Принимая
новый закон о гражданстве, депутаты Госдумы ссылались на
зарубежный опыт. На Западе есть испытательный срок для постоянно
проживающих на территории страны лиц - пусть и у нас будет
5 лет проверки. При этом упускается из виду, что нынешнее
жесткое законодательство в этой сфере принято европейскими
странами совсем недавно. Перед этим в течение многих лет
иностранная рабочая сила, напротив, привлекалась. И многие
из приезжих рабочих стали гражданами, скажем, Франции или
Великобритании. Их пригласили в Европу потому, что в период
послевоенного экономического роста на Западе были нужны
рабочие руки. Теперь же, когда экономическая конъюнктура
ухудшилась, соответствующие законы призваны пропускать в
страну прежде всего "полезных" мигрантов - лиц,
обладающих определенными трудовыми навыками, знающих язык,
не склонных к правонарушениям и т.д.
Итак, на Западе иммиграционная политика определяется интересами
государства и общества в целом. У нас же новый закон о гражданстве
с интересами государства никак не увязан. Судите сами: в
стране уже не хватает рабочих рук, все прогнозы обещают
нам очередную "демографическую яму", а мы намерены
по пять лет проверять на благонадежность и устраивать языковые
тесты для людей, не один десяток лет живших с нами в одной
стране.
Вместо интересов государства новый закон отвечает интересам
только одного ведомства - Министерства внутренних дел. Все
вопросы, связанные с миграцией, отдаются на откуп МВД. В
итоге исполняется стандартная чиновничья мечта: иметь как
можно больше полномочий и ни за что реально не отвечать.
Сотрудники МВД у нас теперь будут определять, владеет ли
будущий гражданин русским языком. Они же будут смотреть,
достоин ли он влиться в дружную семью народов РФ по своим
моральным и профессиональным качествам. При этом лингвистические
способности и моральный уровень самих стражей порядка проверять
никто не будет. Не жизнь, а сказка для взрослых.
Каковы же аргументы МВД? Они хорошо известны: криминальные
элементы из стран СНГ уходят от наказания, заключая фиктивные
браки с россиянами и скрываясь на нашей территории. Значит,
надо годика по три проверять всех молодоженов, а до тех
пор гражданства им не давать. Для юриста эти аргументы -
детский лепет: если человек совершил преступление у себя
на родине, никакая женитьба не мешает выдать его правоохранительным
органам соответствующей страны, будь он хоть трижды гражданин
РФ. Тем не менее и эти сказки для взрослых находят благодарную
аудиторию в Госдуме - вероятно, по причине известной дружбы
многих депутатов с МВД.
Итак, выгоды, которые новый закон призван дать с точки
зрения борьбы с преступностью, весьма сомнительны. А вот
ущерб, который он может нанести экономике и даже внешней
политике России, очевиден.
Во-первых, мы не получим столь необходимые стране легальные
рабочие руки из-за рубежа. Во-вторых, очевидно, что новый
закон приведет к коррупции. Чтобы не ждать гражданства 5
лет, люди будут готовы дать крупные взятки: чем жестче правила,
тем толще вкладываемые в карманы конверты.
В-третьих, принимая закон о гражданстве, который во многом
копирует соответствующие законы Латвии и Эстонии, мы лишаем
себя возможности предъявлять этим странам хоть какие-то
претензии в области прав русскоязычного населения. Набор
требований, который Латвия сегодня предъявляет к своим русским
жителям для получения гражданства, ничем не отличается от
нашего: пятилетний срок проживания, знание языка и конституции.
Значит, о жалобах на Ригу в Совет Европы придется забыть.
В принципе знание языка и конституции - нормальное требование
любой цивилизованной страны. Но во что оно выльется у нас,
даже думать не хочется: что, сержант милиции будет экзаменовать
профессора из Киева или Тарту на предмет русской филологии
и прав российского гражданина?
Не делая разницы между бывшими гражданами СССР и американцами
или французами, да еще и не предусматривая двойного гражданства,
мы разом отрезаем от России миллионы соотечественников.
Разговоры о том, что за десять лет все, кто хотел, уже получили
российское гражданство, - верх несправедливости. Ведь, помимо
штампа в российском посольстве, Москва ничего соотечественникам
в бывшем СССР не предложила - ни возможности переезда, ни
экономической или хотя бы культурной поддержки. А местное
гражданство давало им возможность пользоваться хотя бы местной
системой соцобеспечения. Так почему же сегодня уже возникшие
на территории бывшего СССР деревянные заборы нужно дополнить
новым - бетонным?
|