Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 51 (85) 27 ноября 1999 года
Внимание! Открыта подписка на "Яблоко России".
Наш индекс в Едином каталоге на первое полугодие 27870

ГАЛЕРКА (8 страница)

  • А.Парнов. Живьем в будущее
  • А.Забродин. Культура. Дивногорск удивляет
  • Ю.Ильясов. Филигранная вышивка
  • Я.Смирницкий. Памяти актрисы. "Так спи, измученная славой, любовью, жизнью, клеветой..."
  • Л.Артемова. Выставки. Путешествие по тайным мирам
  • Н.Шадура. Дети улицы
  • Живьем в будущее

    Г.Хазанов. Фото Д.Ткаченко
    Фото Дмитрия Ткаченко

    После длительного полоскания в средствах массовой информации антифанерной поправки в закон о защите прав потребителей, пришло время нанести ответный удар и доказать журналистам-скептикам, что абсолютная зависимость отечественных "звезд" эстрады от фонограммы, мягко говоря, плод воображения самих же журналистов, вживленный за последние годы в умы зрителей. Примерно такой лейтмотив был заложен в акцию, проходившую 23 ноября в Московском Театре эстрады.

    "В ХХI век - без фонограммы". До последнего момента предконцертная атмосфера невольно будоражила позыв приставить к этому логотипу жирный знак вопроса. Всего за несколько минут до заветного часа "девятнадцать" сцена напоминала звучащий какофонией муравейник, где каждый пытался настроиться, подстроиться - одним словом, добиться от своего инструмента идеальной гармонии. Казалось, - безнадежно. Загадочное спокойствие излучал лишь Михаил Мень. Инициатор нашумевшего закона, он как никто другой был уверен в том, что артисты не подкачают. И не ошибся.

    Дорога в безфанерное будущее, конечно, не могла начаться без напутственных слов. "Присутствие в зале такого количества зрителей очень радует и говорит о том, что число людей, желающих слышать живой звук на нашей эстраде, не ограничивается тремя сотнями депутатов, проголосовавших за этот закон", - остроумие директора Театра эстрады Геннадия Хазанова, как всегда, было неподражаемо. Его не смутило даже внезапное отключение микрофона: "Что бы вы не пытались делать со звуком, я все-равно буду утверждать, что такой закон нужен".

    Поначалу сложилось впечатление, что сами музыканты не верят в происходящее. Точнее - не верят в то, что им верит зритель. Например, Игорь Саруханов, не скрывая радости от предоставившейся редкой возможности, заставил петь весь зал. "Под фонограмму у нас так не получилось бы", - лаконично объяснил певец. Юрий Лоза, в свою очередь, признался, что не всегда удается выступать с группой музыкантов, особенно на гастролях. "Транспортные расходы столь велики, что показать стопроцентную живую программу, допустим, во Владивостоке влетит в копеечку. Причем как зрителям, так и музыкантам. Поэтому нет криминала в использовании инструментальной фонограммы - минус один", - и тут же продемонстрировал что сие значит.

    Другие исполнители от подобных объяснений отказались. За них это сделал Михаил Мень. Как главный борец с "фанерой", он взял на себя нелегкую роль конферансье и, следует заметить, справился с ней блестяще. Между выступлениями депутат подробно и ненавязчиво рассказывал о том, как создавался закон и как он будет применяться на практике. Со своими критиками Михаил Мень решил разобраться соответственно случаю. Романс "Две розы" в его исполнении вызвал овацию, которая стала достойным ответом на вопрос: имел ли депутат право посягать на фонограмму. Впрочем, те кто вопрошал, в историческом концерте не участвовали, - косили, быть может, последние легкие "бабки" на российских просторах. А в том, что акция "В ХХI век - без фонограммы" войдет в историю, по крайней мере Театра эстрады, - сомнений нет.

    - Собрать на живой площадке три-четыре коллектива не трудно, - поделилась впечатлением Алена Апина, - а вот двадцать - такого я что-то не припомню. Хорошо, что это случилось, хотя звукооператорам не позавидуешь. Им отдельное спасибо.

    Звукорежиссеров жалели даже видавшие многое билетеры. "Вы уж не ругайтесь, если что не так, - говорили в антракте. - Они ведь позабыли как такие концерты-то делаются". Но профессионализм, как говорится, не профанеришь - концерт прошел "на ура!". Кстати, его телевизионную версию (хочется верить - не менее живую) на канале "ТВ Центр" будет полезно посмотреть тем, кто по-прежнему убежден, что без "фанеры" отечественный шоу-бизнес угаснет.

    Андрей Парнов


    Культура

    Дивногорск удивляет

    Дни культуры Дивногорска с успехом прошли в Красноярске. В художественном музее имени Сурикова экспонировались персональные выставки живописцев Владимира Федорова, Гумара Мусина, Бориса Турова и Георгия Казакова. Одновременно в Красноярском культурно-историческом центре была открыта выставка из фондов Дивногорского художественного музея. В библиотеке государственного университета студенты филологического факультета познакомились с членами литературного объединения Дивногорска и по достоинству оценили их творчество. С большим успехом в Доме культуры КрАЗа прошел концерт народного ансамбля "Кедриночка".

    Анатолий Забродин


    Филигранная вышивка

    В музее истории города Йошкар-Ола в ноябре была развернута персональная выставка художника-вышивальщицы Елены Кожиной "Марийские узоры". Она давно занимается возрождением традиций оригинальной марийской вышивки и достигла в этом мастерстве филигранной виртуозности. На выставке были представлены и ее работы, выдвинутые на соискание Государственной премии Республики Марий Эл.

    Юрий Ильясов


    Памяти актрисы

    "Так спи, измученная славой, любовью, жизнью, клеветой..."

    135 лет назад в Петербурге родилась Вера Федоровна Комиссаржевская, великая русская актриса рубежа XIX-XX вв. Светлый гений выбрал для ее рождения семейство знаменитого тенора Федора Петровича Комиссаржевского и Марии Николаевны Шульгиной, дочери генерала.

    Комиссаржевская стала символом женщины, не вошедшей по духу ни в одну культурную эпоху, - ее жизненный путь отличался волнообразностью и прерывистостью. Она то умирала, то возрождалась в своих творениях - в Сестре Беатрисе, в Норе, в Снегурочке. Критика писала о провале той или иной роли, а днем спустя превозносила ее до небес. Вера Федоровна незаметно вошла в этот мир и также неожиданно его покинула. Знавшие ее люди не хотели верить в чудовищный жребий судьбы - скоропостижную смерть от оспы вдалеке от столицы. "В последние дни обнажилась вся кожа, местами сплошной черный струп. Девятого февраля 1910 года потеряла сознание, десятого в два часа скончалась от паралича сердца", - так писал в телеграмме о последних днях актрисы Ю.Ф.Бонч-Осмоловский, уполномоченный совета РТО по Ташкенту. До последних своих дней Комиссаржевская участвовала в спектаклях "Кукольный дом", "У врат царства", "Дикарка". 26 января 1910 Комиссаржевская выступила в последнем своем спектакле "Бой бабочек", в роли Рози. По воспоминаниям современников, она не предвидела смертельного исхода. Перед самой кончиной, Вера Федоровна увидела во сне Чехова и решила, что это хорошее предзнаменование. Всегда странно и страшно осознавать, что красивые люди порой так чудовищно умирают.

    Она стала идеалом гармонии на сцене, бросив в жизненный вихрь самое ценное - сердце актрисы. Вера Федоровна Комиссаржевская связала своей славой всю театральную общественность, дав русской культуре могучую власть красоты над страданием. И это останется в памяти народной.

    Ян Смирницкий


    Выставки

    Путешествие по тайным мирам

    Личные философские искания, глубоко уходящие в слои древних культур России и Латинской Америки, порождают праздничный космизм и пространственные и цветовые парадоксы живописи, что опрокидывает все нормы и правила и освобождает вольность души. Убедиться в справедливости такой характеристики картин Светланы Пыниной-Войцеховской может каждый, кто побывает на выставке "Страна Кондора", представленной в столичном Центральном доме художника.

    Светлана Пынина-Войцеховская родилась в Москве. Ее детство в годы войны проходило в Сибири. Почти не тронутые в те времена сибирские просторы воспитали в девочке уважение к природе, пробудили буйное воображение и желание изведать новое, еще не открытое. Наверное, именно так рождаются путешественники... В стремлении запечатлеть увиденное тринадцатилетняя ученица художественной школы с этюдником исходила и изъездила всю Москву и Подмосковье. В годы учебы на факультете декоративно-прикладного искусства Московского текстильного института география поездок расширилась: целинные земли Казахстана, Сибирь, озеро Селигер. А после окончания института - средняя полоса России, древние русские города, Кавказ и Чукотка. Удивительная судьба Пыниной-Войцеховской сложилась так, что ей довелось подолгу жить в разных странах - в Аргентине (1966-1969), в Венгрии (1975-1978), в Эквадоре (1982-1986). Другая природа, другие люди, звуки и цвета - волновали, манили, тревожили. Новый незнакомый мир дал мощный импульс творчеству: она пишет пейзажи, рисует портреты, народные праздники и карнавалы, изучает фольклор и историю этих стран.

    Основная тема творчества С.Пыниной-Войцеховской - "природа и человек". Причем природа для художника первична, а человек - дитя - должен жить с ней в мире, согласии и гармонии.

    Творчество Светланы целиком принадлежит образу "...вечерения мира, образования в его сумерках множества тайных, интимных миров..., когда исчерпывается историческая идея и расцветает метафизическая, когда исчезает прожорливая гусеница цивилизации и неожиданно выпархивает ее бессмертная душа, ночная бабочка-культура" (Виталий Пацюков). Кстати, именно Светлане Вацлавовне удалось в свое время совершить маленькую "революцию" в области детской книжной графики. Персонажи ее книг "оживали" - они были не только нарисованы, но и объемны, даже двигались, создавая полную иллюзию волшебного мира сказки. Это был уникальный вид издания.

    Универсализм художника Пыниной-Войцеховской - это не смешение или интеллектуальное комбинирование разных языков, где встречаются Восток и Запад, Россия и Латинская Америка, миф и цивилизация. Это - мгновенное озарение, раскрывающее в глубинах нашего сознания его целостное и неделимое "Я".

    Лада Артемова


    Дети улицы

    Так называется программа, в рамках которой в г. Ступино прошел семинар профилактики наркомании и алкоголизма. Его цель - помочь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Умные, веселые и активные люди собрались на базе клуба "Оптималист - Подмосковье" при финансовой, организационной и информационной поддержке Комитета по делам молодежи Администрации Московской области. Во-первых, читались лекции: "Особенности криминальных и наркотических средств" В.В. Телегин, "Наркомания в подростковой среде" В.Г. Москвичев зам. главного нарколога Московской области, "Социально-психологические особенности в молодежной субкультуре" И.Н. Беляев председатель клуба ЮНЕСКО "Оптималист - Подмосковья". Четыре дня молодежь активно общалась, обменивалась опытом. На прощание ребята обменялись адресами и договорились встретиться.

    Наталья Шадура