Госпожа Реформа со шлейфом присяжных постучалась в двери Госдумы. А ей не открыли. Президентский пакет законопроектов судебно-правовой реформы долго ожидал своей участи. Оказалось, что скорость чтения думских хлопцев дает сбои. Члены фракции КПРФ были опечалены тем, что не все депутаты успели ознакомиться с тонкостями судебной документации. Наконец рассмотрение пакета все-таки было назначено на 21 ноября.
Депутат Госдумы, член рабочей группы по созданию правовых законопроектов Игорь Артемьев рассказал о ряде пунктов судебной реформы, которые вызывают неприятие со стороны президентской оппозиции. Собственную точку зрения депутат не скрывал, заявив, что "предложение президентской администрации лично мне по душе".
Судьи омолаживаться не хотят, но будут...
Поправки Владимира Путина, связанные со статусом судей, стали камнем преткновения номер один. Президент предложил подкорректировать максимальную возрастную планку судьи, снизив ее с 70 до 65 лет. Учитывая почтенный возраст значительной части людей в мантиях, неудивительно, что с их стороны слышны возгласы опасения, что многие судьи в одночасье будут вынуждены уйти в отставку. Однако в проекте президента предусмотрено введение трехлетнего переходного периода, за время которого судейские сообщества успеют осмыслить изменения и подготовить достойных преемников. Возражения вызывает и законопроект, согласно которому председатель районного суда должен меняться каждые 4 года, а председателя областного суда необходимо избирать каждые 6 лет. Естественно, все имеют право на второй срок. В данном случае аргументация оппозиции сводится к тому, что это поставит под сомнение независимость судей. В последний год они, скорее всего, будут очень зависеть от исполнительной власти, по принципу "сменит - не сменит". Но ведь председателей избирают сами судьи, хотя по Конституции президент и обязан утверждать кандидатуры. По этому поводу г-н Артемьев иронично вопросил: "А кто должен назначать? Парламент? Я с ужасом думаю, что это будет за цирк. Если между президентом и самим назначением поставить свободные выборы в судейских коллегиях, то ничего страшного из этого не получится. Глава государства, несмотря на страхи многих правозащитников, таким образом не сможет утверждать своих людей". Временные рамки администрацией объясняются очень просто: необходимо подумать об омоложении кадров. По мнению президента, экономика и уголовное законодательство развиваются так стремительно, что престарелым судьям даже мудрость уже не поможет успеть за семимильными шагами современной демократии.
Президентский пакет законопроектов, в котором также предусматривается привлечение судей к административной и дисциплинарной ответственности, воспринят как прямое покушение на их свободу. В этой поправке предусмотрена процедура, благодаря которой практически невозможно оказывать внешнее давление на суд. Ее смысл сводится к тому, что если правоохранительные органы фиксируют административное нарушение со стороны судьи, то обязаны на месте собрать всю доказательную базу. После этого им предписано незамедлительно отправить документы генпрокурору, который, в свою очередь, передаст дело в Верховный суд, где трое его представителей вынесут окончательный вердикт. Сегодня вершителю судеб в случае задержания необходимо лишь продемонстрировать удостоверение и со спокойной совестью оказаться на воле. Как полагает депутат Артемьев, "в этих условиях некоторые органы путем недолгих расспросов сотрудников милиции прекрасно находят компромат на нерадивого судью и занимаются прямым шантажом. Я считаю, что предложенная процедура повысит уровень защиты судей, поскольку сама судейская корпорация решает, было ли это нарушением или нет. Кроме того, мы все равны перед законом".
Мантия: "близоруким - не надевать!"
На сегодняшний день наибольшие опасения у разработчиков реформы вызывает "Перечень медицинских заболеваний", при которых судья не вправе занимать эту должность. Ограничения по здоровью предоставляют широкое поле деятельности для врагов законной мантии. Ведь при желании вписать туда можно многое, да и сейчас в перечень включены несколько странные недуги. Недоумение вызывает тот факт, что, согласно проекту документа, должность судьи будет недоступна для людей со зрением... минус 3-5. Во избежание вольного пополнения "черного" списка в дальнейшем Игорь Артемьев вместе с несколькими депутатами разработал закон "О перечне заболеваний, препятствующих занимаемой должности судьи", который должен быть утвержден Минздравом РФ. По признанию автора, "в нем еще многое нужно корректировать со специалистами. Как ни абсурдно, но я уверен, что даже после этого Госдума наверняка внесет поправки по заболеваниям. Да, это будет забавно".
Ляп - он и в законе ляп
Представители рабочей группы в целом положительно оценивают президентский пакет прежде всего потому, что, по их мнению, администрация пошла на уступки по некоторым ляпам. Именно благодаря этому "подчистили" проект закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности РФ". Как утверждает г-н Артемьев, совсем недавно была снята статья, в соответствии с которой Министерство юстиции РФ могло по собственному усмотрению или желанию лишить лицензии любого адвоката. Но шероховатости в проекте реформы еще остались, и их немало. В частности, президентский пакет содержит новую поправку к УПК, по которой только прокуратура имеет право выдвигать обвинение. Игорь Артемьев не сомневается в том, что "именно из-за подковерной возни поправка оказалась в пакете законопроектов. Таким образом, прокуратура превратится в полного монополиста по возбуждению уголовных дел. А сейчас данный орган власти имеет такую репутацию, что никаких крупных разбирательств по коррупции просто не будет. Это поставит надежный барьер для защиты власть имущих от преследования правоохранительных инстанций". Для того чтобы сгладить столь пессимистичные прогнозы, на сегодняшний день полным ходом идет работа над созданием закона "О Федеральной службе расследования". ФСР должна объединить все органы следствия, четко регламентировать их функции и с помощью этого соорудить многоступенчатую систему обоюдного контроля.
Рассмотрение в Думе судебно-правовой реформы будет показательно. Как утверждает г-н Артемьев, "демократическое крыло во время обсуждения президентского пакета будет держать экзамен на зрелость. Если голосование провалится, то реформа может затормозиться еще на 10 лет".
|