С первого января в России действует новое пенсионное законодательство.
Ожидали от него многого. Подписывая пакет законов 17 декабря
прошлого года, Владимир Путин высоко оценил нововведение:
"Это чрезвычайно важный этап в модернизации государства.
Работа шла напряженно, и на выходе мы получили очень качественный
пакет документов". Некоторая "напряженка"
в работе действительно присутствовала. Помнится, доходило
до того, что Госдума (по инициативе фракций КПРФ, "Яблока"
и ОВР) даже обращалась к президенту с просьбой отозвать
все шесть правительственных законопроектов по пенсионной
реформе - на том основании, что они "не обеспечивают
гарантированного решения предстоящих демографических проблем,
ухудшают положение многих категорий нынешних и будущих пенсионеров",
более того, "способны разрушить нынешнюю пенсионную
систему, не предложив взамен ясного, четкого и прозрачного
для общества нового пенсионного обеспечения". Обращение
было принято 12 июля прошлого года. Но уже на следующий
день Госдума, одумавшись, большинством голосов утвердила
"разрушительные" законопроекты в первом чтении.
Чего добивался президент, проводя в жизнь пенсионную реформу?
Вот что с его слов корреспондент ИТАР-ТАСС сообщал из Кремля:
"действовавшая ранее система, по мнению главы государства,
уравнивала пенсионеров "вне зависимости от их трудовой
деятельности", была запутанной. Новая система выглядит
"более понятной и справедливой".
Многие ли пенсионеры разделяют это мнение? Если судить
по телефонным звонкам и читательским обращениям в нашу редакцию-далеко
не все. Пожилые люди еще не успели получить "новые"
пенсии, но уже задают недоуменные вопросы.
Судя по всему, новое пенсионное законодательство не стало
более понятным для большинства тех, кого оно напрямую касается.
Текст нового Закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", занимающий полторы газетные полосы большого
формата, как учебник математики, перегружен формулами. Для
того чтобы понять, когда какой из них воспользоваться, требуется
не только образование, но и немалая усидчивость. Например,
на самый животрепещущий вопрос ("Сколько?") закон
отвечает:
П=БЧ+СЧ+НЧ. Притом, что СЧ=ПК/(ТхК), а НЧ=ПН/Т. Вместе
с тем ПК=(РП-БЧ)хТ, а уж в свою очередь РП=СКх(ЗР/ЗП)хСЗП...
Кстати о РП. Чтобы там ни говорили о накопительной части
(НЧ), понятно, что сегодня пенсионеров больше волнует РП,
то есть размер трудовой пенсии. Формула его расчета - ключевая
в нынешнем законодательстве, поэтому нелишне еще раз ее
повторить.
РП=СКх(ЗР/ЗП)хСЗП
Здесь ЗР - среднемесячный заработок пенсионера за 2000
- 2001 годы либо за любые 60 месяцев работы. ЗП - среднемесячная
заработная плата в РФ за тот же период. СК - стаже-вый коэффициент
(составляющий 0,55 плюс 0,01 за каждый полный год трудового
стажа сверх нормативного). О СЗП разговор особый, поэтому
пока кратко расшифруем: средняя заработная плата.
Данная формула, по логике, должна наконец избавить нашу
пенсионную систему от уравниловки и навести долгожданную
справедливость. Другими словами, тот, кто дольше работал
и больше зарабатывал (и тем самым больше "отчислял"
в пенсионный фонд), после выхода на пенсию должен получить
лучшее "содержание" от общества.
Увы, вышеприведенная формула имеет то необъяснимое свойство,
что кто бы какие цифры в нее ни подставлял, результат все
равно у всех получается примерно одинаковый. Это происходит
из-за того, что по ныне действующему закону стажевый коэффициент
СК не может быть больше 0,75, а соотношение ЗР к ЗП учитывается
только в пределах 1,2 (если не брать в расчет "северных
коэффициентов").
Уравниловка сохраняется. И совершенно ясно, почему. Потому
что пенсионный максимум в РФ ненамного превышает прожиточный
минимум. Для сравнения: максимальный размер пенсии (по расчету)
- 1503,9 рубля; "прожиточный минимум для пенсионеров"
- 1153 рубля (средний по стране - 1524 руб). В нищете возможна
только одна справедливость - равенство. И "трудовую
пенсию" у нас правильнее именовать "пособие по
старости". Не для красного словца - именно таков теперь
ее социальный смысл.
Дело в том, что с 1 января этого года сама суть пенсионного
обеспечения, сам принцип назначения пенсий кардинально иные.
Раньше размер пенсий был законодательно "привязан"
к величине среднероссийской заработной платы. В этом была
своя логика, ведь доходы Пенсионного фонда тоже напрямую
зависят от среднего уровня оплаты труда (большинство предприятий
отчисляет в ПФ 28% от фонда зарплаты). Правда, выяснилось,
что отчисления в ПФ сплошь и рядом задерживаются, что "начисленная"
и "выплаченная" зарплата - это две большие разницы,
как говорят в Одессе. В результате Госкомстат вынужден был
официально представлять две совершенно разные цифры: "средняя
зарплата по стране" и "среднемесячная зарплата
в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров
государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской
Федерации". Последний показатель высчитывался по специальной
методике, исходящей в первую очередь из реальных возможностей
Пенсионного фонда. Кроме неудобоваримого названия он имел
еще и неудобоваримый смысл: ну как в самом деле объяснять
пенсионерам, что в стране может быть несколько различных
"средних" зарплат - для нормальных расчетов одна,
а для "пенсионных" другая. (Мало того что прожиточный
минимум для пенсионера меньше, например, чем для грудного
ребенка!)
Разница между "пенсионным" и "нормальным"
показателями постепенно нарастала, провоцируя пожилых людей
на недовольство и даже на судебные разбирательства с государством.
Например, по последним статданным, средняя зарплата в России
составляет 3794 рубля, а в расчетах с пенсионерами учитывается
другая - 1671 рубль.
С этим надо было что-то делать. И сделали.
Сегодня Госкомстат никакой средней зарплаты для специального
употребления не рассчитывает. А Пенсионный фонд этр уже
и не волнует. Новым законом все пенсии заморожены на уровне
ноября прошлого года. В вышеприведенной формуле расчета
РП в качестве множителя используется СЗП, что расшифровывается
как "среднемесячная заработная плата в Российской Федерации
за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления
и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная
Правительством Российской Федерации". Столь длинная
формулировка потребовалась только ради маскировки. Можно
было написать короче: "на веки вечные = 1671 руб.".
Почему в качестве точки отсчета выбран именно третий квартал
2001 года? Почему и через пять, и через двадцать лет, выходя
на заслуженный отдых, мы должны помнить, сколько средний
россиянин якобы получал в 2001 году?
Отвечаем: "третий квартал", как прошлогодний
снег на голову, попал в текст закона благодаря специальной
поправке депутата "Единства" Ермаковой Эльвиры
Леонидовны, юриста и члена думского комитета по социальным
вопросам. Теперь выясняется, что все остальные члены комитета
компетентно голосовали против этой поправки.
Как рассуждали те, кто голосовал "за"? Возможно,
они приняли во внимание, что рост средней зарплаты в последнее
время опережает инфляцию? Что по прогнозам демографов скоро
численность пенсионеров и "занятых" сравняются?
Как бы то ни было, на сегодняшний день и на все долгие годы,
пока действует нынешний закон о пенсиях, нищенское и уравнительное
"содержание" стариков зафиксировано, заморожено
на уровне, определяемом условной зарплатой прошлого года.
Это, разумеется, не значит, что в рублевом исчислении пенсии
не будут расти. Конечно, будут - но только в соответствии
с ростом инфляции, то есть параллельно с обесценением рубля.
Вот ведь, еще месяца не прошло с последнего перерасчета,
а президент Путин уже потребовал лично от г-на Зурабова
индексировать пенсии с 1 февраля.
Соответствующее требование записано и в законе: индексация
предусмотрена каждый квартал (если квартальная инфляция
превышает 6 процентов), каждые полгода или год. Правда,
заметим, с соответствующим опозданием на год, на полгода,
а в лучшем случае на квартал...
На прошлой неделе господин Зурабов торжественно отрапортовал
президенту (а СМИ разнесли рапорт "в среднем по стране"):
из 38 миллионов пенсионеров с 1 января пенсии пересчитаны
более чем для 12 млн., и ее увеличение составило 348 рублей!
Сегодня по этому поводу еще можно горнить и барабанить,
но уже вскоре инфляция "съест" прибавки, и уровень
жизни пенсионеров начнет все более заметно отставать от
доходов экономически активной части населения.
В философском смысле дети всегда живут за счет родителей.
В экономическом - ни для кого не секрет, что страна десять
лет реформируется за счет стариков (как когда-то строила
заводы за счет крестьянства). В моральном - государство,
а значит, все мы, порой слишком лицемерны в отношении к
старшим. В том смысле, что почета им - сколько унесут! -
а денежки счет любят.
В новом Законе "О трудовых пенсиях в РФ" часто
мелькает временной показатель Т. Например, он присутствует
в расчете страховой пенсии по старости:
СЧ= ПКД где ПК - пенсионный капитал, а Т - ожидаемый период
выплаты пенсии. Т = 228 месяцев, то есть 19 лет.
Другими словами, государство как бы исходит из предположения,
что весь накопленный капитал (деньги, на протяжении трудовой
биографии так или иначе "вычитавшиеся" из зарплаты)
бывший работник должен растянуть на 19 лет. Доживет до 79
- успеет. Помрет раньше - оставшимся экономия. Кстати, в
2000 году ожидаемая продолжительность жизни составляла 65
лет (72,2 для женщин, 59 для мужчин)...
Разумеется, государство не может исходить только из соображений
морали, назначая пособия своим старикам. Чтобы дать им,
оно должно прежде отнять у нас, молодых. Президент был абсолютно
прав, когда требовал сделать этот процесс "понятным
и справедливым". Теперь понятно?
|