Многие наблюдатели уже успели
выразить опасения по поводу того, что новый проект Уголовно-процессуального
кодекса сосредоточивает слишком большие полномочия в руках
судейского корпуса. Однако ряд положений проекта вызвал неудовлетворение
и у судей: на днях пленум Верховного суда принял постановление
о внесении поправок к проекту УПК.
Поправки поступили в Думу буквально за два дня до рассмотрения
судьбоносного проекта: как пояснил "Времени МН"
секретарь пленума ВС Владимир Демидов, подготовленный ко
второму чтению проект УПК был готов 31 мая и, с учетом праздников,
у судей оставалось не так много времени, чтобы изучить весьма
объемный документ. Поэтому, внося поправки, судьи сосредоточились
на основных, с их точки зрения, недостатках проекта.
Во-первых, это новшества в концепции надзорного производства,
которые во многом выхолащивают само понятие надзора. Проект
УПК содержит норму, в соответствии с которой вступивший
в силу приговор может быть изменен только в сторону смягчения.
Таким образом, речь уже не может идти о всесторонней проверке
обстоятельств дела. Кроме того, вопреки принципу состязательности
процесса, эта норма лишает прокурора и потерпевшего возможности
ставить вопрос об исправлении ошибок, допущенных на предыдущих
стадиях процесса.
И еще: если сегодня поступающую в порядке надзора жалобу
рассматривает консультант, который и решает, принимать ли
ее в производство или отклонять, то в проекте это относится
к компетенции исключительно судьи. Как минимум это потребует
многократного увеличения судебного корпуса (на 112 судей
Верховного суда, к примеру, приходится ежегодно около 70
тыс. надзорных жалоб по уголовным делам).
Серьезные нарекания у судей вызывают положения, снижающие
гарантии независимости судей: сегодня любые процессуальные
действия в отношении судей осуществляются по представлению
Генпрокурора и с согласия квалификационной коллегии судей.
В соответствии с новым законодательством представление Генпрокурора
и согласие (уже судебной) коллегии требуется только при
возбуждении уголовного дела в отношении судьи. Все прочие
действия - арест, избрание меры пресечения, обыск, и так
далее - производятся в общем порядке.
Если лишить судью установленных законом гарантий неприкосновенности
и независимости, это бумерангом ударит по гражданам, считает
Владимир Демидов. Что же касается обвинений в корпоративности,
то квалификационные коллегии очень жестко относятся к вопросам
нарушения судейской этики. За последние три года были прекращены
полномочия 300 судей...
Можно отметить любопытный парадокс: новый УПК изобретают
уже в общей сложности около семи лет, однако в решающей
стадии процесс носит все приметы штурмовщины: о противоречивости,
несогласованности с действующим законодательством и декларативности
отдельных положений сегодня не говорит только ленивый. Адвокаты
категорически не согласны с нормой, лишающей их свидетельского
иммунитета (побеседовавший со своим клиентом защитник в
ряде случаев может быть тут же привлечен в качестве свидетеля).
Правозащитники отмечают, что за рамками процесса, по сути,
оказываются все "непрофессиональные" институты
начиная с омбудсмена и заканчивая общественным защитником.
Кроме того, судья получает право единолично выносить решение
о наказании в виде лишения свободы сроком до десяти лет
(с чем, помимо всего прочего, категорически не согласны
в прокуратуре). Военные по-прежнему урезаны в гражданских
правах. Простой гражданин, будучи задержанным, имеет право
сообщить родным, где он находится, а военнослужащий может
поставить в извес тность лишь командира части (и хорошо,
если тот как отец родной, а ну как нет?). И, наконец, принцип
гласности правосудия оказывается в довольно жестких рамках:
например, аудиозапись процесса возможна, но по усмотрению
суда и обеих сторон. На деле это практически нереально.
Как заметил директор Института прав человека Валентин Гефтер,
недавно во время встречи с Дмитрием Козаком, возглавляющим
проект судебной реформы, он постарался привлечь внимание
к многочисленным недоработкам в проекте УПК. Однако получил
ответ, что политическое решение уже принято, и новый УПК
включен в общий пакет.
мнения экспертов
Елена МИЗУЛИНА: Без суда можно задерживать лишь на 48 часов
Принятие нового УПК просто необходимо, поскольку сегодня
следует приступить к самому сложному этапу судебной реформы
- совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.
Государство должно пойти на принятие нового УПК, так как
этот документ направлен на ограничение произвола со стороны
дознавателя, следователя, прокурора, а также суда. Ежегодно
в орбиту уголовно-процессуального преследования вовлекаются
около 1,5 млн россиян, что составляет 1 проц. населения.
И совершенно ненормально то, что сейчас несколько ведомств
наделены полномочиями возбуждать уголовные дела. Проектом
нового УПК предусмотрено, что никто не может быть задержан
по подозрению в совершении преступления при отсутствии на
то законных оснований. Мы предлагаем ввести порядок, при
котором без судебного решения лицо не может быть подвергнуто
задержанию на срок более 48 часов.
Эксперт - заместитель председателя думского комитета
по законодательству, руководитель рабочей группы по подготовке
проекта УПК
Марат БАГЛАЙ: Надо позаботиться о самом слабом
УПК был предметом нашей особой заботы. И я рад, что сейчас
пошли именно по той дорожке, которая была проторена решениями
КС. Мы исправили около 30 положений УПК. Причем действовали
в одном направлении, заботясь об усилении демократических
гарантий для участников уголовного процесса. Я не согласен
с теми, кто говорит, что мы улучшаем положение подследственного
и подсудимого, но ухудшаем положение потерпевшего. Дело
в том, что наиболее уязвимым остается положение подсудимого.Потому
что именно его лишают свободы. И наша главная задача - сделать
демократической именно процедуру лишения свободы. И наша
деятельность направлена именно на то, чтобы избежать осуждения
или привлечения к ответственности невиновного. А о том,
как защитить права потерпевшего, в кодексе также говорится,
что никто не мешает суду это сделать. И если эти права будут
расширены, это будет только приветствоваться. Но идея ввести
у нас институт защиты свидетеля, существующий в США, хотя
и кажется очень полезной и демократичной, нуждается в дополни
тельном изучении. Это очень дорогостоящий механизм.
Эксперт - председатель Конституционного суда РФ
Валентин Гефтер: Над проектом работали келейно
На мой взгляд, есть хороший "модельный" кодекс
стран СНГ, и его принципы намного более прогрессивны, нежели
те, что содержатся в предлагаемом ныне проекте. Однако эта
модель даже не рассматривалась в качестве альтернативы.
Проект УПК, который мы сегодня имеем, - это винегрет, цельного,
выдержанного законопроекта не получилось, не исключено -
по той причине, что над ним работали очень келейно. Быть
может, по сравнению с проектом УПК, подготовленным Думой
прошлого созыва, он и более профессионален с юридической
точки зрения. Однако он оторван от жизни, он не слышит земли.
Взять хотя бы пресловутый арест по суду: казалось бы, прогресс.
Но, зная качество нашего суда, отдать только на его усмотрение
назначение и отмену меры пресечения, да еще дать право судье
решать единолично - это очень опасно. Зато борьба с "советскими
рецидивами" привела к тому, что поспешили избавиться
от многих положительных моментов: например, исчезло такое
понятие, как поручительство или ходатайство общественной
организации. Законопроект очень сырой.
Эксперт - директор Института прав человека
|