На днях Комитет по образованию и науке Госдумы обсуждал проект
бюджета образования на 2003 год.
Представляя концепцию бюджета, председатель комитета Александр
Шишлов обратил внимание на то, что главная задача депутатов
– не детальное распределение средств, а выявление приоритетов.
Позицию Министерства образования на этот счет представил
заместитель министра Григорий Балыхин. В настоящее время,
сказал он, уточненная заявка по бюджету системы образования
на следующий год уже направлена в Министерство финансов.
Однако точно сказать, какая доля валового внутреннего продукта
будет отчисляться на нужды образования и какие параметры
будут заложены в бюджет страны, пока невозможно. Ведь макроэкономические
показатели еще не утверждены.
Так что пока можно лишь сравнивать заявки на образовательный
бюджет-2003 с бюджетом-2001 и бюджетом-2002.
Бюджет 2001 года был профинансирован на 110 процентов по
федеральной части. Правительством было выделено несколько
принципиальных направлений финансирования, таких как учебные
расходы, капитальные вложения. Впервые был решен вопрос
оплаты коммунальных платежей. Тем не менее доля расходов
на образование в бюджете снизилась, хотя в реальном исчислении
бюджет был увеличен. Что касается 2002 года, по оценкам
Министерства финансов, пока финансирование образования идет
даже успешнее, чем других бюджетных отраслей. А если до
учителей это «успешное финансирование» не доходит – регионы
и муниципалитеты виноваты. Федеральный бюджет вне подозрений,
как супруга Цезаря...
Как заверил собравшихся Григорий Балыхин, базовое финансирование
страны с учетом инфляции сохранится. Приоритетные статьи
финансирования будут определяться исходя из базовых направлений
модернизации. Так, в целях повышения доступности образования
в два раза будет увеличена стипендия студентов. Однако сделано
это будет по новой адресной методике, которая пока еще не
утверждена правительством. Возрастут расходы на ремонт общежитий,
так как через несколько лет, по ожиданиям Министерства образования,
в связи с введением ЕГЭ возрастет число иногородних студентов.
Особая статья – финансирование санаториев-профилакториев
системы образования – в следующем году будет полностью переведена
из Фонда социального страхования на федеральный бюджетный
ресурс.
Заработная плата работников образования в 2003 году возрастет
в 1,2 раза в течение года (ЦК профсоюза требует увеличить
ее в 1,5 раза с 1 января). Возможно, сам принцип изменения
тарифных ставок будет пересмотрен правительством. Так, уже
известно, что по крайней мере в 3 раза возрастут надбавки
за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим
в образовании. На 1000 рублей будет повышена заработная
плата преподавателям и директорам ПТУ.
О выполнении статей Закона «Об образовании», касающихся
заработной платы, об отмене ЕТС речь пока не идет...
Разъясняя позицию комитета, Александр Шишлов предложил
разделить все бюджетные запросы системы образования на текущие
и работающие на развитие. «Наша роль, – подчеркнул Александр
Шишлов, – политическая, и поэтому мы вправе использовать
депутатские методы достижения целей, отстаивая параметры
финансирования». Важно, считает председатель комитета, увеличивать
именно бюджет развития, контролировать исполнение бюджета,
не допускать задолженностей.
Александр Шишлов согласился с тем, что нынешний способ назначения
социальной стипендии не дает ожидаемых результатов: почти
все студенты приносят справки о том, что нуждаются в стипендии.
Поэтому необходимо предоставить студсоветам и ученым советам
вузов право распределения стипендиального фонда.
Насущной задачей также является материальная поддержка квалифицированных
кадров и стимулирование инновационной деятельности, в том
числе связанной с государственными мероприятиями по модернизации
системы образования. Против этого тезиса выступил заместитель
председателя комитета Олег Смолин, считающий, что установление
надбавок тем, кто согласился ввести в школе 12-летку, снизит
чистоту эксперимента. Тем не менее, парировал Александр
Шишлов, все педагоги, ведущие инновационную деятельность,
должны получать дополнительную оплату за свой труд.
Заместитель председателя комитета Валентина Иванова предложила
депутатам выставить в бюджетной заявке более значительные
параметры, руководствуясь тем, что заявленные цифры всегда
уменьшаются в процессе обсуждения бюджета.
Итак, по словам Александра Шишлова, основными характерными
чертами бюджета образования в 2003 году станут сохранение
основных параметров финансирования, реально возможный рост
текущих расходов и вложения в стратегические направления
развития в соответствии с Концепцией модернизации, решением
Госсовета и Национальной образовательной доктриной. Соблюдение
же действующих отраслевых законов, заметил председатель
комитета, подразумевается само собой – важно лишь контролировать
их исполнение.
Исполнение же постановлений правительства о повышении заработной
платы контролировать, видимо, некому. Федеральный бюджет
свои обязательства выполнил, а дальше – как повезет.
Может быть, пора обсуждать не только параметры, но и общие
принципы финансирования школы?
|