Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 49 (83) 20 ноября 1999 года
Внимание! Открыта подписка на "Яблоко России".
Наш индекс в Едином каталоге на первое полугодие 27870

Кто в город изумрудный придет дорогой трудной?

1 страница

  • Крестьянин торжествует?..
  • С.Митрохин. Строить не на песке, а на камне. Союз России и Белоруссии: позиция "Яблока"
  • Обсуждать формы самостоятельности Чеченской республики можно только после завершения военной операции

  • "Война с террористами не должна превратиться в террор против чеченского народа".

    Григорий ЯВЛИНСКИЙ

    Крестьянин торжествует?..

    Крестьянин торжествует?

    Гора сахарной свеклы, на которой с достоинством хозяина устроился крестьянин из Белгородской области, по словам нашего фотокорреспондента Игоря Гринякина, в натуре впечатляет. Доволен селянин. Хороший урожай - достойный заработок. И нам бы с ним порадоваться, да есть некая закавыка.

    Волнует нас, во что превратится крестьянский "пот", погостив на перерабатывающем заводе, - то ли в сахар-рафинад на радость и пользу, то ли в спирт-сырец на горе и слезы?


    Строить не на песке, а на камне

    Союз России и Белоруссии: позиция "Яблока"

    "Яблоко" является последовательным сторонником Союза с Белоруссией. В то же время мы расходимся с другими политическими партиями (КПРФ, НДР и проч.) в вопросе о форме и стратегии российско-белорусской интеграции. Принципиальное значение для нас имеют три позиции:

    1. Союз должен строиться на строго юридической основе. Иначе он окажется домом, построенным на песке;

    2. Союз должен быть заключен к взаимной выгоде российского и белорусского народов, - и ни в коем случае не в ущерб одному из них;

    3. Союз не должен привести к правовому хаосу и политическому произволу в обеих странах.

    Теперь о каждой позиции по порядку.

    1. Лукашенко и Ельцин - близнецы-братья?

    Строго юридический подход к заключению Союза является единственной альтернативой политическому авантюризму, чреватому тяжелыми последствиями для народов обеих стран. Пояснить, о чем идет речь, можно, обратившись к проблеме президентских полномочий Лукашенко и Ельцина.

    27 октября 1999 года фракция "Яблоко" отказалась выслушивать выступление Лукашенко в Государственной Думе. Данное действие объясняется очень просто: парламент, уважающий себя и свою страну, не должен предоставлять свою высокую трибуну человеку, присвоившему власть путем юридических манипуляций. Именно так мы расцениваем действия Лукашенко, продлившего свои президентские полномочия путем принятия Конституции на референдуме осенью 96 года. Если Россия считает себя цивилизованной страной, то она не может признавать подобного способа продления полномочий, который является по сути формой безальтернативного голосования. Полномочия могут быть подтверждены только на свободных выборах. Таких выборов в Белоруссии не было. Следовательно, после 20 июля 1999 г. Лукашенко из президента превратился в частное лицо, которое удерживает власть незаконно.

    "Яблоко" принципиально отвергает возможность подписания Договора о Союзе двух государств с частным лицом. Во-первых, любой гражданин, юридическое лицо, орган власти (субъекта РФ), сможет через суд доказать юридическую ничтожность такого государственного образования. Во-вторых, такое образование не получит международного признания и, следовательно, не сможет проводить никакой внешней политики. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное: закрывая глаза на узурпаторский характер власти Лукашенко, думское большинство создает предпосылки для аналогичных действий Ельцина. Слухи о том, что Ельцин собирается каким-то хитрым способом сохранить власть после 2000-го года, ходят давно. Если он предпримет такую попытку, то партии, устроившие Лукашенко теплый прием 27 октября, не смогут ничего против этого возразить. Действительно, почему Ельцину возбраняется то, за что устраивают рукоплескания Лукашенко?

    "Яблоко" не окажется в числе этих партий.

    2. За Союз без жульничества и вранья

    "Яблоко" опасается, что авантюрно-популистский вариант Союза обернется ущемлением национальных интересов России. Такое ущемление происходит уже сегодня. Таможенный союз между нашими странами функционирует таким образом, что Россия не может проконтролировать, в какой степени объем товаров, идущих в Россию через границу Белоруссии с третьими странами, соответствует платежам, перечисляемых России белорусской таможней. По оценкам экспертов, российский бюджет ежегодно теряет на этом несколько десятков миллиардов рублей. Думское большинство постоянно спрашивает, где взять деньги на зарплату бюджетникам, учителям, врачам, и в то же время лицемерно закрывает глаза на огромную черную дыру, которую представляет собой таможенный союз с Белоруссией. Если вступит в силу ряд статей официального проекта Договора (например, о кредитной, валютной и налоговой политике), то потери России окажутся просто катастрофическими.

    Этому безответственному подходу, имеющему явную антироссийскую направленность, "Яблоко" противопоставляет свою альтернативу - разработанный еще в 1997 году проект Договора об экономическом союзе между нашими странами. Отличия этого документа от ельцинско-лукашенковского текста принципиальны:

  • официальный проект предлагает одновременно построить всю совокупность политических и экономических институтов Союза, не вдаваясь в технические подробности этого процесса;
  • "яблочный" проект представляет собой подробный план выстраивания совместных экономических механизмов, с тем, чтобы последующая политическая интеграция имела прочную основу.

    Иными словами: Ельцин и Лукашенко хотят очень быстро и "на глазок" построить сразу все части здания. "Яблоко" предлагает начать с фундамента и несущих конструкций, возводимых по всем правилам строительного искусства.

    3. Проект Ельцина-Лукашенко как путь к правовому хаосу и политическому произволу

    На первый взгляд проект Договора, опубликованный в "Российской газете", представляет обыкновенную юридическую халтуру. Возьмем, например, вопрос о разграничении компетенций между Союзом и государствами-участниками. Из проекта вытекает весьма громоздкая и запутанная юридическая система, которая на территории России будет выглядеть так:

    1. Исключительное ведение Союзного государства;

    2. Совместное ведение Союзного государства и государств-участников;

    3. Собственное ведение РФ;

    4. Совместное ведение РФ и субъектов РФ;

    5. Собственное ведение субъектов РФ.

    Сегодня до предела запутаны отношения между РФ и ее собственными субъектами. Вступление договора в силу увеличит эту путаницу на порядок. Так, налоговая политика по Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ, а по Договору - к исключительному ведению Союзного государства! Список этих абсурдов можно продолжить.

    Россия уже не сможет проводить собственную бюджетную политику, которая станет производной от союзной. При этом поступления от налогов будут идти все-таки в национальные бюджеты России и Белоруссии, которые затем будут платить согласованные отчисления в Союзный бюджет (ст. 31 п. 2). Остается непонятным, как при этом Союз будет разрабатывать и утверждать собственный бюджет. По крайней мере не в доходной части, которая будет целиком зависеть от воли национальных парламентов.

    Получается очень странное разделение компетенций: политика в области доходов отдается Союзу, а политика расходов (включая расходы на содержание органов самого Союза) остается за национальными государствами. Другими словами: как зарабатывать деньги, будет решать Союз, а как их тратить - входящие в него государства. Жить при такой системе госфинансов хочется пожелать кому угодно, но только не российскому и белорусскому народам.

    Политическая сторона договора выглядит гораздо менее абсурдно. Здесь четко прослеживается чья-то очень настойчивая и последовательная воля. Фактически россиянам предлагается испытать на себе участь белоруссов, которые уже сегодня живут при авторитарном режиме, декорированном антуражем советской эпохи.

    Высший Государственный Совет (ВГС) - объявляется "высшим органом Союзного государства" (ст. 33, п. 1), в то время как Парламент Союзного государства - всего лишь "представительный и законодательный орган", к тому же не наделенный правом контролировать ВГС. Сам же ВГС наделяется компетенцией "решать важнейшие вопросы развития Союзного государства" (ст. 34, п. 1). Это означает, что его компетенция практически неограничена. При этом ВГС наделяется также правом "в пределах своих полномочий издавать декреты, постановления и директивы" (ст. 34, п. 3). Таким образом, вместо законов по "важнейшим вопросам" у нас будут декреты и директивы ВГС. Одновременно ВГС обладает правом законодательной инициативы (Ст. 42, п. 1). Но зачем оно ему, если можно запросто принять декрет, директиву? Политическая система Союза, содержащаяся в проекте Договора, подозрительно похожа на ту, которая сегодня существует в Белоруссии и носит намного более варварский характер, чем нынешняя российская. Коллективный начальник в лице ВГС получает власть, которая существенно превосходит нынешние полномочия не только Государственной Думы, но и Президента РФ. Все это самым радикальным и вызывающим образом противоречит ныне действующей Конституции России.

    Не хочется прибегать к слишком резким выражениям, но все же нельзя отделаться от впечатления, что Договор в его нынешнем виде сознательно направлен на создание ситуации правового хаоса, необходимой сегодня как Ельцину, так и Лукашенко для реализации каких-то глубоко личных политических планов.

    "Яблоко" выступает за реальный союз России и Беларуси, преследующий взаимную выгоду наших народов, а не за союз Ельцина и Лукашенко, задуманный ради реализации их личных политических целей в ущерб национальным интересам России.

    Сергей Митрохин, депутат Госдумы от фракции "Яблоко", зам. председателя Комитета по местному самоуправлению


    Кстати

    Обсуждать формы самостоятельности Чеченской республики можно только после завершения военной операции, считает лидер объединения "Яблоко" Григорий Явлинский.

    "О независимости Чечни сегодня говорить бессмысленно, а различные формы самостоятельности можно обсуждать после завершения антитеррористической военной операции", - заявил он, выступая перед коллективом столичного завода "Москабельмет".

    Наступил момент, когда можно говорить с президентом Чечни Асланом Масхадовым "с позиции силы", считает Г. Явлинский. Лидер "Яблока" вновь назвал шесть сформулированных им условий, которые, по его мнению, должны быть выдвинуты А. Масхадову в качестве содержания переговоров, и после принятия которых федеральная власть может начать совместную с ним борьбу против террористов и бандитов.

    "Пришло время трудных и жестких решений, - подчеркнул Г. Явлинский. - Террористов и бандитов надо судить, а если нельзя этого добиться - их надо уничтожить".

    (По сообщениям "Интерфакса")