[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [В. Останин]
Лариса Кислинская, обозреватель "Совершенно секретно"
Яйцедоллары. Из-за них гибнет уникальное озеро на Алтае
Газета "Совершенно секретно", №34, 2001, стр. 30

«Наш город всегда неразрывно был связан с озером. Это удивительное природное творение - гордость Алтайского края. Чистота озера Большое Яровое, его живительная сила (люди лечат его водой экзему, псориаз и другие болезни) зависит от живущего там рачка артемии «салина». Сейчас он находится под угрозой уничтожения, озеро вдруг стало для нас, местных жителей, чужим. Его передали в пользование фирме, большая часть собственности которой принадлежит иностранцам... Мм хотим знать, почему нарушается закон, запрещающий передавать природные ресурсы в единоличное частное пользование?»

Из письма жителей города Яровое представителю президента в Сибирском округе Л. Драчевскому и главе администрации Алтайского края А. Сурикову.

Мировую известность озеру Большое Яровое принес маленький рачок артемии (Artemia Salina), который в полном смысле этого слова несет золотые яйца. Добыча яиц (или цист) артемии суперприбыльна. Дело в том, что цисты артемии представляют собой натуральный стопроцентный белок, который заграничные фирмы используют для производства комбикорма. Место обитания рачка - соленое озеро, сравнимое по лечебным свойствам лишь с Мертвым морем, - по постановлению краевых властей, к которым наивно обращаются жители города Яровое, передано на десять лет в монопольное пользование совместному российско-американскому предприятию ООО «Арсал».

«В нарушение действующего законодательства: ст. 46, ст. 87 и ст. 122 Водного кодекса РФ постановлением от 28.03.2000г. № 242 главы администрации Алтайского края Сурикова А.А. озеро Б. Яровое отдано в безвозмездное эксклюзивное пользование до 2010 года обществу ООО «Арсал», 70 процентов акций которого принадлежит иностранному капиталу.

Рачок артемии (циста) варварским образом, сверх установленных квот, без проведения соответствующих природоохранных мер вылавливается ООО «Арсал» и экспортируется без переработки сырьем зарубежным фирмам.

По оценкам специалистов, неконтролируемое разграбление озера, истощение биоресурса грозит ему неминуемой гибелью: приведет к заболачиванию.

Противозаконное решение администрации Алтайского края о передаче озера коммерческой фирме противоречит здравому смыслу еще и по той причине, что на озере расположено одно из самых крупных градо-образующих предприятий химической промышленности страны - ОАО «Алтайхимпром», с контрольным пакетом акций государства, способное вести рачительный отлов цисты, осуществлять его полную переработку. Однако «Алтайхимпром» не был допущен даже к участию в природоохранных мероприятиях». (Из письма депутата Государственной думы по Алтайскому краю В. Останина председателю Госкомитета по рыболовству А.П. Моисееву.)

Совет директоров ООО «Арсал» возглавляет депутат краевого совета Андрей Кнорр. По данным, озвученным в местной прессе, 70 процентов капитала фирмы действительно принадлежат иностранцам. Деньги, по существу, утекают за границу. Ведь на мировом рынке цена сырого яйца артемии - семь - десять долларов за килограмм. Наши, правда, отдают по четыре-пять.

Тоннаж полученной фирмой «Арсал» квоты на вылов только в прошлом году составил, согласно справке из комиссии по проверке деятельности «Арсала», 400 тонн. Экологи уже бьют тревогу. Они уверяют, что рачка вылавливается в три раза больше, чем положено по квотам. А именно артемия поддерживает солевой баланс в озере, фильтрует воду.

Из Генеральной прокуратуры РФ на очередной запрос депутата Останина был, наконец, получен ответ: «Прокуратурой Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства в деятельности ООО «Арсал». Выявлены нарушения при добыче цист артемии. По результатам проверки в отношении руководителей «Арсала», осуществляющих скупку яиц артемии без соответствующей лицензии, возбуждены два уголовных дела по ст. 171, ч. 1 УК РФ (незаконное предпринимательство)».

Выявлены также нарушения бухгалтерского учета и непоступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней почти на 815 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело по ст. 199 У К РФ (уклонение от уплаты налогов).

В арбитражный суд направлено заявление о признании недействительным и противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Алтайского края о предоставлении озера в особое пользование ООО «Арсал». Но до сих пор это заявление в стадии рассмотрения. Скептики уверяют, что рассматривать его могут, пока у фирмы не закончатся яйцедоллары. А их в обороте у «Арсала» - десятки миллионов.

Конечно, с такими деньгами легко стать хозяином края. И, как утверждают местные жители, полностью контролировать местный угольный бизнес, молочную промышленность и даже замахнуться на "Алтайхимпром", ради которого и был когда-то построен город Яровое.

Так кто же владеет богатствами Алтайского края?

Андрей Кнорр - из бывших комсомольцев-профессионалов. Никогда ничем, по мнению работавших с ним людей, не отличался, но характер имел однозначный. Определили его коллеги образно: небольшой танк, для которого нет никаких препятствий.

Когда комсомол приказал долго жить, г-н Кнорр ушел в туристический бизнес и стал учредителем ООО «Спутник-Алтай». Еще один соучредитель - Владимир Сотников. Согласно учредительному договору о создании «Спутник-Алтая», Кнорру принадлежат 222 доли уставного капитала этого ООО, а Сотникову - 40 долей. «Спутник-Алтай» - один из учредителей «Арсала». Названные персонажи становятся лидерами этой замечательной структуры. Андрей Кнорр, как значится в постановлении Алтайского краевого Совета депутатов о составе согласительной комиссии по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами права собственности, - председатель совета директоров ООО «Арсал», заместитель председателя комитета краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности и собственности.

Владимир Сотников - фигура, скорее, теневая, но очень значительная. Он родной брат директора управления ФСБ Алтайского края. Кнорр в этой семье - не чужой человек: его гражданская жена-племянница генерала Сотникова.

Связь с губернатором края и начальником местного УВД не столь очевидна. Но первый, как уверяют, объявил конкурс лишь на бумаге, а вскоре сделал «Арсал» монополистом вне всякого конкурса. А второй...

Летом в Барнауле произошла трагедия: бесследно исчезли несколько девушек-абитуриенток политехнического института. Когда их объявили в розыск, версий было несколько: девушки могли заблудиться в подземных переходах выбранного ими вуза, их могли похитить торговцы человеческими органами или увезти в рабство. Местные жители уверяют: этот случай в Алтайском крае - не единичный. Просто родители пропавших забили тревогу, а чаще всего пропадали девочки из неблагополучных семей, и таких, говорят, уже десятки сотен.

Так вот, в то время как на поиск абитуриенток были брошены мощные силы милиции и ФСБ, в Яровом и Славгороде сводные бригады милиционеров и чекистов сидели в засаде и ловили "конкурентов" ООО "Арсал", которые до выхода постановления об эксклюзивном пользовании имели небольшие квоты на добычу яиц артемии и тоже участвовали в конкурсе, надеясь на честное решение жюри.

Как пишет в заявлении главному федеральному инспектору Алтайского края генеральный директор НПО "Биокорм" В. Вирц, в сентябре на его фирму прибыл сотрудник ОБЭП УВД Алтайского края и безо всяких законных оснований потребовал открыть склад - для снятия остатков. По просьбе депутата Кнорра, как предполагают в "Биокорме", на фирме начались повальные обыски. В сентябре прошлого года, сообщает Вирц, «согласно договору, мы отправили в Китай 100 тонн яиц артемии. Несмотря на то что груз прошел таможенный контроль в России (акт таможенного досмотра 14104/110900/0000204) и находился в Казахстане, его вернули и сдали на хранение не на таможенный склад или на склад отправителя груш, кик того требуют правила, а на склад ООО "Арсал". Затем но факту отправки груэа возбуждают уголовное дело по признакам "контрабанда". Позже его возбуждение признано незаконным, но война с конкурентом продолжается, ибо нужно объяснить, почему груз два месяца пролежал на складе "Арсала".

На страницах местных газет разгорается "информационная воина", в результате которой противники Кнорра успевают сообщить, что 70 процентов акций «Арсала» - у иностранцев; 7,5 проценга - лично у Кнорра и еще 7,5 процента - у фирмы «Спутник-Алтай». Депутат-бизнесмен нанес ответный удар: для местных СМИ тема критики «Арсала» закрыта раз и навсегда.

Пока гремели «информационные войны», начался открытый грабеж уникальных природных богатств. Тогда, в сентябре прошлого года, проблемой браконьерства на озере заинтересовался и губернатор края. Вскоре милиция задержала жителя Славгорода, некоего Куатова, который за пять дней без лицензии приобрел более восьми тонн яиц артемии. Местные СМИ ненавязчиво сообщили, что право на отлов рачка имеет только «Арсал», его квоты доведены почти до 800 тонн (о чем предоставили сведения главному федеральному инспектору Алтайского края руководители НПО «Биокорм»).

Так был нанесен серьезный удар по «Алтайхимпрому». Этот завод подчинялся когда-то 8-му главку МВД СССР, курировавшему закрытые предприятия. Попасть на него постороннему было невозможно. Теперь местное УФСБ устраивает иностранцам вертолетную экскурсию вокруг озера Большое Яровое, на берегу которого завод находится.

Ученые выяснили, что в состав солей озера входят компоненты, необходимые для производства ядерного оружия. В годы Великой Отечественной завод работал на оборону страны. Потом начался этап, связанный с расцветом космонавтики.

Местная ТЭЦ, согласно проекту, до сих пор находится на заводе, снабжает энергией весь город. Благодаря растущему влиянию фирмы «Арсал» и финансовым проблемам, связанным с тем, что добычей рачка завод теперь не занимается, в этом году впервые за историю города здесь начались перебои с теплом и электроэнергией.

Генеральный директор «Алтайхимпрома» Валерий Иванов рассказывает, что, когда был объявлен конкурс на право добычи яиц артемии, губернатор края, прекрасно знающий местные проблемы и специфику, сначала предлагал заводу принять участие в промысле рачка. На заводе даже проводились опыты для разведения рачка в искусственных условиях. Проблемами озера завод занимался со дня основания - с 1943 года. Постановление Совета народных депутатов Алтайского края никто не отменял.

Межрайонный прокурор Федор Финк всегда считал, что использование водных биологических ресурсов озера Большое Яровое коммерческими структурами незаконно. Его позицию разделяет мэр города Владимир Томилов, которому в этом году приходилось униженно обращаться в «Арсал» за помощью, когда в городе начались перебои с теплом и светом. На их стороне и налоговая полиция. Естественно, если ресурсы озера будет использовать государственное или муниципальное предприятие, прибыль останется в местном бюджете.

Доводы эти, безусловны, весомы. Но никто вслух не приводит еще один: если озеро изменит структуру или произойдет его заболачивание (а оно неминуемо при варварском отлове фильтрующего рачка), может разрушиться саркофаг с ядерными отходами. И под угрозой окажется не только один маленький город.

См. также:

Рачка звали Артемий, пресс-релиз, 14 февраля 2001 года

Рачок Артемий будет жить, пресс-релиз, 16 марта 2001 года

Газета "Совершенно секретно", №34, 2001, стр. 30
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [В. Останин]


info@yabloko.ru