Судебно-правовая реформа в России вчера вступила в завершающую стадию. Депутаты поддержали во втором чтении все предлагаемые документы из президентского пакета предложений. Кремлю, Думе и судьям, наверное, впервые удалось найти необходимый компромисс по всем самым спорным вопросам реформирования судебной системы.
Левая оппозиция вставлять обещанные накануне палки в колеса побоялась. Напомним, что в среду депутаты от АПГ и КПРФ заявили, что если не будут учтены их поправки в бюджет на будущий год, то на голосовании по судебно-правовой реформе, где по двум конституционным законам требовалось 300 депутатских голосов, они вообще не станут голосовать. Угрозы оказались простым блефом: коммунисты поддержали предлагаемые документы. Иначе, собственно, и быть не могло — ведь лидеры центристских фракций пригрозили левым, что отнимут у них все руководящие посты думских комитетов. Опробованный еще во времена принятия Земельного кодекса способ устрашения левой оппозиции подействовал — в итоге три основных закона проводимой реформы были поддержаны фактически всей палатой.
Конституционные законы поддержало исключительное большинство Думы. За закон "О судебной системе" проголосовали 399 депутатов, а документ "О Конституционном суде" поддержали 404 человека при необходимых в таких случаях 300 голосах. Причем голосовавших против не оказалось вообще: ни левых, ни правых. Судя по количеству отданных голосов за каждый закон из президентского пакета, нижняя палата еще раз наглядно продемонстрировала свою послушность, управляемость и лояльность действующей власти.
Судьи по конкурсу
В результате принятых поправок Дума, как того и требовал Кремль, среди прочих новшеств установила возрастной ценз для судей всех уровней (кроме судей КС) — 65 лет с предельным шестилетним сроком исполнения полномочий и согласилась с предложением президента о том, что в отношении судей будет определен специальный порядок возбуждения уголовных дел.
Насколько независимым является сегодня суд в России
Среди кремлевских поправок отметим лишь наиболее важные, которые вызвали на вчерашнем заседании массу замечаний и ожесточенных дискуссий. Например, кроме вышеназванных новых положений в законе "О судебной системе", есть и такое, которое дает судьям право назначать на должность председателя одного и того же суда одно и то же лицо неоднократно, но не более двух раз подряд. Предельный возраст пребывания в должности федерального судьи (кроме КС) составляет отныне 65 лет, а отбор кандидатов на должности судей будет осуществляется на конкурсной основе.
В закон "О Конституционном суде" депутаты внесли поправки, которые устанавливают предельный возраст для судей КС 70 лет, однако эта норма вступит в силу только в 2005 году. Также законом определена норма, которая не позволяет привлекать судью КС к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий. Изменен и механизм исполнения решений КС: к примеру, если его вердиктом какой-либо закон признан не соответствующим Конституции полностью или частично, то государственный орган, который принял подобный документ, должен принять новый нормативный акт, учитывая в нем и положение о признании утратившим силу закона, который оказался по решению КС не соответствующим Конституции. В ином случае КС наделен достаточной властью, чтобы привлечь регионального законодателя к суровой ответственности. В интервью газете "Время МН" судья КС Гадис Гаджиев заявил, что "неисполнение тех положений, которые содержатся в принятых постановлениях КС, сейчас повлекут серьезные правовые последствия. Если региональные законодатели не будут приводить в соответствие свои законы с правовыми позициями, изложенными судьей КС, то допускается тот механизм конституционно-правовой ответственности, который прописан в законе "Об общих принципах организации представителей исполнительной власти", то есть вплоть до роспуска и прочих суровых мер. Все сделано для того, чтобы эффективность решений КС возросла, чтобы эти решения исполнялись. Одним словом, для укрепления конституционной законности".
Дисциплина для арбитра
Что же касается закона "О статусе судей", который также входил в президентский пакет по судебно-правовой реформе, то он также был принят во втором чтении. Внесенные в него поправки определяют возрастные и квалификационные требования к лицам, занимающим должности судей различных уровней. К примеру, для того чтобы стать судьей, юристы должны будут сдать специальный квалификационный экзамен, но при этом они должны иметь стаж работы по специальности. Председателям судов и их заместителям можно занимать такие должности только в течение 6 лет. Также в этом законе прописаны новеллы о привлечении судей всех уровней к уголовной ответственности. Прокуратуре позволено привлекать служителей Фемиды к уголовной ответственности на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного суда и с согласия квалификационной коллегии судей.
Кроме уголовной ответственности, судей можно будет привлекать и к ответственности дисциплинарной. За совершение какого-либо служебного проступка судье, кроме судьи КС, могут вынести предупреждение или даже прекратить его полномочия.
Мнение эксперта
Лучше бы судью не раздражали
Те законопроекты, которые были приняты сегодня, нельзя назвать реформой. Это ни в коей мере несопоставимо с тем, что было сделано с 1991 по 1996 год. Хорошо, конечно, что появилась возможность привлекать к административной ответственности судей. Только гражданину, которому светит от трех до пяти лет тюрьмы, лучше, чтобы его судью не раздражали. Положительно то, что в квалификационную комиссию судей будет входить юридическая общественность. Однако на жизни граждан эта норма скажется лишь лет через восемь, когда начнет меняться судебный состав. А вот норма о шестилетнем переназначении судей, когда имеется сама возможность их переназначать, плохая, поскольку дает возможность органам исполнительной власти влиять на переназначение судьи в зависимости от его лояльности.
Сергей ПОПОВ,
заместитель председателя комитета Государственной Думы по госстроительству
|