Окажется ли бюджет следующего года "бюджетом среднего класса"? Нужно ли государству укреплять рубль? Снизятся ли в 2002 году налоги и пошлины? Оторвется ли российская экономика и финансовая система от сырьевой пуповины? Польются ли в страну иностранные инвестиции? Обо всем этом в интервью заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы, бывшего министра финансов Михаила Задорнова
(Фото: Дмитрий Пленкин)
-Михаил Михайлович, недавно Международный валютный фонд обнародовал доклад, в котором констатировал существенное замедление темпов экономического роста в США. Вслед за этим курс доллара по отношению к ведущим мировым валютам - евро и иене - резко понизился. В мировых средствах массовой информации заговорили о возможном кризисе мировой финансовой системы. Насколько реальны эти опасения?
- Буквально за месяц доллар обесценился примерно на 12 процентов по отоншению к евро. Это достаточно резкий скачок. Причина очевидна: замедление американской экономики, которое происходит уже около года. А благополучие США во многом базировалось на быстром росте экономики. Когда экономика страны замедляется, падает ее фондовый рынок, привлекательность вложений в нее теряется. На этом фоне Европа выглядит лучше. С точки зрения и денежного рынка, и перспектив европейский рынок становится привлекательнее американского. И деньги начинают уходить в Европу, а значит - переводиться из доллара в евро. Это одна из причин происходящих колебаний. Если говорить о перспективе в 3-5 лет, то очевидно, что евро будет укрепляться по отношению к доллару, поскольку объединенная европейская экономика будет развиваться более динамично. Уже и американские инвестиционные банки признают, что через несколько лет соотношение доллара и евро будет 1 к 1, а может быть, даже и 1,2 доллара за 1 евро.
- Как связаны колебания доллара с рублем?
- Никак. У нас система валютного рынка ориентирована не на корзину валют, а только на доллар. Центральный банк устанавливает курс рубля по отношению к доллару США. Обменные курсы рубля к остальным валютам являются производными от этой величины. Поэтому как бы сейчас ни падал или рос доллар, соотношение рубля к нему будет меняться тем же порядком, как это происходило последние два года: плавающий курс, при котором номинально он будет по-прежнему постепенно обесцениваться. В среднесрочной перспективе изменения могут быть связаны с другим фактором. Если произойдет резкое изменение курсов валют, например доллара к евро, у России могут измениться параметры торгового баланса, ведь мы продаем сырье на экспорт в основном за доллары, а существенные объемы закупок продовольствия и потребительских товаров делаем в Европе за евро. Так что доморощенные "прогнозы" об обвале доллара в нашей стране - ни на чем не основанные отголоски. По крайней мере соотношение рубля и доллара в ближайшие 3-6 месяцев останется в рамках прежней тенденции.
- С 1992 года рубль постоянно падает. А вместе с ним и нарождающийся российский средний класс. Согласитесь, что это ненормально...
- Любая страна заинтересована в том, чтобы валюта была устойчивой и курс ее менялся предсказуемо. Но внутри страны нет единых интересов по поводу сильной или слабой валюты. В слабом рубле заинтересованы прежде всего экспортеры: нефтяники, газовики, металлурги, лесники, производители минеральных удобрений. Они получают выручку в валюте и, обменивая ее на рубли, имеют больше рублевых средств. А население в целом заинтересовано в сильном рубле - чем крепче денежная единица, тем больше можно купить качественных импортных товаров. И импортеры заинтересованы в более крепком рубле - тогда импортные товары становятся более доступными и можно увеличивать объемы поставок. А избрать такую валютную политику, которая более или менее устраивает все группы, - это и есть задача ЦБ и правительства, в этом и состоит искусство денежно-кредитной и валютной политики. Сегодня интерес страны - в реальном укреплении рубля. Но не скачками, а постепенно, скажем, на 7-10 процентов в год. Тогда у наших производителей, особенно у среднего и малого бизнеса, появится время на переоснащение производства. То есть дается некий люфт на подготовку к тому моменту, когда по мере укрепления рубля ценовой разрыв между отечественными и западными товарами станет не столь существенным и нашим товарам придется конкурировать с западными не столько по ценам, сколько по качеству.
- Для того чтобы успешно конкурировать с западными товарами, нужно закупать технологии и оборудование за границей...
- Безусловно. Россия активно импортирует оборудование и машинотехническую продукцию. В прошлом году только оборудования закупили на 8 миллиардов долларов. Правда, в основном это опять касается нефтянки, газовой отрасли и транспорта. Впрочем, завозятся технологические линии и для пищевой промышленности, закупаются коммуникационные технологии.
- Замкнутый круг: чтобы закупать современные технологии, нужна валюта, валюту получаем, экспортируя сырье. А чтобы увеличить экспорт сырья, надо вкладывать деньги именно в сырьевые отрасли. Как быть?
- На иностранные инвестиции пока делать ставку нецелесообразно - в общем объеме инвестиций в российскую экономику они составляют всего 5-7 процентов. И на средства госбюджета рассчитывать тоже не стоит - вместе с региональными бюджетами в общем объеме инвестиций их доля менее 20 процентов. Основой все равно являются деньги предприятий. Многие экспортные отрасли в этом и прошлом году получили достаточно большие свободные средства. Мы предполагаем, что часть этих денег пойдет на инвестиции внутри страны. Проблема в том, что в основном вложения идут в те же самые добывающие отрасли, но это уже задача банковской системы и государства - стимулировать инвестиции в другие сектора экономики.
- Еще весной президент заявил о необходимости обеспечить независимость бюджета от цен на нефть. В связи с этим советник Путина Андрей Илларионов ратовал за создание стабилизационного фонда. Нужен ли, по-вашему, такой фонд?
- Нужен. Ответ очевиден даже с житейской точки зрения. Если вы заработали вдруг много денег, то наверняка какую-то часть отложите на черный день. Цены на нефть имеют некую синусоиду подъемов и спадов. Как правило, периоды подъема не продолжались более полутора лет. Сейчас высокие цены держатся уже два года только потому, что страны ОПЕК контролируют объемы добычи и пока достаточно серьезно влияют на рынок. Но всем понятно, что рано или поздно цены упадут.
- На днях правительство одобрило проект бюджета-2002. Он мог быть лучше?
- Он достаточно инерционен, то есть во многом повторяет бюджеты последних двух лет. И главная проблема та же: сознательная недооценка доходной части. Отличия в том, что существенные ресурсы выделяются на судебную и военную реформы. И очевидна явная зависимость доходов страны от нефтегазового сектора. Если говорить о том, целиком ли использованы возможности бюджета для более серьезных изменений в экономической политике, тех или иных сферах нашей жизни, так вот - можно было бы сделать больше.
- Существенную часть бюджетных доходов составляют косвенные налоги. Не пора ли снизить их?
- Ряд известных шагов по снижению прямых налогов уже сделан: уменьшен подоходный налог, Дума резко сократила ставку налога на прибыль. Что касается косвенных налогов, то через два года предполагается отменить 5-процентный налог с продаж. Я уверен, что если ситуация будет развиваться нормально - постучим, чтобы не сглазить, - то с налогом на добавленную стоимость будет проделана аналогичная операция: снижена ставка с нынешних 20 до 16-17 %. Но при отмене многочисленных льгот.
- Пошлины на импортные товары зачастую непомерно велики...
- Правительством выбрана линия именно на снижение средневзвешенной ставки импортных пошлин. В этом году осталось только четыре ставки пошлин. А поскольку Россия ведет переговоры по вступлению в ВТО, в ближайшие три года общая тенденция к снижению ставок продолжится. Я уверен, в итоге максимальная ставка установится на уровне 20 %. Отдельные позиции - по автомобилям, сахару и некоторым другим товарам - это временные мероприятия.
- Откуда страна возьмет средства для погашения внешнего долга?
- Предполагается, что все доходы свыше запланированных будут направлены на погашение внешнего долга. Правда, полностью долги профицит не покрывает: остается около 2,5-3 миллиардов долларов, но эту сумму можно взять из других источников.
- "Дыры" в бюджете вы не видите?
- Я вижу то, что доходов будет больше, чем сейчас планируется.
- Судьба бюджета-2002 в Госдуме будет трудной?
- Поскольку он особо не отличается от бюджетов предыдущих двух лет, то и обсуждение во многом пройдет аналогично. И основные вопросы те же: реалистичность параметров бюджета, соотношение доходов федерального центра и регионов. Прения будут достаточно горячими, но так как президент имеет большинство в Думе, именно его позиция во многом определит итоги голосования.
Внутри страны нет единых интересов в отношении национальной валюты: населению нужен сильный рубль, а экспортеры, прежде всего нефтяники и металлурги, заинтересованы в слабом. Избрать валютную политику, которая устраивает всех, и есть задача правительства
(Фото: Андрей Замахин)
|