РАЗДЕЛ 2. Социальная политика.
|
Проект Федерального
закона “Об объединениях работодателей” (Внесен
депутатами Государственной Думы).
|
|
Закон носит рамочный характер.
Он определяет порядок создания, принципы деятельности объединений
работодателей, их права, обязанности и ответственность.
Закон содержит также права,
обязанности и ответственность членов объединения работодателей.
Закон дает право работодателям
без предварительного разрешения органов государственной
власти, органов местного самоуправления на добровольной
основе создавать объединения работодателей для представительства
законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными
союзами и их объединениями, органами государственной власти,
органами местного самоуправления.
В законе определена организационно-правовая
форма объединения работодателей, как некоммерческой организации.
Это самостоятельная форма некоммерческой организации.
Объединение работодателей несет
ответственность за нарушение или невыполнение заключенных
им соглашений.
Общероссийское объединение
работодателей создается на добровольной основе общероссийскими
отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными)
объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность
на территории более половины субъектов Российской Федерации.
Уставами общероссийских объединений
работодателей может предусматриваться членство в них также
работодателей.
Соглашения, заключенные объединением
работодателей, обязательны для работодателей, состоящих
членами этого объединения на момент заключения соглашения.
Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает
работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период
его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период
действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные
этим соглашением.
Объединения работодателей,
созданные до вступления в силу данного закона должны в течение
трех лет привести свои учредительные документы в соответствие
с ним.
В работе над законопроектом
принимал участие депутат фракции «ЯБЛОКО» М.В. Емельянов.
Фракция поддержала закон.
Фракции, депут.гр. |
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Агропром
гр. |
Народн. депутат |
Регионы России |
«за»
|
0.0
|
100
|
100
|
97.0
|
100
|
100
|
0.0
|
83.3
|
80.9
|
«против»
|
81.7
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
«О внесении изменения
и дополнения в статью 96 Трудового кодекса Российской
Федерации» (Внесен депутатами Государственной
Думы).
|
|
Новый Трудовой Кодекс не допускает привлечение к работе
в ночное время некоторых категорий работников, в число которых
теперь вошли инвалиды. В результате те из них, кто выполнял
ранее работу в ночное время, вынуждены переходить в дневную
смену или увольняться.
Закон разрешает инвалидам работать в ночное время с их
письменного согласия при отсутствии медицинских противопоказаний.
|
« О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации»
и отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам финансирования мероприятий
по содействию занятости населения» (Внесен Правительством).
|
|
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
осуществлялось из бюджета Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации. С 1 января 2001 года Фонд
упразднен.
В законопроекте исключаются
ссылки на фонд занятости и определяются новые источники
финансирования – бюджеты разных уровней.
За счет средств федерального
бюджета предлагается финансировать расходы:
- на выплату пособий по безработице, стипендий (в установленных
Законом размерах) и прочих выплат безработным;
- на осуществление мероприятий по содействию в трудоустройстве
населения;
- на организацию профессионального обучения и профессиональной
ориентации безработных граждан;
- содержание органов и учреждений федеральной государственной
службы занятости населения;
- другие мероприятия, связанные с содействием занятости
населения, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных
на соответствующий год.
По решению органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия
по содействию занятости населения, в том числе по социальной
поддержке безработных, могут финансироваться за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроектом вводится ряд
поправок, связанных с упорядочением социальных выплат безработным
гражданам и усилением дифференцированного подхода в определении
размеров пособий и сроков их выплат различным категориям
безработных исходя из причин увольнения и наличия профессии.
В законопроекте предлагается:
пособия по безработице (стипендии)
лицам, уволенным из организаций за нарушения трудовой дисциплины,
уволенным по собственному желанию без уважительных причин,
направленным службой занятости на обучение и отчисленным
из учебных заведений за виновные действия и некоторым другим
категориям, устанавливать в процентном отношении к величине
прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской
Федерации в пределах 30 - 40% данного прожиточного минимума;
пособия по безработице (стипендии)
другим категориям безработных устанавливать по отношению
к их среднему заработку, исчисленному за последние три месяца
по последнему месту работы и лежат в пределах 30 - 100%
прожиточного минимума.
В настоящее время пособия по
безработице указанным категориям граждан рассчитываются
одинаково, исходя из средней заработной платы и находятся
в пределах 20 - 100% прожиточного минимума субъекта Российской
Федерации.
Минимальный размер оплаты
труда.
Законы подписанные и обнародованные
Президентом.
|
«О внесении дополнения
в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты
труда» (Внесен Правительством).
|
|
В соответствии с Федеральным
законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”
минимальный размер оплаты труда должен поэтапно повышаться
до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным
размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума
на очередной финансовый год устанавливается федеральным
законом о федеральном бюджете.
С 1 мая 2002 года увеличивается
минимальный размер оплаты труда с 300 рублей до 450 рублей
в месяц.
Повышение обеспечит некоторое
приближение минимального размера оплаты труда к величине
прожиточного минимума трудоспособного населения с 16,7%
- в 2001 году до 24,4% - в 2002 году. Однако при таких темпах
минимальный размер оплаты труда приблизится к величине прожиточного
минимума не ранее, чем через 10 лет.
Фракция поддержала закон.
Фракции,
депут.гр. |
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Агропром
гр. |
Народн.депутат |
Регион России |
«за»
|
94.0
|
96.4
|
95.8
|
87.5
|
100
|
94.1
|
95.3
|
89.5
|
93.6
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
Законопроекты, рассмотренные Государственной
Думой.
|
«О внесении дополнения
в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты
труда»
|
|
Внесен Правительством Российской
Федерации одновременно с проектом федерального закона «О
федеральном бюджете на 2003 год», в котором устанавливается
соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной
прожиточного минимума.
Федеральным законом "О
прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Трудовым
кодексом предусматривается, что минимальный размер оплаты
труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного
населения.
Законопроектом предлагается
ввести с 1 октября 2003 года минимальный размер оплаты труда
в размере 600 рублей в месяц.
Расчетное соотношение между
среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда
и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения
в 2003 году при таком повышении минимального размера оплаты
труда достигнет лишь 21,6%. Таким образом, на 2003 год предусматривается
фактическое снижение соотношения минимального размера оплаты
труда и величины прожиточного минимума по сравнению с 2002
годом, которое было установлено на уровне 24,4% .
Для того, чтобы среднегодовое
соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной
прожиточного минимума сохранилось хотя бы на уровне 2002
года, фракция «ЯБЛОКО» предложила произвести повышение минимального
размера оплаты труда до 600 рублей с 1 мая 2003 года. Для
этого необходимо 28,6 млрд.рублей. Предложение большинством
Государственной Думы не было поддержано. В федеральном бюджете
2003 года не смогли изыскать деньги на эти цели.
Фракции,
депут.гр. |
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Агропром
гр. |
Народн.депутат |
Регионы России |
«за»
|
96.3
|
100
|
96.2
|
100
|
100
|
88.2
|
97.7
|
83.3
|
72.3
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой.
|
«О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (Внесен Правительством).
|
|
Необходимость данного законопроекта
вызвана ратификацией Российской Федерацией Конвенции о
защите прав человека и основных свобод, которая требует
от Российской Федерации приведения своего национального
законодательства в соответствие с положениями данной конвенции.
Законопроектом исключаются
положения, позволяющие проводить аналогию между учреждениями
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Расширен круг прав несовершеннолетних,
находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних и круг обязанностей
администрации этих учреждений. Предлагается обязать администрацию
уведомлять родителей или законных представителей о поступлении
несовершеннолетнего в соответствующее учреждение в течение
12 часов с момента его поступления, если известно его место
жительства или пребывания.
Администрация учреждения обязана
обеспечивать соблюдение прав несовершеннолетних.
В законопроекте устанавливается
перечень взысканий, применяемых к несовершеннолетним, находящимся
в этих учреждениях, а также основания для их применения.
Устанавливается запрет на применение к несовершеннолетним
мер физического и психического насилия.
Законопроект предусматривает
переименование «центра временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей» в «центр временного содержания».
Законопроект предусматривает судебный порядок рассмотрения
материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного
содержания для несовершеннолетних правонарушений.
Фракции,
депут.гр. |
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Агропром гр. |
Народн.депутат |
Регионы России |
«за»
|
65.9
|
100
|
90.0
|
78.8
|
100
|
100
|
69.8
|
79.6
|
93.6
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
2.3
|
0.0
|
0.0
|
Поправки в закон “О ветеранах”.
Законы, подписанные и обнародованные
Президентом.
|
«О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах»
(Внесен депутатами Государственной Думы и Московской
областной Думы).
|
|
Закон предусматривает установление
статуса ветерана боевых действий военнослужащим, в том числе
уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным
на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел и органов
государственной безопасности, работникам Министерства обороны
СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации,
сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации, направленным в другие государства
органами государственной власти СССР, органами государственной
власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых
действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах,
а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов
государственной власти Российской Федерации в боевых действиях
на территории Российской Федерации.
В перечень государств, городов,
территорий и периодов ведения боевых действий с участием
граждан Российской Федерации внесен вооруженный конфликт
в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях
Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта:
с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и контртеррористические
операции на территории Северо-Кавказского региона: с августа
1999 года.
На указанных лиц распространяются
права и льготы ветеранов боевых действий:
- льготы по пенсионному обеспечению
и налогообложению;
- получение от кредитных организаций
разовых льготных кредитов;
- первоочередное бесплатное
предоставление жилья;
- 50% оплата жилья в пределах
социальной нормы, в том числе совместно с ними проживающим
членам семей;
- первоочередная установка
телефона;
- бесплатное пользование при
выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены
в период работы;
- бесплатное обеспечение лекарствами;
- бесплатное изготовление и
ремонт зубных протезов;
- использование ежегодного
отпуска в удобное время и предоставление отпуска без сохранения
заработной платы сроком до 30 дней в году;
- при наличии медицинских показаний
первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные
организации;
- бесплатный проезд на всех
видах городского пассажирского транспорта в любом городе
не зависимо от места жительства, а также на железнодорожном
и водном транспорте пригородного сообщения;
- бесплатный проезд один раз
в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном,
водном или междугородном автомобильном транспорте имеющим
ранение, контузию или увечье, либо по их желанию оплата
50% оплата проезда один раз в год (туда и обратно) на данных
видах транспорта;
- прием вне конкурса в государственные
образовательные учреждения высшего и среднего профессионального
образования, на курсы обучения соответствующим профессиям,
выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством.
Закон вступает в силу с 1 января
2004 года.
Фракция « ЯБЛОКО» поддержала
закон.
Фракции, депут.гр. |
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Агро-пром гр. |
Народн.депутат |
Регион России |
«за»
|
98.8
|
100
|
100
|
33.3
|
84.6
|
100
|
100
|
72.2
|
72.3
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
Защита пострадавших от радиации.
Законы, подписанные и обнародованные
Президентом.
|
«О внесении изменений
в статьи 18 и 20 Закона Российской Федерации
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» (Внесен Правительством Российской Федерации)
|
|
Закон устанавливает ежемесячные выплаты в повышенном размере пенсий и пособий
неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам, постоянно
проживающим со 2 декабря 1995 года на территории зоны проживания
с правом на отселение в зависимости от времени проживания:
с 26 апреля 1986 года – в размере
277 рублей 98 копеек;
со 2 декабря 1995 года – в размере 92 рублей 66 копеек.
В повышенном на 50% размере выплачиваются стипендии аспирантам, учащимся
государственных общеобразовательных учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования, расположенных
на территории зоны. Дополнительное пособие зарегистрированным
безработным выплачивается в размере 100 рублей.
Той же категории граждан, постоянно проживающей в зоне отселения установить
в зависимости от времени проживания:
с 26 апреля 1986 года – в
размере 555 рублей 96 копеек;
со 2 декабря 1995 года – в размере 185 рублей 32 копеек.
В повышенном на 100% размере выплачиваются стипендии аспирантам, учащимся
государственных общеобразовательных учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования, расположенных
на территории зоны. Дополнительное пособие зарегистрированным
безработным выплачивается в размере 200 рублей.
При целевом направлении на учебу (при условии заключения договора с органами
исполнительной власти на территории зоны) стипендия в образовательных
учреждениях за пределами зоны отселения выплачивается в
повышенном на 50% размере.
Законы, подписанные и обнародованные
Президентом.
|
“О дополнительном
ежемесячном материальном обеспечении граждан
Российской Федерации за выдающиеся достижения
и особые заслуги перед Российской Федерацией”
(Внесен Правительством)
|
|
В настоящее время решение вопроса
об установлении дополнительного материального обеспечения
за особые заслуги осуществляется на основе правовых актов
Президента Российской Федерации.
Законопроект предусматривает
установление условий, порядка назначения и выплаты ежемесячного
материального обеспечения граждан Российской Федерации за
особые заслуги перед Российской Федерацией. Эта выплата
будет назначаться в дополнение к государственной пенсии.
Размер выплаты дифференцирован в зависимости от категории
граждан:
Героям Советского Союза, Героям
Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам,
награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного
или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным
орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, – 415 %
размера базовой части трудовой пенсий по старости;
гражданам, награжденным орденом
Ленина, гражданам, награжденным орденом “За заслуги перед
Отечеством” II степени, или III степени, или IV степени,
лауреатам Ленинских и государственных премий СССР и (или)
Российской Федерации (РСФСР) – 330 % размера базовой части
трудовой пенсий по старости;
гражданам, награжденным орденом
Трудовой Славы трех степеней или орденом “За службу Родине
в Вооруженных Силах СССР” трех степеней, чемпионам Олимпийских
игр – 250 % размера базовой части трудовой пенсий по старости.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала
закон.
Фракции, депут.гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
92.9
|
90.1
|
81.6
|
32.3
|
91.7
|
88.2
|
88.4
|
70.2
|
78.7
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
“О внесении дополнения
в статью 45 Закона Российской Федерации “О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и
их семей” (Внесен Правительством)
|
|
Законопроект предусматривает
изменение порядка повышения пенсий гражданам, имеющим выдающиеся
достижения и особые заслуги.
Если к государственной пенсии
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев
Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы (ордена
Трудовой Славы, ордена “За службу Родине в Вооруженных Силах
СССР”), чемпионов Олимпийских игр будет установлено дополнительное
ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения
и особые заслуги перед Российской Федерацией, то повышение
пенсий по аналогичным основаниям, которые предусмотрены
Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних
дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей”, производиться не будет.
Закрепляется принцип однократности
повышения пенсии по основаниям, связанным с выдающимися
достижениями и особыми заслугами.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала
закон.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
90.5
|
96.3
|
85.7
|
67.7
|
100
|
88.2
|
83.7
|
70.2
|
74.5
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
«О внесении дополнения
в статью 1 Федерального закона «О дополнительном
социальном обеспечении членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации» (Внесен
депутатами Государственной Думы)
|
|
Закон предусматривает выплачивать доплату к пенсии членам летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации только при условии оставления
летной работы, дающей право на эту доплату.
Она будет осуществляться за счет дополнительных
страховых взносов ( в размере 14%), уплачиваемых работодателями
в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала
закон.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
76.2
|
91.4
|
95.9
|
48.4
|
91.7
|
94.1
|
76.7
|
59.6
|
83.0
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
«О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросам, связанным
с осуществлением обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» (Внесен депутатами Государственной
Думы)
|
|
Закон отрывает от минимального
размера оплаты труда размер выплат застрахованным лицам
в качестве возмещения вреда в связи с несчастными случаями
на производстве и профессиональными заболеваниями.
Предусматривается индексация
с учетом уровня инфляции суммы, выплачиваемой на содержание
гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.
В случае, когда потерпевший
на момент причинения вреда не работал, учитывается по его
желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения
работника его квалификации в данной местности, но не менее
установленной величины прожиточного минимума трудоспособного
населения в целом по Российской Федерации.
По достижении малолетним потерпевшим
четырнадцати лет, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему
в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, не имеющему
заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред,
обязано возместить потерпевшему помимо расходов, вызванных
повреждением здоровья, также вред, связанный с утратой или
уменьшением его трудоспособности, исходя из величины прожиточного
минимума трудоспособного населения в целом по Российской
Федерации.
Если ко времени повреждения
его здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред
возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже
величины прожиточного минимума трудоспособного населения
в целом по Российской Федерации.
Суммы выплачиваемого гражданам
возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего,
при повышении стоимости жизни подлежат индексации.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала
закон.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
100
|
100
|
100
|
87.9
|
100
|
100
|
100
|
83.3
|
93.6
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
Законопроекты, рассмотренные
Государственной Думой.
|
«О внесении изменений
в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный
закон «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации» (Внесен депутатами Государственной
Думы)
|
|
Закон предусматривает распространение
всех прав и льгот участников Великой Отечественной войны
на граждан, проходивших военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав
действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября
1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащих,
награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный
период.
Закон вступает в силу с 1 января 2003 года.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
97.6
|
1.2
|
42.0
|
97.0
|
0.0
|
100
|
95.3
|
98.1
|
76.6
|
«против»
|
1.2
|
6.1
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
2.3
|
0.0
|
0.0
|
|
“О внесении дополнений
и изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования” (Внесен Правительством)
|
|
Законопроектом предусматривается
дополнить показатели индивидуального (персонифицированного)
учета новыми, увеличить периодичность их сбора и привести
ряд используемых в Федеральном законе терминов в соответствие
с терминами, используемыми в новом пенсионном законодательстве.
Индивидуальный лицевой счет
застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной
частей, дается их определение. Устанавливается состав сведений,
указывающийся в каждой части.
Помимо существующих показателей,
индивидуальные лицевые счета застрахованных предлагается
дополнить сведениями о расчетном пенсионном капитале и рядом
показателей, необходимых для его исчисления.
Предусматривается указывать
суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть
трудовой пенсии; сведения о выборе застрахованным лицом
управляющей компании (инвестиционного портфеля); результаты
ежегодной передачи и размещения средств пенсионных накоплений
на инвестирование управляющим компаниям; доход от инвестирования
и расход на инвестирование средств пенсионных накоплений;
сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной
управляющей компании другой или в негосударственный пенсионный
фонд; сведения о передаче средств пенсионных накоплений
из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд
Российской Федерации; суммы произведенных выплат за счет
средств пенсионных накоплений.
В законопроекте предусмотрены
положения о проведении сверок специальной части индивидуальных
лицевых счетов с пенсионными книжками застрахованных.
Предусматривается, что страхователь
будет представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации
сведения индивидуального (персонифицированного) учета один
раз в год, но не позднее 1 марта. Для застрахованных лиц,
самостоятельно уплачивающих страховые взносы, сроки предоставления
индивидуальных сведений увязаны со сроками представления
отчетности об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в индивидуальных
лицевых счетах застрахованных, предусматривается представлять
застрахованным лицам один раз в год в сроки, установленные
законодательством об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии.
Один раз в год любому застрахованному
лицу будут представляться сведения, содержащиеся в его индивидуальном
лицевом счете, в течение 10 дней со дня его обращения, бесплатно.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
29.3
|
98.8
|
82.7
|
97.0
|
100
|
100
|
25.6
|
94.4
|
46.8
|
«против»
|
1.2
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
« О внесении изменений и дополнений в статью
30 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" (Внесен депутатами
Государственной Думы)
|
|
В законопроекте предлагается
включить в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав
застрахованных лиц "нестраховые" и льготные периоды,
учитываемые до 1 января 2002 года для назначения пенсий:
-периоды подготовки к профессиональной
деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по
подготовке кадров, повышению квалификации, в средних и высших
учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре;
- периоды ухода за инвалидом
1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается
в постоянном уходе;
- периоды ухода неработающей
матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней
до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;
-период проживания жен (мужей)
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли
трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности
трудоустройства.
Также предлагается исчислять
некоторые периоды работы (службы) в льготном порядке (в
двойном и тройном размере):
-период пребывания на военной
службе по призыву; работа в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера;
- работа во время Великой Отечественной
войны;
- служба в воинских частях,
штабах, входящих в состав действующей армии в период боевых
действий.
В 2003 году предлагается производить
финансирование за счет средств, образовавшихся в результате
превышения сумм поступлений единого социального налога
в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами,
осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части
трудовой пенсии, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации. В последующие годы выплату пенсий
в части, определяемой включением в трудовой стаж «нестраховых»
периодов, производить за счет ассигнований из федерального
бюджета.
Трудовые пенсии, назначенные
до вступления в силу данного закона, подлежат пересчету
с 1 января 2003 года.
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала
закон.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
100
|
7.3
|
10
|
33.3
|
0.0
|
100
|
100
|
98.1
|
87.2
|
«против»
|
0.0
|
2.4
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
«О внесении изменений
в статью 27 Закона Российской Федерации «О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях» и статьи 11 и 18 Федерального
Закона «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации» (Внесен Советом Федерации)
|
|
Предусматривается снижение на 5 лет возраста для
назначения социальной пенсии лицам из числа малочисленных
народов Севера: мужчинам – по достижении 50 лет, женщинам
– по достижении 45 лет. Размер ее равен базовой части трудовой
пенсии по старости.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
97.6
|
6.0
|
2.0
|
34.4
|
0.0
|
94.1
|
100
|
66.1
|
80.9
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
«О страховых тарифах
на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
на 2003 год» (Внесен Правительством)
|
|
Законопроект предусматривает продление на 2003 год порядка уплаты и размеров
страховых тарифов, действовавших в 2001 году.
Сохраняется 22 страховых тарифа, дифференцированных по
группам отраслей (подотраслей) в зависимости от класса профессионального
риска (от 0,2 до 8,5%).
Также сохраняется льгота по уплате страховых взносов на
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
92.7
|
100
|
84.6
|
93.9
|
100
|
82.4
|
95.3
|
88.9
|
97.9
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
1.9
|
0.0
|
|
"Об обеспечении
пособиями по обязательному социальному страхованию
граждан, работающих в организациях и у индивидуальных
предпринимателей, применяющих специальные налоговые
режимы, и некоторых других категорий граждан"
(Внесен депутатами Государственной Думы)
|
|
Законопроектом предлагается
установить специальный порядок финансирования расходов на
выплату пособий по временной нетрудоспособности гражданам,
работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
применяющих специальные налоговые режимы.
Проектом предусматривается,
что пособие по временной нетрудоспособности работникам оплачивается
за счет средств Фонда социального страхования Российской
Федерации - в части пособия, не превышающей минимальный
размер оплаты труда, а в остальной части - за счет средств
работодателя. При этом исчисление, назначение и выплата
пособия производятся по тем же правилам, что и другим работающим
гражданам. Другие пособия по обязательному социальному страхованию
указанным гражданам выплачиваются за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации.
Предлагается работодателю добровольно
уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации
на социальное страхование работников по болезни. В этом
случае пособие по временной нетрудоспособности целиком выплачивается
за счет средств Фонда. Законопроектом предусматривается
установить тариф взносов в Фонд в размере 3,0% от облагаемой
базы, определяемой по правилам, установленным для исчисления
единого социального налога (выплаты, начисленные в пользу
работников). Тем самым обеспечивается эквивалентность размера
отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации
уровню страхового обеспечения работника по болезни.
Законопроектом также предусматривается
возможность добровольного присоединения к системе обязательного
социального страхования по болезни и материнству граждан,
самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальных
предпринимателей, адвокатов, фермеров, что будет способствовать
увеличению числа граждан (индивидуальных предпринимателей,
адвокатов, фермеров) охваченных социальной защитой.
Фракции, депут. гр.
|
КПРФ
|
Единство
|
ОВР
|
СПС
|
ЛДПР
|
ЯБЛОКО
|
Агропром гр.
|
Народн. депутат
|
Регионы России
|
«за»
|
87.8
|
98.8
|
94.0
|
18.2
|
100
|
100
|
60.5
|
79.6
|
93.6
|
«против»
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
|
«О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном
страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний» ( Внесен депутатами
Государственной Думы)
|
|
Законопроект предусматривает
упорядочение взаимоотношений Фонда социального страхования
Российской Федерации со страхователями и банками при осуществлении
Фондом контроля за уплатой страховых взносов.
Законопроект предусматривает
усовершенствование системы мер по обеспечению исполнения
требований по регистрации страхователей у страховщика и
предотвращения возможности их уклонения от регистрации.
Предусматривается закрепление обязанности банков требовать
у организаций при открытии счета документ, подтверждающий
регистрацию в качестве страхователей в исполнительных органах
Фонда.
Устанавливается обязанность
банков сообщать страховщику об открытии или закрытии организацией
банковского счета.
Предусматриваются штрафы за
нарушение сроков регистрации, за нарушение сроков уплаты
и неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
За нарушение срока представления
отчетности в Фонд предусматривается штраф в размере 1000
рублей, а за повторное в течение года нарушение – штраф
в размере 5000 рублей.
Законопроектом предусматривается
начисление пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
Предусматривается установление
ответственности за ведение организацией деятельности без
регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой
|
“О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации “Об образовании”
и Федеральный закон “О высшем и послевузовском
профессиональном образовании”. |
|
(Внесен Правительством РФ)
Закон был внесен Правительством и принят в первом чтении 12 апреля 2001г. Однако
в принятой редакции имелись неприемлемые, с позиций «Яблока»,
положения о государственных образовательных стандартах (Правительство
предлагало передать в компетенцию исполнительной власти
все вопросы, связанные с введением государственного образовательного
стандарта) и о введении обязательной начальной военной
подготовки в школах (Правительство предлагало установить
такую норму в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности
и военной службы»).
Ко второму чтению депутатами «Яблоко» были подготовлены соответствующие поправки,
в результате чего был внесен ряд новых положений в законопроект,
в частности, об установлении сроков обучения в школе законом,
об отмене 25% ограничения на платный прием в ВУЗы по специальностям
«юриспруденция», «экономика», «менеджмент», «государственное
и муниципальное управление», удалось принять новую редакцию
положений об образовательных стандартах (которая открыла
возможность принять в дальнейшем закон «О государственном
стандарте общего образования» в «яблочной» концепции) и
др. Сохранен факультативный, с согласия родителей, характер
начальной военной подготовки в школе.
Кроме того, в законопроекте
устанавливается ряд уточнений отдельных норм указанных законов:
государственные образовательные
стандарты общего образования РФ в принятой редакции включают
в себя не только федеральный и региональный (национально-региональный)
компоненты, но также компонент образовательного учреждения,
их порядок разработки и утверждения
устанавливаются отдельным федеральным законом;
государственные образовательные
стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет;
устанавливаются льготы для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской
олимпиады школьников и членов сборных команд РФ на международных
олимпиадах. При поступлении на обучение по специальностям,
соответствующим профилю олимпиады, они зачисляются в государственные
и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего
профессионального образования без вступительных испытаний;
обучение детей в начальной
школе начинается с 6 лет 6 месяцев по достижении ими 8 лет
и др.
Принят
в первом чтении 13.06.2002 г. проект федерального закона
"О государственном стандарте общего образования",
внесенный А. Шишловым, С. Иваненко, С. Митрохиным и др.
Законопроект конкретизирует правовые основы государственных гарантий обеспечения
прав граждан на бесплатное общее образование, определяет
назначение, статус и структуру государственного образовательного
стандарта общего образования, порядок его разработки, утверждения
и исполнения, основные принципы и порядок нормативного бюджетного
функционирования общего образования. Устанавливается единство
в Российской Федерации обязательного минимума содержания
основных образовательных программ общего образования, требований
к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных
учреждений, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
и норматив учебного времени.
(Основные положения этого закона были заложены еще в «яблочном» законопроекте
«Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование»,
внесенном в Госдуму в 2001 году. )
Хотя принятый в первом чтении законопроект является результатом компромисса
с «левыми» авторами альтернативного проекта, депутатам «Яблока»
удалось отстоять в законе:
механизм нормативного бюджетного финансирования школы, изменяющего экономику
школьного образования,
принцип «рамочного стандарта», который с одной стороны упорядочивает школьную
деятельность, а с другой - сохраняет необходимую степень
ее свободы.
Закон устанавливает 11-летний срок обучения в средней школе. Переход на нормативное
финансирование создает основу для государственного финансирования
обучения каждого школьника на основе бюджетных нормативов
(переход к нормативному финансированию может быть осуществлен
уже в бюджете 2004 года).
Среди новаций закона - создание условий для развития вариативности
школьного образования - введение «школьного компонента»
в стандарт наряду с федеральным и региональным, введение
профильного обучения для старших классов.
Установлением предельных норм
аудиторной учебной нагрузки делается попытка решить вопрос
о перегрузках в школе. Зафиксированы общие объемы учебных
часов, подлежащих обязательному бюджетному финансированию,
что является основой для расчета норматива финансирования.
При подготовке законопроекта
ко второму чтению удалось добиться включения в понятие
образовательного стандарта материальных условий, необходимых
для образовательного процесса, что позволяет прочно связать
образовательный стандарт с нормативным бюджетным финансированием
и дает основу для изменения положения в экономике школы.
Сохранение в законе механизмов, обязывающих государство
финансировать образование по нормативам, является основным
принципиальным вопросом при прохождении законопроекта во
втором чтении. На данный момент этот вопрос вызывает сопротивление
в Правительстве, в частности, в Министерстве финансов. Поэтому
сейчас авторами законопроекта ведется работа по сохранению
и расширению в тексте закона статей о нормативном финансировании.
В случае преодоления разногласий
с Правительством по данному вопросу, представленный проект
станет первым законом, создающим экономическую, правовую
и инструментальную основу для модернизации и развития образования.
Принят
в первом чтении 22.05.2002 г. проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об образовании" и Федеральный закон
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(в части дистанционных образовательных технологий).
Закон создает правовую основу для получения образования с использованием компьютерных
дистанционных образовательных технологий, способствует повышению
доступности образования.
Законопроект позволяет решить в системе образования ряд сложных задач по
созданию условий для получения образования независимо от
местонахождения обучающихся; снижению затрат на образование;
расширению доступа обучающихся к информационным ресурсам,
организации оперативного контроля за освоением образовательных
программ; упорядочению процедуры лицензирования аттестации
и аккредитации образовательных учреждений и др.
|
Поправки депутатов М.М. Задорнова, А.Ю.
Мельникова, А.Ю. Михайловым в законопроект «О
внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации».,
подписан Президентом Российской Федерации 24.07.02
№ 104-ФЗ
|
|
Поправки, внесенные в ст. 164,
251, 260, 274, 275 Налогового кодекса РФ направлены на обеспечение
более удобного для образовательных учреждений режима бухгалтерского
и налогового учета. В соответствии с новой редакцией доходы
в виде имущества, безвозмездно полученного образовательными
учреждениями, не учитываются при определении налоговой базы
на прибыль; операции по производству и реализации книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой
облагаются льготным налогом на добавленную стоимость по
ставке 10%.
|
"О федеральном бюджете на 2003
год" |
|
Предложения Комитета по науке
и образованию, направленные в мае 2002г. в Правительство
РФ, о выделении приоритетов в образовательном бюджете и
необходимых расходах на 2003 г., частично были реализованы
в правительственном законопроекте, представленном в первом
чтении. В частности, увеличены расходы на комплектование
библиотечных фондов, на приобретение оборудования, на капитальный
ремонт, т.е. расходы, направленные на развитие образования;
предусмотрены расходы на трехкратное увеличение надбавок
за ученые степени профессорско-преподавательскому составу.
Во втором чтении наши поправки
по увеличению финансирования образования на 2 миллиарда
рублей и науки на 0,5 миллиардов рублей не были поддержаны
Государственной Думой в результате позиции 4-х правительственных
фракций, несмотря на поддержку комитета по образованию и
науке и подкомитетом по бюджету.
В третьем чтении удалось добиться
принятия наших поправок:
- о трехкратном увеличении выплат научным работникам за ученые степени кандидатов
и докторов наук,
- об увеличение на 280 млн. руб. расходов федеральных фондов поддержки научных
исследований.
«О
внесении изменений и дополнений в статью 164 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации», «О внесении
изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации», внесены депутатами М.М.
Задорновым,А.В. Шишловым и др.
Принятие поправок, изложенных
в законопроектах, позволит частично восстановить льготные
налоговые позиции образовательных учреждений, существовавшие
до 1.01.02г. и привести в соответствие нормативные положения
в части налогового законодательства, предусмотренные федеральными
законами в области образования, с Налоговым кодексом РФ,
привлечь дополнительные средства в сферу образования.
|
"О внесении изменения в статью
16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" (в части стипендиального обеспечения).
|
|
Внесен 8.07.02 депутатами комитета по образованию
и науке
по инициативе А.В. Шишлова
Законопроектом предусматривается увеличение стипендий студентам вузов в
два раза: с 200 рублей до 400 рублей с 1 января 2003 года.
Внесен 08.07.02. После принятия федерального бюджета на
2003 год, в котором выделение средств на повышение стипендий
с 1 января было провалено проправительственными фракциями,
законопроект изменен авторами по срокам введения в действия
с 1 сентября 2003г. Финансовые гарантии обеспечиваются
ФЗ «О бюджете на 2003 год».
"О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О
порядке установления размеров стипендий и социальных выплат
в Российской Федерации" и "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (в части надбавок к
должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников
высших учебных заведений за ученую степень кандидата и
ученую степень доктора наук). Внесен 26.06.02 г. депутатами
по инициативе А. В. Шишлова.
Законопроектом предусматривается
увеличение указанных надбавок с 300 руб. и 500 руб. до
900 руб. и 1500 руб. соответственно. Финансовые гарантии
обеспечиваются ФЗ «О бюджете на 2003 год».
|
Поправки к Федеральному закону
"О воинской обязанности и военной службе"
в части установления отсрочек от службы в армии
для обучающихся и педагогических работников.
|
|
Внесены депутатами по инициативе А.В.
Шишлова
Подобный законопроект, ранее
внесенный яблочниками не прошел первое чтение Государственной
Думы в сентябре 2001 г., поэтому «ЯБЛОКО» повторно вносит
на рассмотрение Государственной Думы законопроект об изменениях
в статью 24 «Закона о воинской обязанности», предоставляющие
право на отсрочку от призыва для учителей. Включен в календарь
для рассмотрения в декабре 2002 г.
Согласно программе «Яблока»
в сфере образования фракция в лице А.В.Шишлова, занявшего
3.04.02г. пост Председателя Комитета по науке и образованию
Госдумы, выдвинула свои приоритеты законодательной работы.
Часть из выделенных направлений уже представлены конкретными
законопроектами, над которыми ведется работа. Другие находятся
на этапе подготовки законопроектов, или на этапе поиска
оптимальной модели и подготовки предложений для ее законодательного
обеспечения:
1. Принятие федерального закона «О государственном стандарте общего образования».
(принят в первом чтении, ведется большая работа над поправками
ко 2 чтению)
2. Принятие поправок к законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» (принятым в первом чтении
в апреле 2001г.). (принят в 3-х чтениях, одобрен Советом
Федерации и подписан Президентом)
3. Принятие поправок к закону «О воинской обязанности и военной службе» о
предоставлении отсрочки от призыва для учителей. (Внесен
на рассмотрение Госдумы, ведется работа по обеспечению поддержки
Правительства и различных фракций Госдумы).
4. Ведется работа над законопроектами, обеспечивающими решение экономических
вопросов системы образования:
· целевое увеличение
финансирования бюджета развития образования:
· увеличение активной
части бюджета, которая строится на основе конкурсов и контрактных
процедур;
· увеличение финансирования
на техническое (оборудование) и информационное (библиотеки)
перевооружение;
· выделение средств
на поддержку работников образования, участвующих в инновационной
и экспериментальной деятельности
· изменения в системе межбюджетных отношений в сфере образования
(в частности, на основе введения субсидиарных механизмов,
обеспечивающих финансирование муниципальных образовательных
учреждений из региональных бюджетов);
· включение расходов на образование в ФЗ «О бюджете на 2004г.»,
рассчитанных на основе норматива бюджетного финансирования
учреждений общего образования
· введение новой профессиональной системы оплаты труда работников
образования;
· совершенствование порядка налогообложения образовательных учреждений.
5. Ведется работа над законопроектами, обеспечивающими:
· развитие государственной системы аттестации и контроля качества
образования;
· формирование механизмов общественного участия в управлении
образованием.
6. Ведется работа над законопроектом «Об университетах».
|