Уважаемый Владимир Владимирович!
По решению, принятому 20.07.2001 г. чрезвычайной конференцией членов Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург", в составе которой свыше 2000 юристов (многие из них Ваши коллеги по юридическому факультету Санкт-Петербургского государственного университета), президиум Коллегии в соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации обращается к Вам как к Президенту Российской Федерации — гаранту прав и свобод человека и гражданина (а также коллеге-профессионалу и одному из участников создания нашей Коллегии).
Рассмотрев и обсудив проект "Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности Российской Федерации", представленный Государственной думе от имени президента РФ, члены наших Коллегий (как и большинство членов и организаций адвокатского сообщества России) считают, что:
1. В Государственную думу проект внесен путем подлога — а именно путем подмены текста проекта, который 19.03.2001 г. был согласован с узкой группой руководителей адвокатских организаций (которые на это уполномочены не были), поэтому — неправомерно.
2. Изложение государственной политики в области адвокатской деятельности в ст. 6 проекта, которая устанавливает "...гарантии независимости адвокатуры...", является чисто декларативным, прямо противоречащим всему дальнейшему нормативному содержанию проекта и ст. 48 Конституции РФ, а в "Финансово-экономическом обосновании" проекта прямо указано:
"Законопроектом предусмотрено наделение Министерства юстиции и его... органов... надзорными функциями в отношении адвокатов и их объединений".
Таким образом, государственная политика в области адвокатуры по проекту в действительности ставит Министерство юстиции и его органы в положение надзирателей, а российских "адвокатов и их объединения" в положение поднадзорных. В "обосновании" подсчитано даже количество надзирателей за адвокатами: их потребуется 178 штатных единиц, а расходы бюджета на их содержание составят "единовременные 42,4 млн. руб. и ежегодные 17,3 млн. руб.". Проект поэтому противоречит Принципам судебной реформы Российской Федерации, в которой прямо установлена необходимость:
2.1. "...вывести адвокатуру из-под контроля Министерства юстиции, обеспечив независимость и высокий престиж судебной защиты..."
2.2. "...гарантировать независимость адвокатуры как самоуправляемой общественной организации... включая самостоятельность в решении вопросов... приема, отчисления и исключения..."
3. Ликвидируя все 145 коллегий адвокатов (ст. 40 проекта), зарегистрированных в статусе юридических лиц, выполняющих свою правозащитную, конституционную функцию, объединяющих в составе 5000 юридических консультаций профессиональную деятельность 45 тысяч адвокатов во всех 89 регионах России, таким образом, всю существующую систему профессиональных и общественных организаций адвокатуры проект разрушает, в противоречии с п. "л" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, и п. 2 ст. 2, ч 2 ст. 3 ГК РФ и без оснований, установленных в ст. 57 и 61 ГК РФ, ст. 16 и 18 Федерального закона "0 некоммерческих организациях", то есть без законных на то оснований.
4. Разрушая все существующие профессиональные общественные объединения адвокатов России, по заключению Правового управления аппарата Государственной думы РФ (от 19.06.2001 г. № 22-1/3103), проект закона не определяет правовой статус адвокатуры. Поэтому в заключении прямо указано, что необходимо "...определить статус такого сообщества адвокатов: либо это общественное объединение граждан, либо одна из форм некоммерческой деятельности". А поскольку "...предполагается создание адвокатской палаты... то вряд ли правомерно говорить о самоуправлении".
5. Вместо существующих, традиционно принятых адвокатурой России объединений в форме консультаций и коллегий проект устанавливает кабинеты и бюро. Затем проект бюрократически регламентирует организацию профессиональной деятельности адвокатов, подчиняя ее контролю квалификационных комиссий (состоящих наполовину из непрофессионалов), создаваемых специальных судов чести (кроме судов общей юрисдикции), учреждая обязательную для всех адвокатов организацию их деятельности в форме адвокатских палат и съездов в регионах и Федерации. Проект, таким образом, лишает адвокатов права свободного выбора формы объединения.
Такое нормативное содержание проекта противоречит Рекомендациям Комитета Министров Совета Европы от 25.10.2000 г. "О свободе осуществления профессии адвоката".
5.1. Является "...неправомерным вмешательством органов власти..." в "...свободу осуществления профессии адвоката..." и противоречит п. 1 Принципа 1.
5.2. Противоречит п. 2 Принципа 1 о том, что "...разрешения заниматься юридической практикой должны приниматься... независимым органом...".
5.3. Противоречит п. 3 Принципа 1 о том, что "адвокаты должны обладать свободой... объединения в союзы, а также, в особенности, принимать участие в публичных обсуждениях по вопросам права... и выступать с предложениями законодательных реформ".
5.4. Противоречит п.1 Принципа 5, который устанавливает, что: "адвокаты должны иметь право на создание и вступления в профессиональные, местные, национальные и международные союзы и объединения (ассоциации)..." и, наконец...
5.5. Противоречит п. 2 Принципа 5, согласно которому "ассоциации адвокатов... должны быть самоуправляемыми организациями, независимыми от органов власти".
По указанным основаниям нормативное содержание проекта противоречит п. 1 и 2 ст. 15 Конституции, а также п. 1 и 2 ст. 30 Конституции РФ.
6. Действующий закон (ч. 5 ст. 29 "Положения об адвокатуре РФ") устанавливает, что:
"Коллегии адвокатов не облагаются государственными налогами и сборами".
Из первоначально представленного и согласованного проекта (Министерством финансов РФ 26.04.2001 г. № 2533 п-П4) "для адвокатов, их организаций и объединений..." была исключена не только эта норма, исключены были какие бы то ни было "льготы по тарифам, налогам, сборам и арендной плате". Исключены также "ставки арендной платы коммунальных услуг и услуг связи на уровне ставок для судов общей юрисдикции".
При таком положении проект сохраняет полностью обязанность "выполнять требования об обязательном участии адвокатов в уголовном судопроизводстве (по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда" (ч. 2 ст. 9) без каких-либо гарантий в законе оплаты такой помощи вообще А также без учета того, что в результате поголовного обнищания граждан России и (на этой почве) роста преступности объем юридической помощи, которая необходима и правоохранительным органам, и гражданам, но которую граждане не в состоянии оплатить, возрос в несколько раз и составляет 60% всех поручений адвокатов по уголовным делам.
Качество подготовки проекта, состоящего всего из 41 статьи, характеризует факт внесения в Комитет по государственному строительству Думы за три месяца свыше 500 поправок.
Возражения против представленного неправомерным путем неконституционного по содержанию проекта изложены нами в сжатом до предела виде, являются принципиальными, а принятие проекта в первом чтении — результатом злоупотребления Вашим огромным авторитетом его авторами (которым было приказано строить вертикаль власти).
Правила регламента рассмотрения проекта в Государственной думе делают маловероятным или даже невозможным придание проекту законной юридически грамотной формы. Это вынуждает нас обратиться к Вам с просьбой предложить Государственной думе возвратить внесенный проект в первое чтение для его доработки компетентными профессионалами и согласования, с тем чтобы, выполняя конституционную функцию защиты прав граждан, адвокаты Коллегии не были вынуждены заниматься защитой прав адвокатов в Верховном, Конституционном и международных судах и организациях.
С надеждой на понимание и большим уважением
Президиум Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург".
Председатель президиума коллегии А. Н. Котельников,
зампредседателя президиума коллегии Т. В. Тимофеева,
зампредседателя президиума коллегии В. Л. Левыкина,
зампредседателя президиума коллегии С. А. Попов,
член президиума И. С. Гаврилова,
член президиума В. П. Чиликиди,
член президиума А. П. Шамкин,
член президиума С. Н. Лыткин,
член президиума И. Ю. Смородин
|