Судебная реформа на один день примирила депутатский корпус с Кремлем и Белым домом. Так дружно, как вчера, за президентские законопроекты депутаты не голосовали никогда. В частности, поправки в закон "О Конституционном суде" побили все рекорды нынешней Думы: 404 голоса "за".
Блестящий результат достигнут благодаря левому меньшинству, которое продержало исполнительную власть в напряжении вплоть до утра четверга, ничего не сообщая о своих намерениях. Фракция КПРФ просто хранила молчание. А лидер аграриев вице-спикер Николай Харитонов открыто заявлял, что Аграрно-промышленная группа проголосует за президентский пакет судебных законопроектов только в обмен на уступки правительства в распределении бюджетных денег будущего года между регионами. Депутаты-одномандатники из агарной группы остались недовольны суммами, которые правительство выделило для их родных регионов, и они требовали увеличения. Представитель президента в Думе Александр Котенков назвал требования аграриев шантажом. Но для всего депутатского корпуса это означало: обычный парламентский торг, с которым проработали думцы двух первых созывов, стал неуместным лишь в нынешней Думе -- после того, как Кремль и Белый дом получили надежную опору в виде "альянса" из двух фракций ("Единство" и ОВР) и двух депутатских групп ("Народный депутат" и "Регионы Росси").
Уместным ли оказался торг вчера, можно будет понять во время третьего чтения бюджета-2002, намеченного на 30 ноября. Но даже если торг и был, то больше его в этой Думе, видимо, не будет.
Голоса левых понадобились исполнительной власти только потому, что два из трех законопроектов судебного пакета -- конституционные. Для их одобрения нужна поддержка не менее чем 300 депутатов. Обычные федеральные законы можно провести через Думу силами 226 голосов, которые зачастую обеспечивает "альянс четырех". Если же "альянс" не может гарантировать необходимого большинства, то исполнительная власть подключает фракции "Яблоко" и СПС, соглашаясь включить в законопроекты поправки правого меньшинства.
Судебный же пакет потребовал от Кремля уступок как правым, так и левым. В итоге президентской стороне пришлось отказаться от большинства поправок, которые планировалось внести в действующие законы о судебной системе, о Конституционном суде и о статусе судей. Кремль хотел, чтобы судьей можно было работать лишь до 60 лет, Дума настояла на 65. Кремль намеревался упростить процедуру привлечения судей к уголовной ответственности. Сейчас завести уголовное дело на судью можно только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей. Президент предлагал заменить коллегию "тройкой" -- председатель Верховного суда и два его зама. Думцы узаконили "тройку", но и сохранили за Высшей квалификационной коллегией право на выдачу судьи уголовному преследованию. Не удалось Кремлю и ограничить полномочия Конституционного суда только правом на вердикт: соответствует или нет Конституции тот или иной закон. Усилиями думского меньшинства КС сохранил за собой право указывать на те основания, по которым любой правовой акт признается противоречащим Конституции, и требовать, чтобы госорганы устраняли противоречия незамедлительно.
Словом, президентская администрация пошла, по сути, на концептуальные уступки меньшинству. И при этом за ночь до вчерашнего голосования не имела гарантий, что президентский пакет наберет 300 голосов. Но как только пакет набрал конституционное большинство голосов, ситуация в Думе вернулась в прежнее русло. Вслед за судебными законами палата рассматривала проект обновленного Уголовно-процессуального кодекса в заключительном третьем чтении. Прежде чем одобрить УПК в целом, думцы по просьбе президента вернулись во второе чтение проекта, чтобы внести в него дополнительные поправки, поступившие из Кремля. Депутаты фракций КПРФ, СПС и "Яблоко", воспользовавшись случаем, тоже предложили поправки. Но думское большинство утвердило только президентские предложения, отказав в поддержке меньшинствам как слева, так и справа.
|