РАЗДЕЛ 3. Финансово-экономическое
законодательство.
1. Проект
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона
о федеральном бюджете на 2003 год 25 августа 2002 года.
Основные характеристики бюджета на 2003 год отражены в
приводимой ниже таблице:
|
Доходы
|
Расходы
|
Всего
|
Без ЕСН (*)
|
Всего
|
Непроцентные расходы без ЕСН (**)
|
2002 г., закон о федеральном бюджете
|
Млн. рублей
|
2 125 718.2
|
1 844 488.2
|
1 947 386.3
|
1 381 147.0
|
В % к ВВП
(10 950 млрд. рублей)
|
19.4
|
16.8
|
17.8
|
12.6
|
В % к общему объему расходов
|
100
|
70.9
|
2002 г., ожидаемое исполнение
|
Млн. рублей
|
2 183 380.9
|
1 846 180.9
|
2 106 031.2
|
1 502 234.2
|
В % к ВВП
(10 950 млрд. рублей)
|
19.9
|
16.9
|
19.2
|
13.7
|
В % к общему объему расходов
|
100
|
71.3
|
2003 г., проект бюджета
|
Млн. рублей
|
2 417 791.8
|
2 052 151.8
|
2 345 641.4
|
1 702 491.3
|
В % к ВВП
(13 050 млрд. рублей)
|
18.5
|
15.7
|
18.0
|
13.0
|
В % к общему объему расходов
|
100
|
72.6
|
* - Единый социальный налог
** - Расходы федерального бюджета, уменьшенные на величину
ЕСН, перечисляемого в Пенсионный Фонд РФ, и на величину
платежей в погашение процентов по государственному долгу
РФ в 2003 году.
Бюджет основан на сверхосторожном прогнозе экономического
роста. По - существу, предложенные Правительством показатели
роста ВВП (на 4.4%) и среднегодовой инфляции (14.1%) означают
инерционное развитие экономики и консервацию её отраслевой
структуры. Правительство признает, что в 2003 году не собирается
предпринимать какие-либо меры бюджетной политики, направленные
на ускорение экономического роста.
Источники налоговых доходов бюджета претерпели малозначительные
изменения. Доходы бюджета-2003 рассчитаны с учетом отмены
налога на пользователей автомобильных дорог, что было декларировано
Правительством еще в 2001 году, однако реализовать эту меру
Правительство тогда не смогло, поскольку не предложило в
бюджете 2002 года способов компенсации потерь доходов бюджетов
субъектов РФ. В 2002 году в Налоговый кодекс РФ были внесены
изменения, которые позволили реализовать эту отложенную
меру (введен «Транспортный налог», проиндексированы ставки
арендной платы за земли и ставки земельного налога в 1.8
раза, а также увеличены ставки акцизов на бензин, дизельное
топливо и моторные масла, 60% от сбора этого вида налогов
будет зачисляться в бюджеты субъектов РФ).
Новая система налогообложения субъектов малого предпринимательства,
реализованная в главах 26-2 и 26-3 Налогового кодекса РФ
(«Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности»), которая также учтена в проекте бюджета
на 2003 год, не может считаться серьезной новацией, поскольку
эффект от её введения в действие не поддается прогнозированию,
а многочисленные отзывы субъектов малого предпринимательства
позволяют усомниться в самой применимости этой системы.
Традиционной мерой является индексация ставок акцизов
с учетом прогнозируемой инфляции и в целях сохранения относительного
уровня налоговых поступлений от акцизов в бюджетную систему.
Эта мера осуществляется каждый год.
Как неэффективный с 2003 года отменен налог на покупку
иностранной валюты.
Технические изменения внесены в порядок расчета налога
на прибыль (разрешена переоценка основных фондов в целях
налогообложения в размере до 30% от восстановительной стоимости
амортизируемого имущества), а также установлен порядок определения
ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (ставки
на эти товары «привязаны» друг к другу).
В бюджете-2003 заложено уменьшение реальных неналоговых
доходов. С учетом инфляции государство планирует снижение
доходов от собственного имущества и доходов от оказания
платных услуг. Правительством не ставится задача пополнения
федерального бюджета за счет улучшения управления государственной
собственностью.
Расходные приоритеты федерального бюджета
отражены в приводимой ниже таблице:
Разделы, по которым увеличились относительные расходы федерального
бюджета (2003 в сравнении с 2002 гг)
Название раздела
|
Доля (%) в расходах
бюджета - 2002
|
Доля (%) в расходах
бюджета - 2003
|
Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства
|
8.6
|
10.4
|
Социальная политика
|
5.0
|
6.4
|
Национальная оборона
|
14.0
|
14.7
|
Судебная власть
|
1.0
|
1.1
|
Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
|
0.8
|
0.9
|
Образование
|
4.1
|
4.2
|
Приоритеты федерального бюджета на 2003 год носят финансовый
характер и подчинены реализации структурных мер, начатых
в указанных областях в период 2001 - 2002 гг. Расходы
на судебную власть предполагают увеличение численности судей,
работников аппарата судов и улучшение их материального положения.
В данной области государство подкрепляет финансовыми ресурсами
введенную с 1 июля 2002 года норму об обязательности судебной
санкции ареста гражданина.
Прирост расходов на социальную политику в основном направляется
на индексацию заработной платы работников социально-культурных
учреждений федерального подчинения, установление надбавок
за ученую степень, а также на обеспечение полной оплаты
потребляемых коммунальных услуг учреждениями социально-культурной
сферы.
Прирост расходов на образование будет направлен на увеличение
заработной платы работников образования, повышение надбавок
за ученую степень, стипендий учащимся, приобретение спортивного
инвентаря для средних школ.
Направления использования прироста финансирования по разделам
"Национальная оборона" в открытой части бюджета
не отражено.
По результатам рассмотрения во втором чтении проекта
федерального бюджета на 2003 год произведено следующее перераспределение
средств между разделами функциональной классификации расходов
федерального бюджета:
Код раз-дела
|
Название раздела
|
Изменение в величине расходов (тыс.
руб.)
|
01
|
Государственное управление и местное
самоуправление
|
Без изменения
|
02
|
Судебная власть
|
+ 30 000
|
03
|
Международная деятельность
|
Уменьшен на 5 301
678
|
04
|
Национальная оборона
|
Уменьшен на 1 200
270
|
05
|
Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства
|
+ 150 000
|
06
|
Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу
|
+ 1 000
|
07
|
Промышленность, энергетика и строительство
|
+ 1 010 000
|
08
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
+ 1 300 000
|
09
|
Охрана окружающей природной среды
и природных ресурсов, гидрометеорология, картография
и геодезия
|
Без изменения
|
10
|
Транспорт, связь и информатика
|
+ 240 000
|
11
|
Развитие рыночной инфраструктуры
|
Без изменения
|
13
|
Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
|
+ 500 000
|
14
|
Образование
|
+ 45 000
|
15
|
Культура, искусство и кинематография
|
+ 110 000
|
16
|
Средства массовой информации
|
+ 10 000
|
17
|
Здравоохранение и физическая культура
|
+ 20 000
|
18
|
Социальная политика
|
Без изменения
|
19
|
Обслуживание государственного и муниципального
долга
|
Без изменения
|
20
|
Пополнение государственных запасов
и резервов
|
Без изменения
|
21
|
Финансовая помощь другим бюджетам
бюджетной системы
|
+ 2 001 677.8
|
22
|
Утилизация и ликвидация вооружений,
включая выполнение международных договоров
|
Без изменения
|
23
|
Мобилизационная подготовка экономики
|
Без изменения
|
24
|
Исследование и использование космического
пространства
|
Без изменения
|
25
|
Военная реформа
|
+ 1 200 270
|
26
|
Дорожное хозяйство
|
Без изменения
|
30
|
Прочие расходы
|
Без изменения
|
31
|
Целевые бюджетные фонды
|
Без изменения
|
2. Ключевые поправки, рекомендованные Комитетом по бюджету
к принятию при рассмотрении в третьем чтении проекта закона
«О федеральном бюджете на 2003 год»
В третьем чтении проекта федерального бюджета на 2003 год
Комитетом по бюджету рекомендованы к принятию следующие
ключевые поправки:
По разделу 01 «Государственное управление и местное самоуправление»:
За счет сокращения расходов на содержание аппарата администрации
Президента РФ выделено финансирование на «Выплаты денежных
компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений
Европейским судом по правам человека» в размере 60 млн.
рублей.
За счет сокращения прочих расходов на общегосударственное
управление увеличены расходы на финансирование аппарата
Госдумы на 100 млн. рублей, и аппарата Совета Федерации
– на 20 млн. рублей.
По разделу 02 «Судебная власть»:
Дополнительные 30 млн. рублей направлены на увеличение
расходов на содержание аппарата Высшего Арбитражного Суда.
По разделу 03 «Международная деятельность»:
За счет увеличения реализации финансовых активов расходы
по подразделу 01 «Международное сотрудничество» сокращены
на 5 млрд. 300 млн. рублей.
По разделу 04 «Национальная оборона»:
Расходы по данному разделу уменьшены на 1 200 270 тыс.
рублей за счет переноса расходов на реформирование системы
комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту, в раздел 25 «Военная
реформа».
За счет перераспределения средств внутри раздела увеличены
на 50 млн. рублей субвенции предприятиям оборонной промышленности.
В связи с переносом в открытую часть законопроекта о бюджете
расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил РФ
в части социального обеспечения военнослужащих на сумму
213 480.2 млн. рублей в законопроект внесена расшифровка
указанных расходов бюджета.
По разделу 05 «Правоохранительная деятельность и обеспечение
безопасности государства»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 150 млн. рублей на указанную сумму увеличено
финансирование ФСБ и СВР.
В связи с переносом в открытую часть законопроекта о бюджете
расходов по подразделам 01, 02, 04 и 06 в размере 156 751
302.5 тыс. рублей в законопроект внесена расшифровка указанных
расходов бюджета.
По разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 1 млн. рублей будут профинансированы НИОКР
Института биохимии им. А.Н. Баха РАН.
За счет перераспределения расходов между целевыми статьями
расходов раздела увеличено финансирование академической
науки и сокращено на 230 млн. рублей финансирование «Конкурсного
фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных
школ».
По разделу 07 «Промышленность, энергетика и строительство»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 1 010 млн. рублей на указанную сумму увеличено
финансирование строительства объектов, определенных в Федеральной
адресной инвестиционной программе.
По разделу 08 «Сельское хозяйство и рыболовство»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 1 300 млн. рублей и уменьшения расходов
по разделу на 150 млн. рублей в связи с их передачей в раздел
07 (Промышленность, энергетика и строительство) по разделу
08 были увеличены целевые субсидии и субвенции на животноводство,
шерсть, северное оленеводство, растениеводство, утилизацию
сырья, а также на государственную поддержку программ и мероприятий
в данных отраслях сельского хозяйства.
По инициативе депутатов распределение ассигнований по данному
разделу выделено в отдельное приложение с самостоятельной
разбивкой расходов.
По разделу 10 «Транспорт, связь и информатика»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 240 млн. рублей дополнительно профинансированы
следующие виды расходов:
На 33 млн. рублей увеличено финансирование государственной
поддержки автомобильного транспорта (целевые субсидии и
субвенции);
На 7 млн. рублей увеличено финансирование федеральной целевой
программы «Модернизация транспортной системы России (2002
– 2010 годы)»;
На 200 млн. рублей увеличено финансирование федеральной
целевой программы «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы».
По разделу 13 «Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 500 млн. рублей планируется закупить самолет
Бе-200 ЧС для нужд МЧС РФ.
По разделу 14 «Образование»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 45 млн. рублей планируется дополнительно
профинансировать Российско-Армянский (Славянский) Университет
на 40 млн. рублей и Государственную Школу Высшего спортивного
мастерства на 5 млн. рублей.
По разделу 15 «Культура, искусство и кинематография»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 110 млн. рублей планируется дополнительно
профинансировать ряд музеев, библиотек, музеев-заповедников
и Театр Наций.
По разделу 16 «Средства массовой информации»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 10 млн. рублей планируется увеличить целевые
субсидии и субвенции периодической печати и издательствам.
По разделу 17 «Здравоохранение и физическая культура»:
За счет увеличения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 20 млн. рублей планируется направить эти
средства на увеличение финансирования поликлиники УД Президента
РФ.
Отдельной строкой выделено финансирование капитального
ремонта ММА им. И.М. Сеченова в размере 200 млн. рублей
в составе затрат Минздрава РФ на капитальный ремонт учреждений
здравоохранения.
По разделу 18 «Социальная политика»:
В составе расходов на «Прочие мероприятия в области социальной
политики» выделен новый вид расходов в размере 4 млн. рублей
на финансирование Российской Ассоциации жертв незаконных
политических репрессий.
По разделу 24 «Исследование и использование космического
пространства»:
В пределах финансирования расходов на «Проведение НИОКР
в рамках федеральных целевых программ» отдельной строкой
выделено финансирование на проведение НИОКР в рамках федеральных
целевых программ по международной космической станции в
размере 2 528 млн. рублей.
По разделу 30 «Прочие расходы»:
В результате уменьшения финансирования по разделу по результатам
второго чтения на 600 млн. рублей уменьшены расходы на выборы
Президента РФ.
Поправки депутатов фракции «ЯБЛОКО» к проекту закона
«О федеральном бюджете на 2003 год», внесенные перед рассмотрением
в третьем чтении проекта закона
Депутаты фракции «ЯБЛОКО» внесли ряд самостоятельных поправок
как в текст закона о бюджете, так и в его многочисленные
приложения. В отличие от результатов рассмотрения законов
о бюджете на 2001 и 2002 гг., в этом году НИ ОДНА ПОПРАВКА
депутатов от фракции «ЯБЛОКО» не была рекомендована к принятию
Комитетом по бюджету.
Рекомендованы к принятию поправки, внесенные с участием
депутатов – членов фракции «ЯБЛОКО». Поправки такого рода
инициированы депутатами – членами соответствующих комитетов
и не имеют прямого отношения к самостоятельным приоритетам
фракции «ЯБЛОКО» при рассмотрении проекта бюджета на 2003.
Правительство РФ частично учло поправки депутатов фракции
ЯБЛОКО к текстовой части бюджета (в результате изучения
в Минфине РФ "Альтернативного бюджета экономического
роста на 2003 год").
Законопроект о федеральном бюджете был принят в третьем
чтении голосами 301 депутата. Несмотря на игнорирование
поправок, внесенных депутатами - членами фракции ЯБЛОКО,
фракция поддержала принятие бюджета в третьем чтении, учитывая
высокую значимость социальных статей бюджета, необходимость
своевременного финансирования расходов бюджета на исполнение
жизненно важных функций государства.
Позиция фракции "ЯБЛОКО" по вопросу
федерального бюджета на 2003 год полностью и исчерпывающе
отражена в проекте
альтернативного бюджета на 2003 год, который в этом
году получил название "Альтернативный бюджет экономического
роста на 2003 год".
В пакет входят следующие законопроекты:
- "Об электроэнергетике"
- "О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской
Федерации" (в части регламентации отношений,
возникающих между энергоснабжающей организацией и потребителем,
и отношений между абонентами - юридическими лицами и энергоснабжающей
организацией)
- "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об энергосбережении"
(в части перераспределения полномочий между субъектами
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации)
- "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О естественных
монополиях" (в части уточнения сфер деятельности,
относящихся к естественным монополиям в электроэнергетике
и доступа к услугам естественных монополистов)
- "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию
в Российской Федерации" (в части изменения полномочий
федеральных органов власти и органов власти субъектов
Российской Федерации при регулировании тарифов)
Политическое содержание законопроектов по электроэнергетике
отражено в Заявлении Федерального Совета Российской Демократической
Партии "ЯБЛОКО" "О
политическом авантюризме при проведении реформы электроэнергетики":
"РДП "ЯБЛОКО" признает необходимость реформирования
электроэнергетики. В то же время мы считаем, что концепция
реформы, предложенная Правительством под диктовку руководства
РАО "ЕЭС России", противоречит Конституции и законодательству
РФ, легализует неправовые действия по захвату собственности
в электроэнергетике.
Главная цель разработчиков реформы - передать в руки высшего
менеджмента РАО "ЕЭС" и аффилированных с ним структур
наиболее прибыльные объекты электроэнергетики, проведя их
форсированную приватизацию. Высокая доходность собственникам
этих объектов будет обеспечиваться за счет закрепления их
монопольного положения в сочетании с правом неограниченного
повышения тарифов для потребителей.
Правительство не скрывает, что результатом реформы станет
повышение тарифов на электроэнергию как минимум в 2 раза.
При этом, нет никаких гарантий снижения непроизводительных
затрат в электроэнергетике.
Вопиющее нарушение конституционных прав регионов и органов
местного самоуправления на участие в регулировании электроэнергетики
усиливает монопольное положение РАО "ЕЭС", создает
конфликт интересов на рынке электроэнергии."
РДП "ЯБЛОКО" потребовало от Правительства отозвать
из Государственной Думы пакет законопроектов по электроэнергетике
и отправить его на фундаментальную доработку с участием
широкого круга независимых экспертов, не имеющих общих интересов
с нынешним руководством РАО "ЕЭС" и отстаивающих
интересы массового потребителя электроэнергии.
Голосами центристских фракций, СПС и ЛДПР в Государственной
Думе пакет законов по электроэнергетике был принят в первом
чтении 9 октября 2002 года.
Фракция "ЯБЛОКО" в соответствии с решением, принятым
на предварительном заседании фракции, солидарно проголосовала
против пакета законопроектов по электроэнергетике.
Лидер партии Г.А. Явлинский дал следующие оценки законопроектам
и деятельности руководства РАО "ЕЭС России":
"Мы предлагаем принять закон об имуществе РАО "ЕЭС",
где необходимо точно указать, как продается имущество, чтобы
все люди знали, за сколько, почему и кому оно продается.
Мы предлагаем не раздавать близким родственникам, друзьям
и знакомым имущество Российской энергетической системы.
Мы также предлагаем ограничить монополию в регионах сорока
процентами, чтобы не мог электрический олигарх всем диктовать
цены и тарифы, чтобы была реальная конкуренция, а не то,
что придумали в этих законах. И, наконец, мы предлагаем,
чтобы тарифы имели потолок, чтобы инвестор знал, что он
будет иметь прибыль, но только в том случае, если будет
эффективно работать. … Посмотрите, как оценивают этот закон
рынки. Это самый объективный анализ. Цена на рынке компании
РАО "ЕЭС" упала в три раза… Государство потеряло
6 миллиардов рублей" (РТР, "Зеркало", 19
октября 2002 года).
Предложенная Правительством реформа электроэнергетики "может
повредить политической стабилизации в России, поскольку
она претендует на очень высокий уровень политического монополизма
того, кто будет управлять этим вновь сверхмонополизированным
РАО." (ТВЦ, "Постскриптум", 16 ноября 2002
года).
К состоявшейся 14 ноября встрече с Президентом РФ В.В.
Путиным депутатами фракции "ЯБЛОКО" и привлеченными
специалистами был подготовлен проект закона "Об особенностях
реформирования электроэнергетики Российской Федерации",
который был передан Президенту.
Законопроект содержит положения, призванные скорректировать
правительственный пакет:
- при реорганизации любых предприятий электроэнергетики
в новых организациях должно сохраняться распределение долей
участия (акций) собственников в пропорции, существующей
на настоящий момент в РАО "ЕЭС России";
- доля государства в непрофильных активах организаций электроэнергетики
подлежит открытой, гласной и прозрачной продаже на аукционах
(тендерах);
- государство с согласия прочих собственников меняет свои
акции компаний, производящих электроэнергию, на доли участия
в капитале организаций, относимых к передаче, оперативно-диспетчерскому
управлению и сбыту электроэнергии;
- на приватизацию государственных долей в организациях
по производству электроэнергии в изолированных энергетических
системах устанавливается мораторий;
- государство наделяется приоритетным правом покупки акций
компаний, занятых транспортировкой, оперативно-диспетчерским
управлением и сбытом электроэнергии в том случае, если владельцы
таких акций решат их продать;
- в учредительных документах РАО "ЕЭС" и Федеральной
сетевой компании следует предусмотреть порядок, обеспечивающий
избрание представителей государства в Совет директоров в
количестве, составляющем большинство Совета;
- вводится мораторий на продажу (и иное отчуждение) имущества
РАО "ЕЭС" до завершения реорганизации электроэнергетики;
- Президент РФ наделяется правом назначать на должность
и снимать с должности руководителя Федеральной сетевой компании;
- имущество Федеральной сетевой компании полностью ограничивается
в обороте;
- Федеральная сетевая компания оказывает свои услуги потребителям
и поставщикам электроэнергии на недискриминационной основе
при выполнении ими установленных технических требований;
- предельный темп роста цен (тарифов) на электроэнергию,
её транспортировку и прочие платные услуги организаций электроэнергетики
не может превышать уровень инфляции, заложенный в Федеральном
законе о бюджете на соответствующий год;
- иные положения, направленные на реализацию принципов
Заявления федерального Совета РДП "ЯБЛОКО" по
реформе электроэнергетики.
Переданный Президенту РФ проект закона лег в основу более
чем 40 поправок, внесенных на рассмотрение профильного комитета
депутатом от фракции "ЯБЛОКО" И.Ю. Артемьевым
ко второму чтению законопроектов по электроэнергетике.
В ходе заседаний рабочей группы поправки были отклонены.
При рассмотрении пакета законов по электроэнергетике
во втором чтении фракция "ЯБЛОКО" солидарно
проголосует против.
В пакет законопроектов по реформированию железнодорожного
транспорта входят:
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
"Транспортный устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации"
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта"
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О естественных монополиях")
Пакет законопроектов устанавливает организационные и правовые
особенности приватизации на железнодорожном транспорте,
в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект -
открытое акционерное общество "Российские железные
дороги" (ОАО "РЖД"), 100% акций которого
будут принадлежать государству. Железные дороги, являющиеся
в настоящее время государственными предприятиями, будут
лишены статуса юридического лица и станут филиалами ОАО
"РЖД".
Уставный капитал ОАО "РЖД" будет сформирован
путем внесения в него имущества федерального железнодорожного
транспорта, оценку которого предполагается осуществить по
балансовой стоимости, перечень предприятий, организаций,
а также видов имущества федерального железнодорожного транспорта,
подлежащего внесению в уставный капитал ОАО "РЖД",
определяется Правительством РФ.
Этап подготовки к созданию ОА "РЖД" предполагает
полную инвентаризацию имущества железных дорог, закрепление
прав собственности (регистрацию) на многие имущественные
объекты и оценку целесообразности сохранения данных имущественных
объектов в составе железнодорожного транспорта.
Законопроектами закрепляется ограничение на оборот имущества,
которое относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта
(земли, магистральные линии, аварийно-восстановительные
и мобилизационные резервы, иные виды имущества), последовательно
проводит принцип единства и централизованного управления
производственной инфраструктурой железнодорожного транспорта
(которая может находится только в федеральной собственности
или в собственности ОАО "РЖД"), а также устанавливает
запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО "РЖД".
Предложенный Правительством РФ вариант реформы железнодорожного
транспорта приведет к разделению хозяйственных функций государства
от контрольных и управленческих, повысит прозрачность организаций,
относимых к этому виду транспорта, позволит в контролируемых
масштабах внедрить конкуренцию организаций, предоставляющих
услуги по перевозке грузов и пассажиров (сегодня эти услуги
монопольно оказываются железными дорогами), а также повысит
собираемость налогов с организаций железнодорожного транспорта.
Пакет законопроектов по реформированию железнодорожного
транспорта был предметом обсуждения на встрече депутатов
фракции, приглашенных экспертов с представителем Правительства
РФ, статс-секретарём и заместителем министра путей сообщения
РФ А.Г. Беловой. Подготовленные представителем Правительства
РФ документы, подробное и открытое обсуждение всех болезненных
аспектов начального этапа реформирования российских железных
дорог, убедили депутатов, что законопроекты заслуживают
поддержки при рассмотрении в первом чтении.
Фракция "ЯБЛОКО" поддержала пакет законопроектов
по реформированию железнодорожного транспорта.
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
и другие законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"
Законопроект, внесенный Правительством РФ, содержит ключевые
положения реорганизации жилищно-коммунального хозяйства
страны, которые Правительство считает реформой ЖКХ.
Политическая оценка законопроекта была дана в заявлении
депутата от фракции "ЯБЛОКО" С.С. Митрохина 14
ноября 2002 года "Позиция
фракции "ЯБЛОКО" в связи с инициативами Правительства
РФ по реформе ЖКХ":
I. Принципиальные недостатки политики Правительства
1. Реформа носит сугубо фискальный характер. Фискальные
меры (повышение тарифов) не увязаны со структурными преобразованиями.
Следствие - рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)
не влечет за собой модернизации инфраструктуры ЖКХ и улучшения
качества ЖКУ.
2. Реформа проводится в интересах монополиста-производителя
ЖКУ, а не потребителя услуг. Следствия:
· рост тарифов
на фоне низкой платежеспособности населения становится фактором
социального напряжения;
· тарифы становятся
фактором инфляции;
· развращение
монополиста, который не заинтересован в снижении издержек.
(Тарифы растут, а трубы продолжают течь).
3. Цель правительства - в короткие сроки свалить на население
всю ответственность за финансирование ЖКХ за исключением
малоимущих (число которых Госстрой оценивает в 10%). Однако
в категорию малоимущих не попадает огромное число бедных
людей. Особую тревогу вызывает то, что Правительство хочет
форсировать переход на полную оплату таких услуг как капитальный
ремонт, что непосильно для большинства населения.
4. Политика навязывания всей стране единых федеральных
стандартов перехода к 100% оплате полностью игнорирует специфику
регионов, особенно со сложными климатическими условиями
(Крайний Север, Дальний Восток). Следствие - резкий рост
неплатежей в ряде регионов, что чревато катастрофами системы
ЖКХ.
II. Предложения фракции
1. Фискальные меры должны быть жестко привязаны к структурным
реформам. Недопустимо повышение тарифов без проведения структурных
реформ:
· демонополизация,
прозрачность монополий, стимулы для установки счетчиков
и ТСЖ
· обеспечение
прозрачности тарифов на услуги, предоставляемые национальными
и локальными монополиями, в том числе такими как РАО ЕЭС
и ГАЗПРОМ;
· стимулирование
создания добровольных объединений граждан - потребителей
услуг ЖКХ;
· исключение
из состава затрат всех непроизводительных расходов, не связанных
напрямую с производственной деятельностью, в том числе долгов
государства;
· создание системы
учета реальной стоимости и объема коммунальных услуг, потребляемых
населением;
· установлению
взаимной ответственности производителей и потребителей услуг
ЖКХ на основе договоров;
· перевод существующих
бюджетных субсидий организациям ЖКХ и льгот в денежные доходы
населения.
2. Переход к полной оплате должен осуществляться дифференцированно
для каждого региона. Единственным федеральным стандартом
должен быть социальный стандарт адресной помощи малоимущим
гражданам (компенсационный стандарт), который должен утверждаться
не правительством, а законом. Финансирование стандарта -
за счет средств федерального бюджета. За регионами остается
право устанавливать компенсационный стандарт менее федерального
при условии, что это осуществляется за счет средств бюджета
субъекта Российской Федерации.
3. Дотации регионам должны быть дифференцированы на основе
специальной методики. Дотации должны работать на проведение
структурных реформ.
4. Недопустимо упразднение любых льгот до замены их компенсациями
за счет федерального бюджета.
Эти и другие принципиальные позиции зафиксированы в поправках
фракции к проекту закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"
и другие законодательные акты РФ в части совершенствования
системы оплаты жилья и коммунальных услуг", внесенном
Правительством РФ в Думу. В настоящее время фракция приняла
солидарное решение не поддерживать законопроект в первом
чтении.
Комментарий: Документ был передан президенту
Владимиру Путину на встрече с лидерами фракций 14 ноября
2002 г. в связи с намечавшимся рассмотрением в Госдуме поправок
в закон "Об основах федеральной жилищной политики".
19 ноября Совет Государственной Думы, с подачи лидеров фракций,
входящих в "Союз четырех" ("Единство",
ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России")
принял решение об отложении рассмотрения законопроекта и
его доработке. В "ЯБЛОКЕ" выражают удовлетворение,
что предложения фракции услышаны, поддерживают решение о
переносе рассмотрения закона и готовы к работе над изменением
концепции реформы и доработкой законопроекта. Вместе с этим
документом, президенту были переданы поправки фракции к
правительственному проекту закона.
"В предложениях правительства отсутствуют реальные
механизмы проведения структурных реформ в сфере ЖКХ. Главная
задача, которую пытается решить кабинет министров, - экономия
федерального бюджета, а не вывод из отрасли из кризиса.
Если следовать логике Госстроя, реформа будет проходить
по уже обкатанному сценарию: цены на услуги растут, а их
качество не улучшается" - считает С. Митрохин, - "Особую
тревогу вызывает то, что Правительство хочет форсировать
переход на полную оплату таких услуг, как капитальный ремонт,
что непосильно для большинства граждан".
"ЯБЛОКО" обращает внимание, что предложения правительства
не предусматривают региональных различий при проведении
реформы, что станет серьезной проблемой для жителей регионов
со сложными климатическими условиями, вызовет рост неплатежей
и станет фактором, который вызовет полный коллапс жилищно-коммунальной
сферы.
Депутатами и экспертами "ЯБЛОКА" разработан альтернативный
вариант поправок к закону "Об основах федеральной жилищной
политики". В нем предлагается жестко привязать повышение
тарифов к структурным преобразованиям, среди которых создание
реальной конкурентной среды, организация системы учета реальной
стоимости потребляемых коммунальных услуг, стимулирование
создания объединений граждан, выступающих в роли коллективных
потребителей. Кроме того, "ЯБЛОКО" предлагает
целый ряд мер, направленных на смягчение социальных последствий
реформы: законодательное ограничение рентабельности работы
коммунальных монополистов, исключение из тарифов расходов,
не связанных напрямую с производственной деятельностью,
региональную дифференциацию, федеральный "социальный
стандарт" помощи малоимущим на уровне 15 %. "ЯБЛОКО"
считает недопустимой отмену любых льгот без замены их соответствующими
компенсациями из федерального бюджета.
Голосами центристских фракций Государственной Думы при
поддержке части депутатов от СПС проект закона был повторно
рассмотрен в первом чтении и принят. Незначительные редакционные
изменения, внесенные Правительством РФ в текст законопроекта,
не повлияли на позицию фракции.
Фракция "ЯБЛОКО" солидарно голосовала против
правительственного законопроекта.
|
О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров"
|
|
Законопроект содержит новую редакцию Закона в части регулирования
правовой защиты товарных знаков и наименований мест происхождения
товаров. Мотивом для изменения существующего закона является
необходимость адаптации российского законодательства к требования
Всемирной Торговой Организации.
Законопроект был одобрен 337 голосами депутатов. Фракция
ЯБЛОКО не поддержала проект закона по следующим основаниям:
- законопроект не содержит ясной процедуры определения
приоритетности права на определенный товарный знак; определение
правообладателя (по старшинству даты подачи заявки на регистрацию
определенного товарного знака) отдано на откуп чиновникам
патентного ведомства;
- законопроект предполагает создание серьезного административного
барьера на пути регистрации прав на товарные знаки и иные
средства индивидуализации товаров, а именно - корпорации
патентных поверенных, которая будет формироваться по непрозрачным
правилам (устанавливаемым патентным ведомством) и задачей
которой будет посредничество в общении заявителей (лиц,
которые хотят защитить свои права на товарные знаки) и
чиновников патентного ведомства. Если российские заявители
формально наделены правом напрямую общаться с патентным
ведомством, то для иностранных заявителей использование
услуг патентных поверенных является обязательным. Складывается
парадоксальная ситуация: всемирно известные иностранные
компании, которые самостоятельно по всему миру регистрируют
свои торговые знаки, будут вынуждены оплачивать услуги
российских патентных поверенных, в то время как любая
российская организация сможет делать это самостоятельно,
не неся расходов на оплату услуг поверенных.
|
О внесении изменений и ополнений в статью
20 и 21 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации"
|
|
Проект закона предполагает изменение правового статуса
ряда местных сборов (на благоустройство территории, сбора
на нужды образовательных учреждений, целевых сборов на содержание
милиции, а также некоторых иных) и придание им статуса местных
налогов.
Кроме того, проект закона закрепляет предельные размеры
налога на уборку территорий населенных пунктов в размере
не свыше трех процентов от фонда оплаты труда для лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, а для физических лиц -
владельцев строений - не свыше 50 процентов от минимального
размера оплаты труда.
Проект закона одобрен Государственной Думой.
Фракция "ЯБЛОКО" единогласно поддержала проект
закона, поскольку он направлен на создание самостоятельных
и стабильных финансовых основ местного самоуправления.
|
"О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях"
|
|
Проект закона принят в развитие положений Гражданского
кодекса РФ об унитарных предприятиях. В законопроекте определяется
правоспособность унитарного предприятия, условия участия
унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях,
а также ответственность унитарного предприятия по своим
обязательствам.
Законопроект впервые подробно регламентирует виды имущества,
которые находятся в распоряжении унитарного предприятия,
а также порядок создания филиалов и представительств унитарным
предприятием. В частности, законопроект содержит запрет
на участие унитарных предприятий в качестве учредителей
в кредитных организациях, а также требует от унитарного
предприятия согласовывать любое решение об участие в капитале
(или распоряжении долями участия) иной организации с учредителем.
Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень случаев,
при которых соответствующий орган государственного управления
(и местного самоуправления) вправе создавать унитарные предприятия.
Фракция "ЯБЛОКО" поддержала проект закона.
|
"Об упрощенной системе налогообложения
" и "Система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности" ("О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства…")
|
|
Законопроект, внесенный Правительство РФ, предполагает
дополнение Налогового кодекса РФ специальным режимом налогообложения
субъектов малого предпринимательства по упрощенной системе
(глава 26-2 НК РФ) или единым налогом на вмененный доход
(глава 26-3 НК РФ).
В своем первоначальном виде правительственный законопроект
был рассчитан на малые предприятия с крайне низким оборотом
(до 10 млн. рублей в год) и предельно малой численностью
персонала (до 15 человек), предусматривал завышенные ставки
налогов с дохода малого предприятия (т.е. по - существу,
с объема реализации) - до 15%, и с доходов, уменьшенных
на величину расходов - до 20%, а также не позволял уменьшать
доходы на многие жизненно важные для малого бизнеса виды
расходов.
Депутаты фракции "ЯБЛОКО" И.Ю. Артемьев и С.В.
Иваненко внесли альтернативный проект закона. "Яблочники"
предложили увеличить размер годового оборота малого предприятия,
подпадающего под действие упрощенной системы налогообложения,
с 10 до 45 млн. рублей, а численность работающих - до показателей,
определенных в законе о государственной поддержке субъектов
малого предпринимательства (т.е. от 30 до 100 работников
в зависимости от отрасли).
Дополнительно, депутаты И.Ю. Артемьев и С.В. Иваненко предложили
освободить малые предприятия от уплаты налога на рекламу
и от уплаты взноса на специальное социальное страхование.
Независимо от Правительства РФ в альтернативном законопроекте
фракции "ЯБЛОКО" было определено освобождение
малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения
(или на уплату единого налога на вмененный доход) от уплаты
единого социального налога. Депутатами было предложено сохранить
для малых предприятий в качестве обязательного платежа только
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
в размере 14% от фонда оплаты труда, которые должны зачитываться
(уменьшать) в сумму уплаченного налога.
Профильный по данному вопросу комитет Государственной Думы
по бюджету и налогам принял решение поддержать правительственный
вариант упрощенной системы налогообложения и единого налога
на вмененный доход, однако констатировал, что ряд поправок
депутатов "ЯБЛОКА" будет учтен во втором чтении
правительственного законопроекта.
Во втором чтении правительственного законопроекта по инициативе
депутатов "ЯБЛОКА" в законопроект были внесены
следующие поправки:
- при определении объекта налогообложения по схеме "доходы,
уменьшенные на величину расходов" налогоплательщики
получат право относить на расходы затраты на телефонные
переговоры, ИНТЕРНЕТ и почтовые отправления, проценты по
кредитам, рекламу, охрану, пожарную сигнализацию, а также
сертификацию товаров, работ и услуг;
- по предложению Игоря Артемьева ставки налогов в новой
редакции законопроекта были уменьшены с 8% до 6% с оборота
и с 20% до 15% с чистого дохода;
- право перейти на упрощенную систему налогообложения получили
организации, в которых средняя численность работающих за
отчетный период не превышает 100 человек;
- частично была учтена поправка "ЯБЛОКА" в соответствии
с которой организация наделялась правом перейти на упрощенную
систему налогообложения, если объем реализации ею товаров,
работ или услуг не превысил 45 млн. рублей: правительство
согласилось скорректировать этот показатель с 10 до 15 млн.
рублей.
По итогам рассмотрения законопроекта во втором чтении депутат
С.В. Иваненко отметил, что законопроект "принципиально
не улучшает ситуацию, а по отдельным направлениям по сути
консервирует неблагоприятные условия для развития малого
бизнеса". Тем не менее, даже если незначительное количество
малых предприятий сочтут для себя выгодным воспользоваться
упрощенной системой налогообложения, законопроект следует
поддержать.
Фракция "ЯБЛОКО" поддержала законопроект.
|
О внесении изменения в статью
2 Федерального закона "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую
энергию в Российской Федерации"
|
|
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы,
определяет, что "тарифы на электрическую и тепловую
энергию, поставляемую коммерческими организациями, устанавливаются
ежегодно до принятия Государственной Думой (законодательным
(представительным) органом субъекта РФ) в первом чтении
проекта закона о бюджете на очередной финансовый год".
Изменение тарифов станет возможным только в случае внесения
Правительством РФ (или исполнительным органом власти субъекта
РФ) в Государственную Думу проекта закона о внесении соответствующих
изменений в закон о бюджете.
Законопроект направлен на установление предсказуемой и
контролируемой процедуры выработки тарифов на услуги естественных
монополистов, а также на законодательное закрепление прав
представительных органов власти участвовать в такой процедуре.
Фракция "ЯБЛОКО" поддержала проект закона.
|
Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации
|
|
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на
развитие положений об обязательном пенсионном страховании,
закрепленном в уже вступившем в действие пакете законов
на эту тему ("Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"). В соответствии
с действующими законами, государство в лице Пенсионного
Фонда РФ получило право осуществлять накопление средств
для выплаты накопительных пенсий будущим пенсионерам (женщинам
с 1957 года рождения и мужчинам с 1966 года рождения). Инвестирование
средств Пенсионного Фонда РФ, уплаченных в составе пенсионных
взносов за указанные категории граждан, и составляет экономическое
содержание накопления средств для выплаты пенсий.
По инициативе депутатов - членов фракции "ЯБЛОКО"
в Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта
в первом чтении были внесены поправки, реализация которых
во втором чтении должна была привести к кардинальному изменению
закона. Суть поправок в следующем:
- средства пенсионных накоплений, которые аккумулируются
Пенсионным Фондом РФ за счет взносов работодателей и инвестирования
средств, должны принадлежать застрахованным гражданам -
будущим получателям пенсий, а не государству; в противном
случае, права пенсионеров на получение накопительных пенсий
будут иллюзорными и государство переложит на них свои ошибки
в инвестировании средств;
- Пенсионному Фонду РФ будет разрешено распоряжаться средствами
накопительной части пенсии только при условии наделения
гражданина правом выбора между Пенсионным Фондом РФ и негосударственными
пенсионными фондами для заключения договора обязательного
пенсионного страхования;
- отбор управляющих компаний для управления активами Пенсионного
Фонда РФ и активами негосударственных пенсионных фондов
в части средств, предназначенных для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, должен осуществляться не на основе
эпизодических конкурсов с непонятной процедурой отбора,
а на основе лицензирования таких компаний и их свободного
подключения к инвестированию средств по системе постоянно
действующего публичного предложения услуг по управлению
активами для пенсионных фондов и граждан - застрахованных.
Профильный по данному законопроекту Комитет по кредитным
организациям и финансовому рынку проигнорировал ключевые
положения Постановления о принятии законопроекта в первом
чтении.
Депутат от фракции "ЯБЛОКО" А.Ю. Михайлов внес
во втором чтении законопроекта более 60 поправок, развивающих
Постановление о принятии законопроекта в первом чтении.
Большинство из них было отклонено.
Поскольку законопроект закрепил монопольное положение
Пенсионного Фонда РФ на рынке пенсионных сбережений, лишил
граждан возможности выбора организации для накопления
пенсии и возможности передать накопленные средства по
наследству, заменил конкурентные рыночные процедуры инвестирования
на бюрократические, фракция не поддержала данный проект
закона.
|
"О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О федеральном
бюджете на 2002 год"
|
|
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на
финансовую поддержку политических приоритетов федеральной
власти посредством изменения закона о бюджете на текущий
год.
- Законопроект предлагает продлить срок возврата бюджетных
ссуд, выданных бюджетам субъектов РФ в 2002 году; это традиционная
мера, которую Правительство каждый год проводит в отношении
дотационных регионов;
- Законопроект пролонгирует задолженность и "прощает"
проценты по долгу перед федеральным бюджетом Ингушетии,
Калининградской области и Ставропольского края;
- Законопроект разрешает Правительству РФ направить на
увеличение уставного капитала ОАО "Росагролизинг"
остатки средств бюджета, неизрасходованные Минсельхозом
по состоянию на 1 января 2002 года;
- Законопроект обязывает Правительство РФ подготовить перечень
объектов жилищного строительства для нужд Министерства обороны
РФ по тем регионам, где затруднена реализация программы
"Жилищные сертификаты", чтобы профинансировать
их строительство за счет средств, предусмотренных по разделу
"Военная реформа";
- Законопроект предусматривает увеличение ставок судей
и работников аппарата судов, а также соответствующее увеличение
финансирования судебной власти для обеспечения выполнения
функций по судебному санкционированию арестов и обысков
в уголовном процессе;
- Законопроект разрешает Правительству РФ осуществить финансирование
расходов (предусмотренных секретными приложениями) в размере
38.96 млрд. рублей за счет экономии по указанным в проекте
закона разделам функциональной классификации бюджета;
- Ряд положений законопроекта касается перераспределения
средств по секретным статьям бюджета.
Проект закона не был поддержан депутатами от фракции "ЯБЛОКО".
Во-первых, не может быть поддержана практика выборочного
предоставления налоговых льгот субъектам РФ без решения
проблемы задолженности перед федеральным бюджетом по всему
кругу регионов; во-вторых, не может быть поддержана практика
предоставления налоговых освобождений отдельных предприятий
(законопроект предполагал освобождение предприятий и организаций,
являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного
оборонного заказа по федеральным налогам и сборам), даже
в отношении этой группы предприятий требуется не разовое
решение, а продуманная политика развития оборонного промышленного
сектора экономики; в-третьих, перераспределение средств
в пользу ОАО "Росагролизинг" экономически не обосновано
и лишь демонстрирует раздутость и неоправданность предшествующих
ассигнований на цели сельского хозяйства и рыболовства;
наконец, процедура принятия законопроекта (ускоренное проведение
законопроекта через федеральное собрание, изменение концепции
законопроекта и неожиданное появление в нем явно лоббистских
положений) нарушает право депутатов на участие в законотворческом
процессе.
Голосами 15 депутатов фракция "ЯБЛОКО" проголосовала
против проекта закона.
|
"О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"
|
|
Проект закона, внесенный на рассмотрение Государственной
Думы группой депутатов, предполагает существенную реорганизацию
управления Банком России. В структуре Банка России в соответствии
с законопроектом должен быть создан новый орган управления
- Национальный банковский совет. Национальный банковский
совет формируется из кандидатур, представляющих Государственную
Думу (4 представителя), Совет Федерации (2 представителя),
Президента РФ (3 представителя) и Правительство РФ (3 представителя).
По должности в Совет входит Председатель Банка России.
Совет является коллегиальным органом, призванным контролировать
траты Банка России на организацию собственной деятельности,
а также разработку и реализацию стратегических планов Банка
России. В частности в компетенцию Совета включено:
1) рассмотрение годового отчета Банка России,
2) утверждение сметы расходов Банка России на очередной
год не позднее 31 декабря предшествующего года;
3) рассмотрение и утверждение концепции совершенствования
банковской системы Российской Федерации;
4) рассмотрение и утверждение основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики;
5) решение вопросов, связанных с участием Банка России
в капиталах кредитных организаций;
6) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение
его докладов;
7) ежеквартальное рассмотрение отчета Совета директоров
по основным вопросам деятельности Банка России;
8) определение аудиторской фирмы - аудитора годового отчета
Банка России;
9) привлечение Счетной палаты Российской Федерации с согласия
Государственной Думы для проверки финансово-хозяйственной
деятельности Банка России и его учреждений.
В работе над законопроектом принял активное участие депутат
- член фракции "ЯБЛОКО" М.М. Задорнов.
Фракция "ЯБЛОКО" солидарно поддержала проект
закона.
|
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О правовой охране топологий
интегральных микросхем"
|
|
Проект закона, внесенный Правительством РФ, направлен на
законодательную регламентацию прав на топологию интегральных
микросхем (оригинальная схема расположения и взаимодействия
составных элементов микросхемы, которая позволяет решать
поставленную задачу оптимальным образом) разработчиков,
работодателей и государства (выступающего или в качестве
работодателя для разработчиков, или качестве заказчика
для работодателя).
Законопроект определяет, что исключительное право на охраняемую
топологию, созданную работником (автором) в связи с исполнением
им служебного задания, принадлежит работодателю, если договором
между ним и работником не предусмотрено иное.
Исключительное право на охраняемую топологию, созданную
при выполнении работ по государственному контракту, принадлежит
исполнителю (подрядчику), если иное не установлено в контракте.
Даже если в контракте не установлено, что право на охраняемую
топологию принадлежит Российской Федерации, исполнитель
(подрядчик) обязан безвозмездно предоставлять в пользование
такую топологию лицам, которых укажет государственный заказчик.
Фракция поддержала проект закона.
|
О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О бухгалтерском учете"
|
|
Проект закона, внесенный группой депутатов с участием депутатов
- членов фракции "ЯБЛОКО", определяет правила
предоставления бухгалтерской отчетности в электронном виде,
а также её пересылки по телекоммуникационным каналам связи.
В частности, в соответствии с законопроектом, органы государственной
власти, принимающие обязательную бухгалтерскую отчетность,
не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности в
электронном виде, переданной по телекоммуникационным каналам
связи, и обязан передать отправителю квитанцию о приемке
отчетности в электронном виде.
Фракция поддержала проект закона.
|
О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении денежных расчетов
с населением (новая редакция)
|
|
Проект закона, внесенного Правительством РФ, направлен
на уточнение сферы применения закона (в частности, его действие
распространено не только на расчеты с применением контрольно-кассовых
аппаратов, но и с применением персональных ЭВМ), конкретизацию
правового статуса государственного реестра контрольно-кассовой
техники ( в частности, законопроект обязывает государство
в 10-дневный срок публиковать информацию о моделях техники,
включенной в государственный реестр и, следовательно, разрешенной
к применению на территории РФ), устанавливает норму, согласно
которой с 1 января 2003 года применение контрольно-кассовой
техники без фискальной памяти на территории РФ запрещается,
регламентирует обязанности организаций, применяющих такую
технику для расчетов с населением, а также наделяет указанные
в законопроекте органы государственной власти и Центральный
Банк РФ осуществлять контроль за применением контрольно-кассовой
техники.
Выработка позиции фракции по данному вопросу во многом
была определена членом РДП "ЯБЛОКО" С.И. Гончаренко
(г. Адлер, Краснодарский край), депутаты от фракции "ЯБЛОКО"
С.А. Попов, И.Ю. Артемьев, силами которых в законопроект
был подготовлен ряд принципиальных поправок. Данные поправки
были отвергнуты профильным комитетом (Комитет по бюджету
и налогам). В законопроект не вошли такие важнейшие нормы,
как:
- исчерпывающий перечень видов деятельности, которые в
силу закона разрешается осуществлять без применения ККМ;
- освобождение от применения ККМ индивидуальных предпринимателей
и организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход;
- недопущение осуществления предварительного контроля организаций
и предпринимателей со стороны органов налоговой полиции.
Фракция солидарно проголосовала против проекта закона.
|
Об отмене налога на рекламу ("О
внесении изменений и дополнений в «О внесении
изменений в статью 15 Налогового кодекса Российской
Федерации и в статью 21 Закона Российской Федерации
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).
Инициаторы законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.В.
Иваненко
|
|
Законопроект предполагает отмену налога на рекламу, который
относится к местным налогам. Доходы местных бюджетов от
данного налога незначительны. Например, в бюджете Санкт-Петербурга
средства, получаемые от сбора налога на рекламу, составляют
менее 0.34% доходов бюджета города, что в абсолютном значении
в 2001 году составило 119 млн. рублей. И это притом, что
рекламный рынок Санкт-Петербурга – один из самых крупных
региональных рынков. В большинстве субъектов РФ муниципалитеты
не получают доходов от данного источника.
В консолидированном бюджете РФ доходы от данного налога
не выделяются отдельной строкой и отражаются в разделе «Прочие
налоговые доходы». В проекте консолидированного бюджета
на 2003 год по данному разделу планируется получить доходов
в бюджеты всех уровней не более 8 млрд. рублей. Оценочно,
в целом по РФ доходы консолидированного бюджета от поступлений
налога на рекламу не превышают 4 млрд. рублей.
Компенсировать потери доходов от отмены налога на рекламу
можно за счет перераспределения налоговых доходов консолидированного
бюджета в пользу местных бюджетов, а также за счет улучшения
администрирования других налоговых поступлений.
В настоящее время ведется согласование концепции законопроекта
с Правительством РФ.
|
"О запрете оборота этилированного
бензина в Российской Федерации", "О
внесении изменений и дополнений в статью 47
Закона "Об охране окружающей природной
среды в Российской Федерации. Инициаторы
законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко,
а также депутаты - члены иных фракций и депутатских
объединений, присоединившиеся к инициаторам
|
|
Проект закона вводит запрет на использование в Российской
Федерации и ввоз на её территорию этилированного бензина.
Использование этилированного бензина, т.е. бензина с добавлением
тетраэтилсвинца в качестве добавки, повышающей октановое
число бензинов (с 76 до 93), ведет к стойкой свинцовой интоксикации
человека и особенно пагубно сказывается на здоровье детей,
вызывая задержку умственного и физического развития ребенка,
возникновение анемии и нарушение деятельности центральной
нервной системы.
По данным Министерства энергетики Российской Федерации,
в 1995 году в стране доля неэтилированного бензина в общем
объеме производства бензинов всех видов составляла 46.9%.
В настоящее время в Российской Федерации производится 99.6%
неэтилированных бензинов от общего объема их производства
на нефтеперерабатывающих заводах страны. По данным Минэнерго
РФ в результате реализации мер Федеральной целевой программы
«Энергоэффективная экономика на 2002 – 2005 годы и на период
до 2010 года» может быть обеспечено полное прекращение производства
этилированного бензина на нефтеперерабатывающих предприятиях
с 1 января 2003 года.
Отказ от этилированного бензина не должен стать проблемой
для автомобилей старой конструкции. Соответствующие исследования,
проводившиеся как в России, так и за рубежом, убеждают,
что двигатели любого типа могут эффективно работать на неэтилированном
бензине в пределах своей конструктивной мощности и температурного
режима.
Законопроект направлен, в частности, против практики
повышения октанового числа бензинов посредством этилирования,
которая осуществляется не нефтеперерабатывающими заводами,
но организациями, осуществляющими хранение, транспортировку,
оптовую и розничную реализацию бензинов.
Правительство РФ поддержало проект закона. Законопроект
принят в первом чтении в ноябре 2002 года.
|
Пакет законов по правовому оформлению самозанятости
граждан (семейное предпринимательство без регистрации
в качестве юридического лица или индивидуального
предпринимателя)
Инициаторы законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.В.
Иваненко
|
|
Пакет законов по правовому оформлению самозанятости граждан
включает в себя поправки в Гражданский кодекс РФ и в Налоговый
кодекс РФ, принятие которых должно позволить гражданам реализовать
свое конституционное право на свободное использование своих
сил и своего имущества для осуществления предпринимательской
деятельности в заявительном порядке.
|
О внесении дополнений в статью 23 Части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации и
дополнении Части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации статьей 23-1 (в
части правового регулирования предпринимательской
деятельности, осуществляемой гражданами при
участии членов семьи и близких родственников)
|
|
В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации граждане вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность исключительно в разрешительном порядке, с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Более того, современное законодательство содержит запрет
для гражданина заниматься предпринимательством в течение
года в том случае, если он был признан банкротом. Разрешительный
порядок осуществления гражданами предпринимательской деятельности
и запрет на право осуществления такой деятельности противоречат
Конституции Российской Федерации.
Проект закона реализует безусловное право гражданина
РФ на осуществление предпринимательской деятельности за
счет своих способностей и имущества. Это право дано гражданину
Конституцией Российской Федерации и не может быть умалено
законом, иным правовым актом и действиями власти. Статья
34 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам
России:
«1. Каждый имеет право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.»
Граждане вправе в порядке личной инициативы, без предварительных
разрешений и согласований с органами государственной власти
и местного самоуправления реализовать свое право на осуществление
предпринимательской деятельности.
Проект закона определяет виды предпринимательской деятельности,
которые граждане РФ вправе осуществлять без регистрации
в качестве индивидуальных предпринимателей. К таким видам
деятельности отнесены: оказание услуг, а также производство
товаров и работ, для выполнения которых не требуются разрешения
(лицензии, аккредитации, допуски) органов государственной
власти и местного самоуправления, а также осуществление
которых не влечет необходимости уплаты акцизов на реализуемую
продукцию. В частности, законопроект содержит примерный
перечень таких услуг и работ:
- предоставление в аренду жилых и нежилых помещений,
принадлежащих гражданину на праве собственности;
- розничная торговля;
- пассажирские перевозки на автотранспорте,
маломерных речных судах и гужевом транспорте, принадлежащем
гражданину на праве собственности;
- репетиторство;
- оказание услуг по ремонту бытовой техники, авто-
и мототранспортных средств, жилых помещений и нежилых помещений
непромышленного назначения;
- оказание консультационных услуг;
- изготовление и реализация программного обеспечения
для вычислительной техники, изделий народных промыслов.
Указанный перечень не является исчерпывающим.
Граждане вправе осуществлять перечисленные виды предпринимательской
деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей,
если они не осуществляют наем рабочей силы, т.е. предоставляют
услуги, производят работы, производят и реализуют товары
собственными силами и/или при помощи близких родственников,
супругов, усыновителей и усыновленных. В соответствии со
статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими
являются родственники по прямой восходящей и нисходящей
линии, полнородные и неполнородные братья и сестры. Участие
близких родственников и иных, указанных в проекте закона
лиц в осуществлении гражданином предпринимательской деятельности
не влечет для него необходимости регистрироваться в качестве
индивидуального предпринимателя.
Имущественная ответственность гражданина, осуществляющего
индивидуальную предпринимательскую деятельность без регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется
в порядке, установленном статьями 24 и 25 Гражданского кодекса
Российской Федерации, а также Федеральным законом «О несостоятельности
(банкротстве)» в части, относящейся к банкротству гражданина.
Гражданин при осуществлении предпринимательской деятельности
несет ответственность всем своим имуществом.
В отличие от юридического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность, ответственность гражданина персональна и даже
при отсутствии у него имущества его долги перед кредиторами
могут погашаться в соответствии с планом погашения долгов
(статья 203 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
из его доходов будущих периодов. Реализовать свое право
в отношении юридического лица кредитору значительно сложнее:
при отсутствии у юридического лица – должника активов требования
кредиторов останутся без удовлетворения, если собственники
организации или третьи лица не несут субсидиарной ответственности
по обязательствам должника.
|
«О внесении изменений и дополнений в статьи
208, 220 и 228 Налогового кодекса Российской
Федерации»
Инициаторы законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.В.
Иваненко
|
|
Законопроект предусматривает внесение в Налоговый
кодекс Российской Федерации двух новаций, изменяющих перечень
доходов гражданина, подлежащих налогообложению подоходным
налогом.
Первая новация предполагает, что граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя, должны уплачивать подоходный
налог с доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В этих целях в перечень доходов граждан, подлежащих обложению
подоходным налогом, внесен такой вид доходов, как «доходы
физических лиц от предпринимательской деятельности, при
осуществлении которой регистрация физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя не является обязательной
в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации».
Данная новация предоставляет гражданину право выбора налогообложения
результатов его предпринимательской деятельности: или уплачивать
подоходный налог при осуществлении такой деятельности без
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя
и уплачивать единый налог на доход, предусмотренный законодательством
для субъектов малого предпринимательства. Гражданин может
воспользоваться этим правом по истечении налогового периода
по соответствующему налогу.
Дополнительно, законопроектом изменен перечень доходов,
подлежащих обложению подоходным налогом: из него исключены
доходы от реализации имущества, принадлежащего гражданам.
Реализация гражданами имущества не ведет к возникновению
у граждан доходов, поскольку принадлежащее им имущество
лишь меняет свою натуральную, вещную форму на денежную.
На практике реализация всегда связана с убытками: необходимостью
уплаты комиссионных платежей, транспортных расходов, выплаты
вознаграждения брокеру.
|
«О внесении изменений в статью 229 Налогового
кодекса Российской Федерации»
Инициаторы законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.В.
Иваненко
|
|
В соответствии с действующей редакцией главы 23 «Налог
на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ гражданин
при заполнении налоговой декларации по подоходному налогу
обязан предоставить следующие данные:
указать все полученные в налоговом периоде доходы:
· перечислить
все источники доходов;
- указать все полученные
налоговые вычеты;
- указать суммы налога,
удержанные налоговыми агентами;
- указать суммы фактически
уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей;
- указать суммы налога,
подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового
периода.
МНС самостоятельно утверждает все формы документов, которые
должен предоставить гражданин в подтверждение указанных
выше данных. Практика показывает, что наибольшее количество
ошибок при заполнении налоговой декларации связано именно
с тем, что гражданин не может самостоятельно собрать требуемые
документы, на их основе произвести соответствующие вычисления
и заполнить налоговую декларацию.
Кроме того, существующий порядок делает невозможным заявительное
декларирование гражданином как размера дохода, так и источника
его получения. Граждане, занятые предпринимательской деятельностью
(репетиторством, частным извозом, сдачей жилья в аренду,
оказанием услуг по ремонту квартир и многими другими видами
предпринимательской деятельности) должны иметь право в заявительном
порядке (т.е. без обязательного предоставления подтверждающих
документов) указывать в декларации как размер дохода, так
и источник его получения в отчетном периоде.
Законопроект существенно уменьшает требования к объему
информации, которую гражданин должен предоставить при заполнении
налоговой декларации. Предлагается обязать гражданина предоставлять
информацию только о размере и источниках доходов, полученных
в налоговом периоде, а также о сумме налога, подлежащей
доплате в бюджет, освободив гражданина от обязанности предоставлять
иную информацию.
Иная информация должна быть предоставлена гражданином
в том случае, если он намерен воспользоваться своим правом
на получение налогового вычета.
|
«О дополнении и изменении статьи
346.16 Налогового кодекса Российской Федерации»
Инициаторы законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.В.
Иваненко
|
|
Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие оптовую
и розничную торговлю, не могут перейти на определенную
главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового
кодекса систему налогообложения по объекту «доходы, уменьшенные
на величину расходов», в связи с тем, что в перечень расходов,
на величину которых может быть уменьшен доход, Кодекс
не включает «расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных
для дальнейшей реализации».
С учетом того, что большинство субъектов малого предпринимательства
заняты торгово-посреднической деятельностью, содержащийся
в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса
порядок определения расходов закрывает для большинства
субъектов малого предпринимательства возможность воспользоваться
такой системой: налогообложение по объекту «доходы, уменьшенные
на величину расходов» не может быть использовано ими в
силу неполного определения расходов Кодексом, а налогообложение
доходов не содержит для них каких-либо преимуществ в сравнении
с общеустановленной системой налогообложения.
Проект закона вносит дополнение в перечень расходов,
на которые субъекты малого предпринимательства, перешедшие
на уплату налогов по упрощенной системе и выбравшие в
качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на
величину расходов, вправе уменьшать полученные доходы,
добавляя в него расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных
для дальнейшей реализации.
|
«О внесении изменений в статью 238 Налогового
кодекса Российской Федерации»
Инициаторы законопроекта: И.Ю. Артемьев, С.С.
Митрохин
|
|
В действующей редакции статьи 238 Налогового кодекса (подпункт
8) пункта 1) установлено, что не подлежат налогообложению
суммы, выплачиваемые за счет членских взносов ряда некоммерческих
объединений граждан лицам, выполняющим работы (услуги) для
указанных организаций.
При этом перечень этих организаций – садоводческие, садово-огородные,
гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы
(товарищества) – приведен без должного обоснования и носит
случайный характер. Например, многие гаражно-строительные
и жилищно-строительные кооперативы после завершения строительства
своих зданий и сооружений изменяли свои названия на гаражные
и жилищные кооперативы, что никак не влияло на их правовой
статус и порядок функционирования.
Осуществляемая в Российской Федерации реформа жилищно-коммунально1
сферы имеет в качестве одной из важных задач широкое создание
в многоквартирных домах товариществ собственников жилья,
имеющих ряд разновидностей в названиях при неизменной сути.
Однако и эти, получающие все большее распространение термины,
не отражены в тексте статьи, что вызывает многочисленные
конфликты с налоговыми органами.
Госстрой России и Комитет по статистике неоднократно указывали
на единую природу всех некоммерческих объединений граждан,
основанных на членстве и различающихся только сферами своей
деятельности. Поэтому не случайно, что все судебные споры
с налоговыми органами по вопросам отнесения их к числу организаций,
не подлежащих налогообложению, заканчиваются в их пользу.
В законопроекте предлагается включить в текст статьи
238 полный перечень некоммерческих объединений граждан
на основе членства, увязав его с перечнями, приведенными
в других Федеральных законах: «О товариществах собственниках
жилья» (от 15 июня 1996 года №72-ФЗ) и «О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
(от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ).
Cм. также темы:
Бюджет-2003
Реформа
электроэнергетики
Реформа
ЖКХ
|