[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий Андрей КАРАУЛОВ
"Момент истины" с Григорием Явлинским
Телеканал "ТВ-Центр", 21 апреля 2002 года

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: С тем механизмом управления, который существует сегодня, ничего другого ожидать невозможно.

ВЕДУЩИЙ: То есть нет реализации?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да. Потому что если вы надеетесь на то, что один чиновник укажем другому, как нужно выполнить поставленную задачу, а тот второй укажет третьему и так далее, и так далее, то из этого ничего не выйдет, кроме бюрократической машины.

ВЕДУЩИЙ: А как быть? Ведь вы же знаете, что нет и не может быть механизма реализации, скажем, федерального послания президента к нации?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Неправда. Дело в том, что если бы федеральное послание произносилось не в апреле, а в сентябре, на будущий год, то оно могло бы быть привязано к бюджету на будущий год. Или хотя бы даже если бы оно произносилось в этом году в отношении уже не 2002, а 2003 года, то можно было бы делать бюджет исходя из послания. Абсурд заложен в самом даже времени его произнесения. В апреле произносят послание на 2002 год, когда весь бюджет уже, ну, давным-давно утвержден, уже первый квартал закончился, уже все ясно, что будет в этом году и чтобы вы не говорили в этом послании, уже совершенно не играет никакой роли. Я внимательно проанализировал предыдущие послания с 1994 года. Вот они все, разные по стилю, но все одинаковые и задачи стоят те же самые, содержание их одно и то же. И не выполняются они совершенно в одинаковом духе. Это означает, что...

ВЕДУЩИЙ: То есть не выполняется ничего, если подвести итог, так получается?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да. А у нас страна так устроена. У нас страна устроена я вам расскажу как. Где-нибудь в странах Европы если назначен новый министр, то на 95 процентов это человек, выполняющий законы, Конституцию, решения парламента, а на 5 процентов уж чем бог одарил. В нашей стране ровно наоборот: на 95 процентов он делает что хочет, любой, а на 5 процентов он ограничен, я не знаю, Конституцией, президентом, Богом, не знаю кем, вот кем-то там ограничен. Но только на 5 процентов. Хороший министр - дело идет, плохой министр - дело не идет, вор министр - все разворовывается, не вор министр - ничего не разворовывается.

ВЕДУЩИЙ: А у нас в каких министерствах ничего не разворовано?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Мне они не известны. Но если бы президент действительно хотел выбрать одну проблему и решать ее, он бы ее решил. Не все, но одну он бы решил.

ВЕДУЩИЙ: Какую, например?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да любую. Реформу армии если бы захотел - провел бы. Реформу образования, так, чтобы учителя получали так, чтобы у нас было действительно образование на том уровне, на котором не стыдно было бы думать о будущем. А сейчас уже ребят призывают в армию, не умеющих читать и писать.

ВЕДУЩИЙ: Не может президент одну проблему решать, он президент?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Ну, значит не может. Значит ни одна проблема решена не будет.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Я думаю, что наше правительство ничем не хуже любого правительства в любой стране мира, вот ничем не хуже: ни глупее, ни дурнее. Разница не в правительстве, а разница заключается в том, что там правительство контролируют граждане, а у нас нет. Если вы завтра к нам посадите любое иностранное правительство, оно через полгода сообразит, что они находятся в положении, когда никто никаким образом не контролирует, кроме одного лица, а оно не может за всем уследить, это лицо-то, они все, эти правительства, иностранные, превратятся в еще более худшие, чем наши, потому что они даже русский будут знать хуже, чем наши, и компетенция у них будет меньше. Уходит КОЛЬ со своей должности и начинается коррупционный скандал. Уходит МИТЕРАН - до третьего колена начинается коррупционный скандал, после 14 лет. Уходит КЛИНТОН - хвост немереной длины. Везде так. Значит склонности у всех правительств в одном направлении.

ВЕДУЩИЙ: Нет, у нас уходить ЕЛЬЦИН...

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Ничего не происходит. И правительства меняются 7 раз за 10 лет и тоже ничего не происходит. У нас дефолты происходят, то есть вообще исчезают все деньги и совсем ничего не происходит.

ВЕДУЩИЙ: ТРЕФИЛОВ имеют уголовное дело, скоростная магистраль, там бывший вице-премьер БОЛЬШАКОВ, как я понимаю, играл главную скрипку - уголовное дело. Наша программа - четыре уголовных дела, то, что связано с продажей военной техники, вертолетов, кораблей за бесценок, 4 уголовных дела.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Это все неважно, все, что вы сейчас сказали.

ВЕДУЩИЙ: Как?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Никак. Если вы поедете со мной на встречу с избирателями, мы выйдем на сцену с вами и момент, когда меня примут одновременно за ПУТИНА, КАСЬЯНОВА, МАТВИЕНКО, мэра этого города...

ВЕДУЩИЙ: И будут все выкладывать?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да, губернатора этого города, вот за всех за них все это будет олицетворено в одном человеке. И тогда вот я им скажу одну простую вещь: подымите руки, кто помнит депутата, за которого вы голосовали? Вот в зале на тысячу человек подымится 10 рук. А теперь поднимите руки, кто из вас помнит, как этот депутат голосовал по ядерным отходам?

ВЕДУЩИЙ: О ввозе в страну?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Никто не скажет?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Одна рука. Вот вам и все.

ВЕДУЩИЙ: Значит мы сами все и виноваты?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да. Вы у меня спрашиваете, почему в городе, который построен в 1632 году, в вашем городе, который находится в десяти километрах от трассы, которая снабжает газом всю Европу, все Европу, у вас нет газа. У вас нет газа. Вы меня спрашиваете: "Почему?" И я у вас спрошу: "вы за какую партию голосовали?" "За коммунистов", - говорят. Так вот вы у них спросите. Вы у них спросите, они имеют огромное количество мест, например, в ГД.

ВЕДУЩИЙ: Ну, сейчас-то уже не огромное количество?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: То же самое.

ВЕДУЩИЙ: Но постов-то лишились?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Ну и что? А посты здесь не при чем вообще.

ВЕДУЩИЙ: То есть за ЯБЛОКО голосовали - газ есть?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Если бы был спикер от ЯБЛОКА, например, и ЯБЛОКО имело бы 150 голосов в ГД или почти 200 голосов в ГД, не знаю, как насчет газа в каждой конкретной деревне, но могу заверить вас, что ситуация была бы другая. Точно была бы другая.

ВЕДУЩИЙ: Григорий Алексеевич, понимаю, что вас невозможно ни сравнивать, ни ставить рядом с ЖИРИНОВСКИМ, но он тоже когда-то обещал каждой женщине по мужику и каждой семье по бутылке шампанского к новому году.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: И что, вы за него голосовали?

ВЕДУЩИЙ: Я нет.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Ну, так что же вы меня спрашиваете?

ВЕДУЩИЙ: Немножко похоже: газ в каждую семью, или мужика в каждую семью, или шампанское хотя бы, но в каждую семью. Вот немножко похоже. Не обидно это?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Что, кому? Вам? Мне не обидно. Может быть, вам обидно. Вам должно быть обидно.

ВЕДУЩИЙ: Мне обидно за страну.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Вот и мне обидно за страну. А стране так плохо, потому что вы в том числе и спрашиваете меня, задаете такие вопросы, прекрасно зная ответ на эти вопросы. Вы же прекрасно ответ знаете. Ситуация, которая сегодня сложилась, когда есть набор тем, которые нельзя обсуждать.

ВЕДУЩИЙ: Какие?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Ну, например, зачем ввозить в страну ядерные отходы.

ВЕДУЩИЙ: Мы это обсуждали много раз.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Послушайте, мы очень сильно разделенный народ.

ВЕДУЩИЙ: Это тоже одна из проблем.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да, это тоже огромная наша проблема. И словами здесь делу не поможешь. Здесь очень медленно, но очень настойчиво, нужно приучать людей, что собственное правительство надо контролировать.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле контролировать надо, конечно, не только правительство, контролировать надо все государственные структуры. Но сначала, коль скоро речь зашла сейчас о запрещенной, как говорит Григорий ЯВЛИНСКИЙ, теме ядерных отходов, я напомню зрителям "Момента истины" один из наших февральских сюжетов.

ВЕДУЩИЙ: А как же у нас в РОССИИ, в нашей стране, которой позарез нужны атомные хранилища, ибо сейчас наше собственное атомное дерьмо болтается в кораблях у причалов портовых городов Приморья, а также в МУРМАНСКЕ и в АРХАНГЕЛЬСКЕ, а тут еще и из БОЛГАРИИ к нам везут ядерные отходы, причем обманывая нас на каждом шагу, так вот, как же у нас, в нашей стране, строят сегодня атомные хранилища? Пожалуйста, я прошу режиссера убрать из эфира музыку. То, о чем будем говорить, к сожалению, слишком серьезно. Перед вами русский атомный могильник. Он построен сейчас только наполовину, один блок уже работает, и здесь сейчас находится такое количество ядерных отходов, что если они взорвутся, не дай Бог, этот взрыв будет как 4 ЧЕРНОБЫЛЯ. А теперь, я специально не говорю, где этот могильник расположен на территории РОССИИ, небольшая "инструкция" для шпаны. Могильник окружен тремя рядами колючей проволоки. Посмотрите, ни одного охранника, ни одной сторожевой вышки. Под проволокой, прямо в снегу, проще всего сделать подкоп с помощью обычной лопаты. Мы так и сделали. На главном заборе, могильник находится за ним, вы видите лестницы, их будто специально сделали для нас. И через 7 минут (я засек время), журналисты "Момента истины" вместе с депутатом ГД от фракции ЯБЛОКО Сергеем МИТРОХИНЫМ оказались где? На крыша атомного могильника, взорвать который, если вместо нас, допустим, здесь окажутся чеченские боевики или просто какие-то сумасшедшие, а этот взрыв, повторяю, будет равен четырем ЧЕРНОБЫЛЯМ, то есть планете просто придет конец, чтобы устроить это все, надо всего лишь захватить с собой полтора килограмма тротила.

ВЕДУЩИЙ: Тогда, два месяца назад, мы сказали зрителям, что контроль за охраной этого и других атомных могильников страны взял на себя Николай ПАТРУШЕВ, директор ФСБ РОССИИ.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Нет, неправда, потому что на самом деле мы проверили - нет никакой реакции, нет никакого контроля, ничего не произошло.

ВЕДУЩИЙ: Если ЯВЛИНСКИЙ прав и ФСБ спит, то нам, нам всем, остается сегодня только одно: разбудить ФСБ, хотя я прекрасно понимаю, что эта фраза сегодня звучит весьма двусмысленно.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Но сначала я объяснил, почему вам их не нужно обсуждать. Хорошо? В советское время была ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, был уважаемый человек Илья Григорьевич БЕРНИГОВ (?), были уважаемые поэты, интеллектуалы. Они могли ездить по всей стране, и не только по стране, но и по всему миру.

ВЕДУЩИЙ: Но это была и не газета ПРАВДА, вы хотите сказать?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Да. Им разрешалась некая Фронда, некий флирт, разрешалось что-то там сказать. Вот если завтра приедут иностранцы, их поведут в Кремль, покажут Царь-Пушку, Царь-Колокол, потом на Манежную Площадь, там магазины выкопали, покажут яму с магазином, потом в ГД придут и скажут: у нас в ГД есть демократы, им позволено говорить что-то там такое, что они хотят, они по всему миру ездят. А еще у нас есть телевидение, вот есть КАРАУЛОВ, говорит что хочет. Пожалуйста, никто ему ничего не запрещает. Вот включайте телевизор. Раз, включают: сделки, автоматы, самолеты, сколько угодно поговорил, переключаем. Пожалуйста, свобода. Есть еще и газеты у нас, есть такая газета, другая газета, пишут что хотят. Свобода? Свобода. Но мы-то с вами знаем, что политическое значение имеют только первый и второй телевизионные каналы, а эти два канала администрируются жестко. Это началось в 1996 году и с это времени очень понравилось и так оно и осталось. Система, которая в нашей стране была, та, которая была при социализме, она уничтожала демократические институты, свободу слова и так далее. Эта система не уничтожает, она приспосабливает, а тех, кто не хочет приспособиться, она замещает. Не нравится такой союз кинематографистов - будет другой, не нравится НИКА - будет ОРЕЛ, не нравится союз журналистов - будет другой союз журналистов, не нравится такой частный хозяин телевидения... Его не национализируют, его заменяют другим частным хозяином, чтобы прилично выглядело все. А теперь она жалуется, эта система: идеи нет. Так, ребята, откуда же у вас идеи-то возьмутся? Вы не даете обсуждать, например, зачем завозите ядерные отходы, вы не даете обсуждать, почему растут цены, вы не даете обсуждать, что происходит в ЧЕЧНЕ. Ну, а нет дискуссий - нет и идей.

ВЕДУЩИЙ: И все-таки Аркадию ВОЛЬСКОМУ в его-то годы, и ПРИМАКОВУ, очень трудно приказать не обсуждать ЧЕЧНЮ, реформу армии, это трудно?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Не надо, они и не будут.

ВЕДУЩИЙ: ВОЛЬСКИЙ будет. ВОЛЬСКИЙ будет. Это все-таки не те люди, кому можно приказать. Слушайте, БЕРЕЗОВСКИЙ ходил в Кремль, вот там приказывали и было на ОРТ то, что было. Я не прав? Прав. ПРИМАКОВ, когда ему попробовали приказать, чем закончилось? Вы же знаете его последний разговор с Борисом Николаевичем ЕЛЬЦИНЫМ в качестве премьерминистра: "А мне машина не нужна, я на такси уеду отсюда". Вот так ушел гордый ПРИМАКОВ от ЕЛЬЦИНА-президента.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Не существенно.

ВЕДУЩИЙ: Почему вы так думаете?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Потому. Потому что и ТВ-6 в этом смысле несущественно. Это к ситуации не имеет отношения. Когда мы три дня занимаемся преступностью, 3 дня мы занимаемся малым предпринимательством, потом 3 дня мы занимаемся физкультурой и спортом, потом 3 дня мы занимаемся коррупцией какой-нибудь, потом еще какие-нибудь 3 дня чем-нибудь занимаемся и потом все это уходит и выражается вот в такой виртуальный ряд несовершающихся событий, начал без концов, у нас уходит время, очень дорогое время.

Время нельзя обмануть, его осталось не очень много.

ВЕДУЩИЙ: А потом?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: А потом ваши дети, закончившие вуз в РОССИИ, вынуждены будут 10 лет еще учиться где-нибудь, чтобы сравняться с теми, кто их на 10 лет моложе. То есть наша школа будет на 10 лет отставать от той школы, которая будет в Европе. Нам МГУ будет на 10 лет отставать от СОРБОННЫ, наши НИИ будут на 10-20 лет отставать от того, что будет происходить в США, а у нас за УРАЛОМ 60 процентов экономически выгодных ресурсов мира и 3 человека на квадратный километр. А через границу, через АМУР, 175 человек на квадратный километр и никаких ресурсов.

ВЕДУЩИЙ: Для того, чтобы вырвать у РОССИИ эти самые 60 процентов или хотя бы хоть какую-то часть стратегических запасов нашего сырья, для этого вовсе не обязательно сегодня начинать войны и захватывать земли. В Челябинской области в КЫШТЫМЕ один из лучших в РОССИИ медеэлектролитный завод и к его судьбе сейчас, именно сейчас, в эти дни, приковано внимание не только аппарата полпреда президента на УРАЛЕ генерала ЛАТЫШЕВА, но и всех жителей КЫШТЫМА и соседнего с ним КАРАБАША. Александр ВОЛЬХИН, легендарный директор медеэлектролитного завода, решил, как предполагают журналисты "Момента истины", срочно купить через фальшивое банкротство этот завод у самого себя, а затем, купив завод в личное пользование, тут же, возможно, продать его. Продать в чужие руки. Причем имя этого корейца, уже побывавшего в КЫШТЫМ, известно, хотя в самой ЮЖНОЙ КОРЕЕ, в СЕУЛЕ, оно (это имя), я думаю, мало кому что скажет. Продать с тем, чтобы корейцы уничтожили Кыштымский медеэлектролитный завод как своего конкурента на мировых рынках. А то, что УРАЛ, то есть РОССИЯ, могут задохнуться без продукции КЫШТЫМА, до этого сегодня здесь дела нет никому. Всех сейчас интересует только деньги. (...)

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: Нужно спрашивать за каждое политическое преступление в стране, что нужно горевать за каждого солдата, погибшего в ЧЕЧНЕ, что нужно понимать, что самое ценное в жизни, что есть, это жизнь любого человека, потому что наша национальногосударственная задача это сохранение РОССИИ в наших нынешних границах, сохранение ее национальной государственности и вовлечение всей Евразии в европейскую цивилизацию - вот наша национальногосударственная задача.

ВЕДУЩИЙ: И это все труднее и труднее...

Григорий ЯВЛИНСКИЙ: А это все труднее и труднее, сил все меньше и меньше, возможностей все меньше и меньше. Почему американцы в Средней Азии? Потому что сил нет. Почему американцы в ГРУЗИИ? Потому что мы ничего не можем сделать. Правильно ли это, что они там и там? Правильно, потому что мы не можем, а делать надо. Надо. Делать-то надо. Вот такая история.

Телеканал "ТВ-Центр", 21 апреля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Григорий Явлинский

Сергей Митрохин


Лидер "Яблока" опасается телевидения Григорий Явлинский раскритиковал Владимира Путина Тирмастэ Мария-Луиза, Коммерсант Дейли, 22.04.2002

«Герой дня» с лидером фракции «Яблоко» в Государственной думе, Григорием Явлинским. Савик Шустер НТВ, 18 апреля 2002 года

Григорий Явлинский в целом позитивно оценивает послание президента Полит.Ру, Монитор, 19 апреля 2002 года

Григорий Явлинский считает, что в президентском Послании вопросы поставлены правильно, но неясен механизм их решения - пресс-релиз 18 апреля 2002 г.

"Лицом к лицу" с Григорием Явлинским Андрей Шарый Радио "Свобода", 14 апреля 2002 года

Раздел "Ввоз в Россию ядерных отходов"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]