Если наши читатели помнят, во время
обсуждения этого законопроекта в первом чтении баталии
развернулись вокруг понятия "соотечественники" и тех льгот,
которые они должны были получить при приеме в гражданство
РФ.
Члены комитета по делам СНГ и связям
с соотечественниками сделали все, чтобы отстоять свою линию,
но им не повезло: президент высказался за ужесточение
миграционной политики и наведение порядка в деле предоставления
гражданства. Рабочая группа при президенте провела поправки,
которые одобрил комитет по государственному строительству.
Они ставят крест на надеждах предоставить льготные условия
получения гражданства тем, кто был кровно связан с Россией
до распада Советского Союза.
Комитет по делам СНГ настаивает на
том, чтобы хотя бы в преамбуле закона было сказано об особом
внимании к соотечественникам и защите их интересов. Может
быть, им пойдут навстречу. Но положение о признании гражданами
РФ бывших граждан СССР и их потомков (правда, не сказано,
до какого колена), не принявших добровольно гражданство
стран СНГ, комитет по госстроительству отклонил. Эта
поправка наберет около 150 голосов (КПРФ, АПГ, часть ОВР,
"Нардепа" и "Регионов" проголосуют "за").
Совершенно "непроходной" является
поправка о "гражданстве республик в составе РФ". Комитет
по госстроительству ее отклонил, центристы проголосуют против.
Отстаивать ее будут одномандатники от республик и часть
ОВР (около 50 голосов), но и то "для порядка", чтобы региональные
боссы видели их старания.
Поправки, предложенные рабочей группой
при президенте и, в основном, одобренные комитетом по госстроительству,
действительно делают получение российского гражданства
делом долгим, сложным и более "взяткоемким", чем сейчас.
Например, 5-летний срок проживания
в РФ отсчитывается от получения вида на жительство (кстати,
положение о виде на жительство существует пока только для
жителей дальнего зарубежья).
Для тех, кто имеет право на "льготное"
получение гражданства РФ, срок проживания в России увеличен
с одного года до трех лет.
Появляется требование "владения"
русским языком. Что это такое, каковы критерии владения
русским языком ("он по-французски безупречно мог изъясняться
и писал"?), не говорится. Так что мы можем получить ситуацию,
когда полковник УВД будет проверять "владение языком".
То-то картина будет!
Таким же сомнительным кажется и требование
"знания Конституции РФ". Вопросы те же: каков объем этого
знания и не является ли такое требование дискриминационным,
- едва ли граждане России "знают" свою Конституцию. Скорее,
знают, что она существует в природе.
В основаниях для отказа в гражданстве
"тяжкие и особо тяжкие преступления" заменены на "умышленные
преступления". К ним относится, например, хулиганство.
Что мы имеем в результате? А вот что: например, где-то в
близкой нам среднеазиатской республике правозащитник (политический
конкурент действующей власти) обращается к властям РФ о
предоставлении гражданства, а местные власти провоцируют
уличную драку с его участием и осуждают его по статье за
хулиганство. Гражданство РФ человек получить сможет только
в исключительных случаях, если этого захочет президент РФ.
Так что отсев будет проводиться через частое сито, а российские
власти получают дополнительную возможность для торговли
со своими коллегами из стран СНГ.
"Яблоко" будет голосовать против,
ОВР сегодня решило не ставить вопрос о голосовании по законопроекту
на обсуждение во фракции.
Если "завалят" поправки "левых",
то законопроект повисает: 226 голосов набрать будет очень
трудно. Все будет зависеть от партийной дисциплины "центристов"
(напомним, и в "Регионах", и в "Нардепе", и в ОВР есть депутаты
со своим интересом) и от позиции СПС.
Докладывать законопроект от комитета
по госстроительству будет Борис Надеждин, который
обещал сделать все, чтобы законопроект в жестком виде,
который придали ему поправки рабочей группы, второе чтение
не прошел и был отправлен в комитет на доработку.
Олег Морозов, лидер "Регионов"
на сегодняшнем брифинге, сказал журналистам, что "не
видит каких-либо преимуществ в либеральном законе о гражданстве
перед жестким" и привел пример Швеции, где необходимый
срок проживания составляет ни много, ни мало 12 лет. Оно,
конечно, так, но у Швеции не остались за границами миллионы
бывших сограждан.
По-прежнему не оставляет ощущение,
что те, кто выступает за ужесточение миграционной политики,
путают понятия предоставления гражданства и незаконной
эмиграции. Не менее плохо то, что большинство депутатов
просто хочет поддержать линию президента, не думая о последствиях
(как известно, президент умеет круто разворачиваться, увидев
новые стороны проблемы). А последствиями непродуманного
решения палаты может быть жесточайший недостаток рабочей
силы на фоне еще большего обогащения чиновников УВД. Но
это никого не волнует.
|