогов надо было платить намного меньше, а вместо громоздкой бухгалтерской отчетности - вести книгу доходов-расходов. Однако благие намерения остались только на бумаге. По экспертным оценкам, только 3% малых предприятий в стране используют "упрощенку".

Почему "упрощенка" не работает? Причины, во-первых, в необоснованно высоких ставках единого налога (10% с оборота и до 30% - с дохода). Во-вторых, в ограничениях, которые предъявляются к малым предприятиям, желающим работать по упрощенной системе. В-третьих, предполагаемый уровень оборота очень мал - не более 10 млн руб. в год. В-четвертых, максимальное число работников, которые могут работать на малом предприятии, - всего 15 человек. Наконец, невозможность добровольно уплачивать НДС ставит малые предприятия, реализующие свою продукцию юридическим лицам, в заведомо неконкурентные условия по сравнению с организациями, работающими по обычной системе налогообложения.

В результате всего этого только небольшая часть малых предприятий работает сейчас по упрощенной системе. А если учесть, что большинство малых предприятий обязаны платить налог на вмененный доход и права выбора налоговой системы у них нет, то число предприятий, которые могут работать по "упрощенке", вообще стремится к нулю. Поэтому и необходим единый закон, регулирующий налогообложение малого бизнеса.

Что же предлагают разработчики предложенных законопроектов? Правительственный вариант по-прежнему охватывает узкий круг предпринимателей: сохраняется невозможность добровольно платить НДС и крайне низкий оборот - до 10 млн руб. в год. По договоренности на встрече у президента Владимира Путина этот показатель должен быть повышен в 1,5 раза перед вторым чтением, но это все равно очень мало. "Яблоко" предлагает увеличить этот показатель до 30 млн, а для предприятий торговли - до 45 млн руб. в год.

Далее, правительство не планирует разрешить предпринимателям вычитать из прибыли такие расходы, как оплата телефонных переговоров, Интернета, почты, выплата процентов по кредиту, расходов на рекламу, охрану, пожарную сигнализацию, сертификацию и т. д. Наш законопроект разрешает все эти вычеты. В правительственном варианте не прописано распределение налога по уровням бюджетной системы. "Яблоко" предлагает установить следующее распределение: федеральному бюджету - 30% , субъекту РФ - 45% , местному самоуправлению - 25%. При этом субъект РФ получает право понизить ставку налога на своей территории до уровня местных бюджетов, чтобы стимулировать инвестиционную активность. Еще одно отличие: по варианту правительства МП не освобождаются от налога на рекламу и специального социального страхования. Мы же считаем, что это необходимо.

Правительство предлагает довольно высокие налоговые ставки: 8% оборота или 20% прибыли. При этом планируется ввести "минимальный налог" - не менее 1% от оборота, если предприятие показывает отрицательную прибыль. Это представляется весьма спорным. Все-таки налоги должны определяться не желанием государства получить деньги, а прибыльностью или убыточностью бизнеса, должны зависеть от финансового результата работы предпринимателя. Споры вокруг оптимальной величины налоговых ставок напряженно велись до последнего времени. Правительство в конце концов согласилось с мнением одного из разработчиков законопроекта "Яблока", что налоговые ставки должны быть более приемлемыми: 6% валовой выручки или 15% прибыли, а уплата НДС должна быть на добровольной основе.

Правительство и "Яблоко" предлагают заменить уплату единого социального налога (35,6% ) на уплату страховых взносов в пенсионный фонд. Размер этих взносов планируется ограничить 14% , которые будут вычитаться из суммы специального налога. Правительство предполагает освободить их от налогообложения по налогу на недвижимость, однако это создает предпосылки для ухода от налогообложения. Законопроект "Яблока" учитывает отдельное налогообложение недвижимости малых предприятий, чтобы крупные организации не могли фиктивно перевести свою недвижимость на специально созданные малые предприятия. Наш вариант разрешает малым предприятиям вести бухучет в электронной форме. Наконец, правительство хочет разрешить предпринимателям переход с "упрощенки" на обычную систему налогов только по окончании налогового периода - 1 год. Право обратного перехода на упрощенную систему появится только через три года после того, как они отказались от "упрощенки". По варианту "Яблока" отказ от "упрощенки" возможен с любого квартала, а возврат к ней возможен на общих основаниях - с любого квартала при соблюдении установленных условий.

Важно, чтобы конечный вариант закона об упрощенной системе налогообложения малого предпринимательства вобрал в себя все лучшее. Тогда он имеет шанс стать действительно эффективным.

Автор - зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, замруководителя фракции "Яблоко"

Ведомости, 5 июня 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Игорь Артемьев

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (внесен депутатами ГД И.Артемьевым и С.Иваненко) 12 апреля 2002 г.

Сравнительный анализ проектов нормативных правовых актов об упрощённой системе налогообложения

Раздел "Налогообложение малого бизнеса"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]