Правительственный бюджет при детальном анализе производит весьма противоречивое впечатление.
У "ЯБЛОКА" нет существенных разногласий по прогнозам ВВП или инфляции на будущий год. Хотя мы считаем, что правительство и Центральный банк должны проводить гораздо более активную политику.
Главное, какими будут доходы и как они будут распределены.
Анализ, который мы провели, показывает, что правительство по-прежнему существенно занижают доходы. Вместо того чтобы структурно и системно осуществлять налоговую реформу, повышать коэффициент собираемости по каждому виду налогов и легализовать теневой сектор экономики, в правительстве предпочитают вначале искусственно занижать налоги, а потом доблестно рапортовать о своих победах. Это безответственный и несовременный стиль работы.
Вторая большая проблема - проблема долга. В начале 21 века Россия должна расплачиваться за ошибки прежних правительств. От выплаты долга зависит курс рубля, инфляция, привлекательность нашей страны для инвестиций. Из материалов, представленных правительством, непонятно, как оно собирается выплачивать и реструктурировать долг. Эта неясность породит в будущем множество химер, неуверенность в твердости национальной валюты, снизит инвестиционную привлекательность страны.
В расходной части бюджета, на первый взгляд, полная определенность и позитивные сдвиги, которых "ЯБЛОКО" добивалось последние годы. Например, приоритеты, которые наша фракция выделяла в бюджете-2001, отмечены как приоритеты правительства в бюджете-2002. Это судебно-правовая реформа, финансирование которой увеличено на 66% расходов (при инфляции порядка 18%). Несомненной победой является увеличение расходов на образование в два раза. Мы уже пять лет об этом говорим - это инвестиции в будущее, предотвращение утечки мозгов.
Следует отметить также повышение заработной платы бюджетникам. Однако на это надо смотреть хотя бы в рамках элементарной двухходовки. Проанализировав правительственный документ, мы обращаем внимание на целый ряд решений, которые фактически приведут к массовому повышению коммунальных тарифов для населения с начала 2002-го года. А это значит, что повышение заработной платы бюджетникам будет тут же съедено. Упомянутые решения приведут к обогащению монополистов, а не к реальной структурной реформе жилищно-коммунального сектора, так как никакого плана реформы ЖКХ, кроме повышения тарифов, не существует.
Еще одна проблема, о которой мы говорим очень давно (мы прописывали ее подробно в бюджете-2001), к сожалению, не решена в этом бюджете, - это проблема военной реформы. С одной стороны, раскрывается часть военного бюджета (мы это предлагали и приветствуем), а с другой стороны, по целому ряду позиций военные статьи засекречиваются, причем абсолютно бессмысленно. Например, мы должны информировать мировое сообщество, как мы уничтожаем химическое оружие, но для российских граждан эта статья - тайна. Ничего не делается для перехода на контрактную армию, для реализации военной реформы. Военные расходы уменьшаются, так что непонятно, как правительство собирается выполнять наказ президента о сокращении вооруженных сил, об их профессионализации. Налицо полное бездействие российского правительства в важнейшем вопросе для российского будущего.
По-прежнему остается закрытой невоенная часть бюджета Минатома. Мы это связываем с политикой правительства по ввозу отработанного ядерного топлива. В бюджете в принципе не решаются вопросы ликвидации и переработки российского ОЯТ. Это несомненный минус.
Непонятно, почему так сильно растут расходы на представительские нужды.
Одним словом, бюджет нуждается в существенной доработке. "Яблоко" представило свои предложения по дополнительным доходам и уточнению расходов правительству и будет продолжать эту работу.
|