Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 49 (83) 20 ноября 1999 года
Внимание! Открыта подписка на "Яблоко России".
Наш индекс в Едином каталоге на первое полугодие 27870

ЗЕРКАЛО (2 страница)

  • Н.Демина. "Время такое - выборы... Один вечер из жизни Явлинского"
  • В.Шейнис и О. Каюнов "Пришли и голосуем?"
  • "Что Россия хочет, может и должна"
  • Репортаж

    Время такое - выборы...

    Один вечер из жизни Явлинского

    "Поедешь с Явлинским на завод "Москабель"?" - спросили меня в пресс-службе. "Конечно, поеду! Интересно, как его примут рабочие?" И мы помчались...

    Въезжаем в проходную - охрана вытягивает шеи, с интересом вглядываясь, кто же приехал. Встречающий Явлинского Генеральный директор Михаил Портнов, удивляется, что лидер "Яблока" приехал ровно к 15 часам. "Предвыборная кампания, опаздывать нельзя", - смеется Явлинский, отправляясь на экскурсию по заводу.

    Фото Ю.Феклистова
    Фото Юрия Феклистова

    Немного истории. "Москабелю", а точнее "Москабельмету", в этом году исполняется 104 года. Первый кабельный завод был создан в Москве русским инженером-технологом М. М. Подобедовым. Сейчас это одно из крупнейших и экономически успешных предприятий города, на котором работает более полутора тысяч человек. Средняя зарплата ("грязными") - 3700-3800 рублей.

    На предприятие Явлинский приезжает не в первый раз, директор с гордостью говорит, что за время, прошедшее с прошлой встречи, завод сильно изменился - новые цеха, новое оборудование.

    Экскурсия начинается с цеха эмальпроводов, где провода покрываются слоями специальных лаков. Высочайший технологический уровень, при соблюдении требований экологии обеспечивает выпуск продукции, пользующейся спросом не только в стране, но и за рубежом - заказы поступают из Венгрии, Италии, Австрии, Германии, Бельгии, Франции и других стран. В следующем цехе, куда нас ведет директор, изготавливают бумажные кабели повышенной прочности и нам с гордостью показывают единственный в России станок, который после разрыва экономических связей с Украиной заводу пришлось самостоятельно разработать и изготовить. Рабочие с удовольствием отвечают на вопросы Явлинского, обмениваясь с ним крепкими рукопожатиями. Затем мы проходим цех, увешанный устрашающими табличками "Не курить", "Огнеопасно", где в огромных чанах варится нечто похожее на смолу, осматриваем цеха бытового кабеля и обмоточный. Километры разнообразных кабелей...

    В цехе силовых кабелей нас встречает молодой и энергичный начальник - Виктор Михайлов. Выясняется, что перед тем, как назначить Виктора руководителем, директор год "погонял" его в рабочих. "Да я и сам из рабочих", - говорит Портнов. На "Москабельмете" Михаил Константинович трудится более 20 лет. Заводу повезло с директором - умный, энергичный человек, знающий свое дело. В последнем цехе, куда мы заходим, завершая экскурсию, изготавливаются оптоволоконные кабели - последнее слово в современной технологии связи и телекоммуникации...

    Пора идти на встречу с заводчанами. А пока зал заполняется, беседа Явлинского с директором переходит на дела чисто житейские. Портнов с гордостью рассказывает о том, что на заводе позаботились о горячем питании для сотрудников, действуют бесплатная поликлиника и спортивный комплекс, о том, что не забыты заводские ветераны. А тем временем, рабочие с охотой разбирают "яблочную" литературу - газеты, календари, брошюры.

    "Я благодарен вам за то, что вы нашли возможность и время прийти на нашу встречу, - обращается Явлинский к залу, где кроме сотрудников предприятия расположились журналисты, фотокорреспонденты и несколько видеокамер. - Я несколько часов назад прилетел из Иркутска, где встречался с нашими гражданами и обсуждал те же проблемы, которые мы будем обсуждать с вами. Я не буду читать длинную лекцию, а предпочел бы, чтобы мы начали с вами обсуждение тех проблем, которые вы считаете самыми важными".

    Обращаясь к присутствующим, лидер "Яблока" отмечает, что через некоторое время в нашей стране начнется принципиально новая эпоха - "после Ельцина". По мнению Явлинского, ее продление привело бы к разрушению России - более 80 миллионов россиян уже живет ниже черты прожиточного минимума. Однако, он считает, что в России есть абсолютно все необходимое для того, чтобы преодолеть кризис.

    "Наша главная задача - предложить обществу ясный и конкретный план действий", - замечает Явлинский, рассказывая о политике "Яблока" в области промышленности, налогообложения, самоуправления и о преимуществах альтернативного "яблочного" бюджета-2000.

    Среди первоочередных мер по укреплению российского государства он видит усиление таможенного режима и создание дееспособных государственных границ, борьбу с коррупцией не на словах, а на деле, прекращение ситуации, когда вся экономика России является экономикой "трубы", выкачивающей природные ресурсы.

    Бывает, что одного оратора трудно слушать более пяти минут, но не Явлинского - он прекрасно чувствует аудиторию, и, не давая ей оцепенеть, иллюстрирует наиболее сложные моменты такими веселыми и яркими образами, что зал невольно взрывается смехом и аплодисментами.

    Отвечая на поступившие в его адрес вопросы, Явлинский рассказывает о том, как Объединение собирается решить проблему занятости, и какова "яблочная" программа в области сельского хозяйства. Интересует собравшихся также и то, что думает лидер "Яблока" об отстранении от должности генпрокурора Скуратова, кого может предложить администрация президента в качестве преемника Ельцина? Существуют ли в России свободные независимые СМИ, и как "Яблоко" относится к союзу с Лукашенко? Является ли Явлинский патриотом своей страны, и кого "Яблоко" поддержит на выборах в мэры Москвы?

    Особое внимание Григорий Явлинский уделяет ситуации в Чечне, подробно отвечая на присланные из зала вопросы.

    Лидер "Яблока" подчеркивает, что воюем мы не с чеченским народом, а с террористами и бандитами. "Мы должны их победить, - говорит он. - И победить мы их сможем только в том случае, если сможем отделить террористов от обычных людей". Переговоры с руководством Чечни могут состояться только в том случае, если все условия ультиматума будут выполнены. Масхадов должен отмежеваться от террористов и призвать население Чечни сотрудничать с Россией. Если он не выполнит поставленных условий, то не останется ничего другого, как призвать беженцев покинуть Чечню и дать возможность федеральным силам достичь поставленных целей без поддержки чеченского руководства. Вопрос о независимости сейчас даже не стоит, а обсуждение возможных форм самостоятельности Чечни может начаться лишь после окончания антитеррористической операции.

    Встреча завершается. Люди подходят к Явлинскому, просят дать автограф. Григорий Алексеевич с улыбкой подписывает книги, отвечает на вопросы.

    А уже через несколько минут лидер "Яблока" на хорошем английском языке комментирует для телекомпании CNN ситуацию в Чечне. "Если Масхадов не может выполнить условия ультиматума, - повторяет он сказанное в зале, - то это проблема Масхадова".

    Встреча на "Москабеле" завершается беседой с руководством завода, в которой, определенно, заинтересованы обе стороны. "Поймите, что для меня это очень важно, - обращается Явлинский к производственникам. - Это жизнь. Только вы можете рассказать обо всех аспектах жизни предприятия - налогах, поставках металла и комплектующих, конкурентах, о том, что нужно сделать, чтобы работать стало легче". Лидеру "Яблока" необходимо постоянно сверять программные наработки с жизнью, внося в них коррективы и уточнения.

    В свою очередь, руководителей завода интересует мнение лидера "Яблока" о политической ситуации в стране, о шансах политических партий и деятелей на предстоящих выборах в Думу и президентских, его прогноз на ближайшее будущее.

    Но пора возвращаться - у Явлинского на вечер назначено еще несколько встреч, работы хватит допоздна. Время такое - выборы...

    Наталия Демина


    Что нам до выборов?

    Пришли и голосуем?

    На вопросы читателей "Яблока России" отвечают разработчики избирательного законодательства депутат Госдумы Виктор Шейнис и эксперт Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы Олег Каюнов

    - Зачем ходить на выборы? Ведь мой голос вряд ли что-то изменит...

    - Да, конечно, крайне редко бывает так, чтобы кто-то победил на выборах именно с перевесом в один голос. Но тут очень кстати вспомнить габровский анекдот. Потребовалось как-то группе габровцев, скинувшись, собрать для неких дел бочку сливовицы. Каждый принес и вылил в бочку по ведру. Когда же по окончании сбора попробовали, выяснилось, что в бочке одна только вода. Каждый из компаньонов рассуждал: "Ну, не повредит же бочке доброй сливовицы ведро воды." Рассуждал, вроде бы, верно. А говоря серьезно, каждый наверняка может вспомнить свои или своих знакомых сказанные в сердцах слова: "Ну что же это ОНИ там (в смысле - наверху) творят!" Но если вы отказываетесь даже попытаться повлиять на то, кем будут в ближайшие 4 года эти самые ОНИ, то жаловаться вам будет решительно не на кого - ведь если вы сами ничего не сделали, чтобы улучшить положение дел, то почему, собственно, это должен кто-то делать за вас?

    - Да что там зависит от этих самых депутатов? Всем заправляют Президент и правительство. Только о них и слышно...

    - Да, слышно в основном о них (хотя можно напомнить, что формирование Правительства происходит не без влияния Думы. И если Дума, чуть поколебавшись, голосует за каждого предложенного ей премьера, то это не от дефицита прав, а от недостатка политической воли у депутатов). Но все-таки чем дальше, тем больше, и Президент, и Правительство должны действовать в рамках именно законов (а не указов Президента). Ведь по мере того, как все больше "дыр" в законодательстве закрывается новопринятыми законами, поле для правового произвола сужается. Иное дело - качество этих законов. Достаточно вспомнить ежегодно принимаемый закон о бюджете, который ни разу не был выполнен, да и не мог быть выполнен, как о том каждый раз предупреждали депутаты от "Яблока". Ведь именно от депутатов зависело принять или отвергнуть неисполнимый бюджет. Можно также вспомнить неоднократно, и справедливо, критикуемые законы о налогах.

    Есть, однако, примеры и другого рода. Дума достаточно быстро приняла большую часть прогрессивного Гражданского кодекса, своего рода "экономическую конституцию", регулирующую гражданские правоотношения. Или Уголовный кодекс, нормы которого были приспособлены к новым условиям. Один лишь пример: была отменена норма старого кодекса, разрешавшая иметь валюту только с государственного соизволения тем персонам, которые "равнее других", а других за нее сажавшая и надолго. Или закон о праве выезда и возвращения в Россию, благодаря которому "челноки" смогли снабдить нас турецко-китайским и тому подобным ширпотребом, а другие люди получили возможность отдыхать за границей по ценам более низким, нежели стал обходиться отдых в Крыму. Впрочем, о хороших законах газетчики пишут редко - не интересно. Потому о них и не слышно. Даже когда они есть.

    - Вы говорите - "законы, законы", а на выборах - жульничают...

    - Недавно в Англии провели исследование и смогли-таки найти английский закон (только один!), который ни разу не нарушался. Им оказался закон, запрещавший изготовление золота из свинца... Что касается избирательных законов, то здесь законодатель (те же депутаты, кстати) вынужден идти вслед за разными "изобретателями". И не только у нас - даже в странах, где власти избираются десятки и сотни лет (в той же Англии, в США) происходит регулярная корректировка избирательных законов, в основном - на основе пристального изучения таких вот "изобретений".

    Последняя крупная корректировка российского избирательного законодательства была проведена как раз в последние два года и именно на основе анализа как предыдущих, 1995 и 1996 годов парламентских и президентских выборов, так и разнообразных выборов в субъектах России. Последний крупный вклад в разработку избирательных законов внес анализ новоизобретенных "грязных технологий", примененных на выборах в Санкт-Петербурге и Москве в декабре 1998 г. Не случайно поэтому новые редакции базового закона об избирательных правах граждан и закона о выборах депутатов Думы были приняты и вступили в силу практически в самый последний момент - в апреле и июле этого года. Впрочем, надо полагать, что нарушители закона и манипуляторы на известных своих "достижениях" не остановятся: будем ждать с их стороны новых "выдумок" и новых "выдумщиков".

    - И все-таки, где гарантии, что если я проголосую, то мой голос будет хотя бы честно подсчитан?

    - В обновленной версии избирательных законов (в том числе вышеупомянутого закона о гарантиях избирательных прав граждан, действующего на всех без исключения выборах в Российской Федерации) особое внимание уделяется контролю за деятельностью избирательных комиссий, в первую очередь - участковой избирательной комиссии, особенно - в день голосования и уж совсем особенно - в ходе подсчета голосов. Здесь не место вдаваться в детали, достаточно упомянуть, что положения закона, относящиеся к этим вопросам, занимают десятки страниц. Основной упор делается на контроль за действиями комиссии "извне" - со стороны разного рода представителей кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, представителей СМИ. Кстати, если вы действительно не любите, когда вас надувают, обсчитывают (хоть на рынке, хоть в избиркоме), то вы вполне можете стать таким наблюдателем или представителем (членом избиркома даже с решающим или совещательным голосом). "По жизни" у кандидатов, избирательных объединений и просто организаций, добивающихся честных выборов, всегда недостает людей для осуществления предписанного законом контроля и они будут только рады, если вы предложите им свое содействие. Для этого вам надо обратиться в избирательный штаб партии, которой вы сочувствуете.

    - Но надо еще понять за кого, стоит голосовать, а тут стараются надуть и до голосования...

    - Что поделать... Власть - дело для многих приятное само по себе, а кроме того, нередко и денежное. Поэтому едва ли когда-нибудь исчезнут желающие присосаться к власти, а то и просто - взять ее (у вас, между прочим, взять). Причем, не брезгуя никакими способами. Но кого-то мы с вами должны назначить (точнее говоря - нанять) от своего имени и для защиты наших интересов в эту самую власть. И главной защитой от проходимцев в такой ситуации во все времена и во всех странах был здравый смысл избирателей - тех, кто нанимает этих самых временно власть имущих (депутатов, губернаторов, президентов и т.п.). Не должен бездействовать, разумеется, и закон. Но когда речь идет об уговорах ("избери меня!"), закон способен отсеять лишь самые грубые и очевидные, точнее - доказуемые нарушения. Поэтому, если вас поднял в три часа ночи телефонный звонок с уговорами голосовать за кандидата Иванова или на лицевое стекло вашего автомобиля намертво, не пожалев клея "Момент", наклеили плакат с призывом голосовать за него, то прежде чем проклинать этого самого Иванова, стоит задуматься: а действительно ли это делают люди Иванова? Не вернее ли, что это провокация кого-то из его соперников, и именно к Иванову следует пристальнее приглядеться? И вообще, раз уж вы отдаете себе отчет в том, что вас могут попытаться надуть еще до голосования, то стоит иметь в виду - делать это будут в первую очередь, обращаясь к вашим эмоциям. Как уличные "лохотронщики" и разнообразные "МММ". Если некий кандидат (партия и т.п.) обещают: "Выберите нас, и через год у всех будет по квартире, машине, вилле и по десять тысяч долларов в заначке!", "Выберите нас, и мы восстановим Советский Союз, вернем мощь сверхдержавы, а колбаса опять будет стоить 2.20!", то спросите себя (а если удастся - то и самих торговцев сладкими обещаниями) - а откуда, собственно, все это возьмется, как вы это сделаете? Возвращаясь к закону, следует сказать, что он вовсе не молчит перед лицом всевозможных безобразий. Закон, например, запрещает подкуп избирателей (бесплатные или по заниженным ценам раздачу, продажу товаров, оказание услуг и т.п.), запрещает агитацию в последний перед днем голосования день и в самый день голосования, запрещает "выливать грязь" на кандидата в последний момент - когда он уже заведомо не сумеет ответить. И если вы видите, что кто-то из кандидатов, избирательных объединений, блоков не соблюдает эти запреты, то есть смысл опять-таки задуматься. Задуматься над тем - если какие-то участники предвыборной борьбы пренебрегают недвусмысленными требованиями закона, то что им помешает позабыть о их же собственных обещаниях вам? Скорее всего - ничего. А зачем тогда голосовать за них? И даже больше - вот именно в такой ситуации особенно важно прийти на участок и проголосовать против них, чтобы уменьшить шансы на их приход к власти.

    А если вернуться к политическим "лохотронщикам" - не забывайте, что основное внимание следует обращать не на то, ЧТО именно обещают сделать для вас тот или иной кандидат, избирательное объединение, блок, а на то, КАК и за счет ЧЕГО он (они) обещают это сделать и насколько реальны эти способы.

    - Даже если и не надуют прямо, то, если за кем-то много денег, он сможет "забить" всех конкурентов...

    - Во-первых, не надо так плохо думать о себе и о других избирателях. Практика уже не раз показывала, что если какой-то кандидат делает ставку именно на то, чтобы "забить" соперников за счет своих необъемно больших трат, то избиратели это понимают, им это не нравится, и они за такого кандидата не голосуют.

    Во-вторых, едва ли не половина нововведений в избирательном законе посвящена именно тому, чтобы "денежные мешки" (или их ставленники-кандидаты) не получали чрезмерных преимуществ в ходе избирательной кампании. В том числе очень подробно прописаны механизмы контроля за поступлениями в избирательные фонды, за расходованиями из них; дополнительно прописана ответственность за эти нарушения. Разумеется, будучи реалистом, следует понимать, что нарушения в этой сфере все равно будут. В странах, где выборы - дело привычное и даже отчасти рутинное, большая часть корректив избирательного законодательства относится именно к контролю за финансированием избирательной кампании: закрываются все новые и новые способы обхода уже действующих норм по мере того, как они обнаруживаются в ходе выборов. И суды этих стран регулярно налагают наказания за нарушения уже имеющихся норм. Так что и прямые нарушения, и "обходы" закона и на наших выборах, конечно, будут. Но нормы закона все-таки призваны обеспечивать, чтобы эти нарушения и "обходы" не могли оказывать решающего влияния на ход выборов. Ведь в качестве крайней меры закон предусматривает "снятие с дистанции" того кандидата, избирательного объединения, блока, который уж очень увлекся нарушениями закона.

    - В нашем округе не дали зарегистрироваться ни одному приличному человеку, а те, кто попал в бюллетень, - явно не годятся. За кого же мне тогда голосовать?

    - Бывает и такое. И закон такую возможность учитывает. Специально на такой случай в бюллетене есть графа "против всех кандидатов". Если кандидат, занявший первое место, получит голосов меньше, чем будет подано в этой графе, то мандата он не получит - выборы придется проводить снова. Был уже и прецедент: когда во Владивостоке стараниями администрации не дали зарегистрироваться небезызвестному Черепкову, избиратели сочли, что это явное ущемление их права выбирать, на участки они все-таки пришли и проголосовали "против всех кандидатов". Результат - никто из угодных администрации кандидатов не смог пройти в этом округе. Если в вашем округе власти решили так же грубо растоптать ваши права, то имеет смысл поставить их на место именно таким способом. Ведь настоящие хозяева это все-таки вы, а власть существует для вас и на ваши же деньги.

    - Что еще в моих силах сделать?

    - Очень многое. Уже упоминалось, что вы всегда можете стать "контролером" того или иного рода в избирательной комиссии - достаточно предложить свои услуги предвыборному штабу (отделению) кандидата, избирательного объединения, блока. И, поверьте, это будет очень существенная помощь, практика это подтверждает. Кроме того, вы всегда можете, заметив то или иное нарушение, обратиться непосредственно в избирательную комиссию с сообщением о нем. Обновленный закон прямо требует от комиссии в короткий срок рассмотреть ваше обращение и дать вам письменный ответ. Для надежности неплохо параллельно обратиться и в предвыборный штаб (отделение) заведомо конкурирующего с нарушителем кандидата, избирательного объединения, блока. Результат может быть весьма чувствительным: как уже упоминалось, закон позволяет даже отлучить от выборов кандидата, избирательное объединение, блок, которые пренебрегают нормами закона.

    - Но это как-то сложно...

    - Отнюдь. Самое главное - не забывать, что у вас есть здравый смысл. Ему-то (то есть себе), а не сладкоголосым сиренам следует доверять, не забывать пускать его в ход, руководствоваться им. А закон, со всеми установленными в нем правилами, должен послужить как раз тому, чтобы облегчить вам возможность руководствоваться здравым смыслом, вашим собственным здравым смыслом.

    - Закон надо знать, а он длинен, сложен, да и где взять его текст?

    - Повторим еще раз: вы можете обратиться в какие-либо организации: или непосредственно участвующие в выборах (предвыборные штабы, отделения избирательных объединений, блоков). В предвыборные месяцы - а это значит до июля будущего года - они широко развернут свою активность. Там вы сможете, помимо прочего, получить литературу, в которой более подробно описано то, что вы можете сделать, и то, как вы можете это делать.

    И еще. Законодатель, как мог, воздвиг преграды на пути рвущегося во власть криминала, применения "грязных технологий", вмешательства властей. Но закон останется мертвой буквой, если к нему не приставлены тысячи глаз, рук, ног, голов людей, готовых биться за исполнение закона. Сталкиваясь с грубыми нарушениями, махинациями, попадая в сложные ситуации, пишите нам. Мы постараемся и ответить, как - по закону (!) из этих ситуаций выходить, и учесть ваши вопросы и приложения для дальнейшей корректировки закона. Ведь выборы - это надолго. Мы начинаем разговор и готовы к его продолжению.


    С международной точки зрения

    Что Россия хочет, может и должна

    Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Владимир Лукин провел 15 ноября в Международном клубе прессы в гостинице "Рэдиссон-Славянская" пресс-конференцию. Он заявил, что "Россия должна добиваться того, чтобы главенствующую роль в вопросах европейской безопасности играла ОБСЕ, а не какие-либо другие организации, в частности, НАТО, как этого хотели бы некоторые". В ходе саммита также важно договориться о действиях, связанных с совместной борьбой с терроризмом при участии государств-членов ОБСЕ, добиться более динамичных отношений между ними и улучшения механизма принятия этими странами решений в рамках ОБСЕ.

    Касаясь возможности выступления ряда участников саммита в Стамбуле с вопросом о положении в Чечне, Лукин отметил, что "если бы не было проблемы этого региона, на саммите была бы обсуждена ситуация в Югославии". "Сейчас, поднимая проблему Чечни, некоторые пытаются приглушить проблему Югославии, но этого нельзя допустить", - отметил Лукин. Также, по его мнению, нельзя позволить, чтобы Россию заставляли вести переговоры с террористами те страны, которые "сами не желают переговорного процесса, например, с международным террористом Бен Ладеном".

    Давление Запада в связи с событиями в Чечне - "вмешательство во внутренние дела России, превышающее частично допустимое", считает Владимир Лукин. При этом он отметил, что, являясь членом Совета Европы, Россия должна рассматривать гуманитарные проблемы, проблемы защиты людей с международной точки зрения. "Эти дела не наши внутренние, а это дела, связанные с декларациями и хартиями, которые мы подписали".

    "На Западе есть, безусловно, люди, которые искренне, хотя, может быть, и имея иногда неправильную информацию, заинтересованы в том, чтобы дела везде, в том числе и на Северном Кавказе, решались гуманно и по-человечески". Со своей стороны, "мы, - отметил В.Лукин, - должны признать допущенные ошибки, говорить об этом правду, в частности, в связи с серьезной проблемой и неразберихой с беженцами".

    "Но главная базовая правда, - подчеркнул председатель думского комитета, - состоит в том, что в России должны быть только одни вооруженные силы и вооруженные формирования, которые прямо и непосредственно созданы федеральным центром и ему подчиняются. Ничего другого в уважающей себя стране не должно быть и не будет. Этот дело мы доведем до конца. Если удасться - главным образом, политическими методами, как в Гудермесе, если нет - то придется военными методами. И никто нас с этого не сдвинет".

    Владимир Лукин назвал "необходимым" введение на данном этапе визового режима на границе России с Грузией и Азербайджаном, "хотя, может быть, это не будет полезным для развития отношений с этими странами".

    "Есть опасения, что террористы могут использовать существующий безвизовый режим, и это отрицательно повлияет на обеспечение национальной безопасности России", - подчеркнул он.

    (По сообщениям ИТАР-ТАСС)