Кабинет министров пока не ведет предварительных консультаций в Думе не только по альтернативным предложениям, но и по документу собственного исполнения
- СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, что заставило "ЯБЛОКО" в очередной раз вести работу над альтернативным бюджетом?
- Бюджет, который выходит из правительства, является результатом различных "компромиссов". И, изобилуя здравыми идеями, как, к примеру, в ныне действующем бюджете, он, очевидно, представляет собой результат взаимного давления различных отраслевых ведомств, лоббистов, экономистов различных направлений, политических сил федерального и регионального уровней. Мы же, готовя бюджет (а "ЯБЛОКО" этим занимаемся ежегодно с 1994 года), исходим исключительно из экономической целесообразности, из того, что на самом деле надо делать в экономике, независимо от того, какие силы давят на этот процесс. Это, если угодно, бюджет "рафинированный" - воплощение той экономической политики, которую мы считаем необходимым проводить. Долгие годы наши предложения просто отбрасывались, и мы постоянно голосовали против бюджета. Исключение составил бюджет-2001, который мы поддержали, потому что наши предложения впервые начали учитывать. "ЯБЛОКО" тогда давало 16 основных предложений, и 12 из них вошли в окончательно утвержденный текст. Я считаю, что мы поступили правильно. Итоги полугодия это показывают. Бюджет выполняется, причем с большим запасом, создана основа - в том числе для решения социальных задач. В бюджете 2002 года ставятся уже гораздо более серьезные цели. Это рост зарплаты бюджетников до 80% и рост пенсий вдвое. Мы считаем это возможным благодаря основе, заложенной бюджетом 2001 года.
"ЯБЛОКО" продолжает работать над бюджетом как над экономическим документом концентрированной политики государства. После этого мы сопоставим наши наработки с тем, что выйдет из стен правительства. А выйдет из стен правительства документ, очевидно, "препарированный". Если наш вариант совпадет с правительственным документом, мы его поддержим и не будем предлагать альтернативу. Если он будет противоречить - внесем свой вариант. Если же совпадет на 50% - подготовим комплексные предложения и будем настаивать на их принятии.
- Можете ли вы сейчас спрогнозировать, что не совпадет в правительственном варианте и в вашем?
- Я могу назвать несколько ключевых проблем, по которым будет вестись борьба внутри правительства. Это проблемы, которые, собственно, и определяют параметры экономического развития. Прежде всего речь идет об уровне доходов, об уровне профицита бюджета и его использовании. В частности, речь идет о стабилизационном фонде, о котором говорил президент Владимир Путин. И, судя по всему, в том варианте документа, который сейчас лежит в правительстве, этот вопрос обойден. Кроме того, речь идет о знаменитой формуле "50 на 50" - в соответствии с бюджетным кодексом доходы должны распространяться пропорционально между федеральным бюджетом и бюджетами регионов. Расхождение будет и в оценке перспектив экономического роста. То есть по всем основным позициям, я думаю, будут достаточно серьезные противоречия.
Одна из тем, которая напрямую не связана с "ЯБЛОКОМ" и будет активно обсуждаться, это поддержка так называемого реального сектора - дотации сельскому хозяйству, промышленности, различные субсидии, так называемые инвестиционные программы. "ЯБЛОКО" в основном выступает против направления средств, которое плохо контролируется и неэффективно. И в этом смысле мы поддерживаем ту линию правительства, которая проводится весь последний год и, вероятно, будет проводиться и в этом году. Но я предполагаю, что в Думе это встретит ожесточенное сопротивление лоббистов из различных политических фракций. И важно будет защищать позиции правительства от самого же правительства и проправительственной Думы по этим направлениям. На самом деле впечатление, которое складывается от бюджета следующего года, - он принципиально по своей конструкции и политике напоминает бюджет-2001. По сути, это одни и те же подходы и в оценке уровня доходов бюджета, и в оценке их основных источников, те же подходы по распределению дополнительных доходов, расходов. И в этом смысле можно говорить о том, что намечается определенная тенденция в экономической политике.
- Каким отраслям, направлениям в своем документе "ЯБЛОКО" уделяет наибольшее предпочтение?
- Рассмотрение бюджета не случайно делится на различные чтения. Когда обсуждается вопрос о первом чтении документа, внимание уделяется не вопросам отраслей, а вопросам макроэкономической политики: доходы, расходы и профицит. Идет оценка того, что складывает эти цифры - оценка роста ВВП, оценка инфляции, дефлятор ВВП, курс доллара, цена на нефть и так далее. Мы исходим из того, что надо определить условия для всех, а уж потом делить между различными отраслями. Я могу сказать, что для "ЯБЛОКА" всегда были приоритетными отрасли, которые не имеют ярко выраженных лоббистов, в частности в Думе. Это образование, социальная политика. В конце концов направления, которые связаны с выплатой внешнего долга. Легче всего получить дополнительные расходы по какой-то отрасли, сокращая эту статью и создавая проблемы для страны в целом. Поэтому "ЯБЛОКО" себе не изменит и будет продолжать отстаивать те же интересы, которые оно отстаивало всегда. Кроме того, ключевым вопросом для "ЯБЛОКА", касающимся политики расходов, будет военная реформа. Мы в рамках нашего альтернативного бюджета готовим специальный развернутый альтернативный военный бюджет. Я думаю, это будет одна из ключевых позиций "ЯБЛОКА" при рассмотрении бюджета в целом.
- Среди принципиальных для "ЯБЛОКА" вопросов вы назвали межбюджетные отношения. Сейчас заканчивает работу группа Госсовета по этой проблеме. Будете ли вы каким-то образом использовать результаты ее работы?
- Естественно, мы с большим вниманием относимся ко всем экономическим расчетам, оценкам, если они являются серьезными. Мы, безусловно, изучим предложения Госсовета. Вопрос действительно ключевой, и еще в прошлом году он был одним из главных. Хочу напомнить, что я тогда выступил инициатором передачи подоходного налога в регионы, и тем самым мы немножко сократили пропорцию. И теперь она составляет не 60% на 40%, как было в проекте прошлого года, а 55% на 45%. В этом году этот вопрос по-прежнему остается острым, потому что норма Бюджетного кодекса о том, чтобы пропорция была 50% на 50%, похоже, пока не выполняется. И по этому вопросу будет действительно серьезный разговор.
- При подготовке альтернативного бюджета вы консультировались с представителями администрации президента, с министрами?
- Нет. Для "ЯБЛОКА" процесс разработки бюджета является самодостаточным. Обычно представители власти консультируются с нами. У нас есть группа Игоря Артемьева, которая работает над альтернативным бюджетом, у нас есть группа в бюджетном комитете Госдумы, которая работает над бюджетом и пользуется влиянием. Поэтому взаимоотношения "ЯБЛОКА" с правительством в этом смысле - вопрос не консультаций, а вопрос партнерства. Если кабинет министров готов к равноправному диалогу, мы тоже готовы. Нам есть что сказать, есть что предложить правительству в его же собственных интересах.
- Какова, по вашему мнению, вероятность, что правительство внесет документ, который позволит вам не настаивать на альтернативе?
- Для этого и нужно вести предварительные консультации по бюджету. Во всем мире такая политическая практика существует. До внесения бюджета, когда еще можно что-то изменить, ведутся такие консультации. И, с моей точки зрения, правительству следовало бы пораньше начать диалог. Он, конечно, состоится в сентябре, но я считаю, что если еще до внесения бюджета с правительством будут проведены соответствующие переговоры, то это улучшило бы ситуацию с прохождением документа через Думу. А пока этого не делается.
|