- Я никогда раньше не участвовала в политике, но когда наш костромской депутат Госдумы Андриан Пузановский, вопреки воли народа, пролоббировал строительство атомной электростанции на нашей земле, я поняла, что "зеленым" не одолеть государственную машину, не имея мощной поддержки в парламенте, и решила пойти на выборы сама...
- Насколько мне известно, "зеленые" и без того развернули на территории области серьезную кампанию против строительства атомной электростанции...
- Еще на референдуме 1996 года более восьмидесяти процентов граждан области, принявших участие в голосовании, сказали "нет" строительству АЭС. Но проблема АЭС осталась, поскольку решение этого референдума признано областным и Верховным судами недействительным, и реализовать его решение так и не удалось. Мы еще в 1996 году куда только не обращались с требованием ликвидировать дирекцию АЭС - от местной прокуратуры до Генпрокуратуры, Госдумы, Администрации Президента и правительства Российской Федерации. Но, увы, все было тщетно. И тогда мы обратились к депутату Госдумы от нашего избирательного округа Андриану Пузановскому, входящему в Аграрную депутатскую группу. "Слуга народа" документы-то у нас принял, а вот запрос в Институт государства и права подал совсем другой - о правомочности проведенного в области референдума, а не о реализации его решения. А Институт государства и права дал такое заключение, пусть и не имевшее юридической силы, но сводившее дело к тому, что областная Дума не имела права назначать референдум. Кстати, есть очень интересная бумага - протокол заседания концерна "Росэнергоатом", в котором одним из пунктов записано: провести оплату за заключение Института государства и права по строительству АЭС в Костромской области. И, как вы понимаете, кто платит, тот и музыку заказывает. Такая у нас страна.
- Почему? Ведь субъект Федерации вправе проводить референдумы, решения которых имеют юридическую силу на его территории.
- Основание для данного заключения таково: атомная энергетика является федеральной собственностью, и субъект Федерации не может, мол, решать, что ей возводить и где - вот в чем абсурд. Получается, что федеральная власть может навязать любому региону размещение опасных объектов, а люди должны смириться с этим... Кстати, в законе об охране окружающей среды нигде и ничего не говорится об объектах федеральной собственности. Есть отрицательное влияние на окружающую среду - значит, люди имеют право решать: что можно, а что нельзя строить на их территории. Общественное мнение должно быть решающим фактором при выборе места строительства объектов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Но Минатом в случае с нашей АЭС нашел другое решение. Нашлось, якобы самостийно, 11 человек, которые написали жалобу в областной суд о том, что референдум нарушил их права. Что, мол, в связи с прекращением строительства АЭС, они остались безработными и теперь не получат тех льгот и благ, которые ранее были им обещаны дирекцией станции. Кстати сказать, против строительства АЭС высказались 299 тысяч человек.
Тем не менее суд, тянувшийся два года, летом завершился. Ответчиками выступала областная Дума, областная Администрация и инициаторы референдума - экологи, которым помогала в решении перипетий этого судебного дела председатель Комитета Госдумы по экологии "яблочница" Тамара Злотникова. Выступая в суде с заключительным словом, прокурор отметил, что жалоба заявителей не может быть удовлетворена, поскольку она не обоснована. Но вопреки логике, здравому смыслу, Конституции и Федеральному закону об охране окружающей среды, вердикт суда гласил, что Костромская областная Дума не могла принимать решение о проведении референдума, и, следовательно, само решение референдума - незаконно.
Мы обжаловали решение в Верховном суде РФ, но тот оставил решение областного суда в силе.
- Российской Фемиде глаза не завяжешь... И что дальше?
- В порядке надзорной жалобы, мы обратились в Президиум Верховного суда. Но, по словам Тамары Злотниковой, Президиум, вероятнее всего, оставит решение в силе, и поэтому она согласилась помочь подготовить документы для обращения с депутатским запросом в Конституционный суд.
- А если и это не поможет?
- Если Конституционный суд РФ не защитит наши права, то о какой демократии можно говорить в нашей стране? Придется обращаться в Страссбург - в Международный суд.
- Да, Вы не "зеленый" активист, а боец-эколог...
- А что делать, если скрытно от людей продолжается строительство АЭС и, говорят, что скоро будет установлен первый реактор. Если это действительно так, то это - преступление, потому что строительство ведется по проекту, который ни разу, ни на каком этапе не проходил экологическую экспертизу. Вот только уже поэтому я считаю, что Андриану Пузановскому надо расстаться с Госдумой - не оправдал он доверия костромичей, хотя вновь собирается бороться за депутатский мандат.
Всего же по нашему избирательному округу баллотируются пятнадцать человек - от председателя областного Законодательного собрания Андрея Бычкова, до бывшего министра здравоохранения РФ Виктора Гуляшко. В том числе и председатель Комитета по социальной политике областной Думы Ирина Переверзева, которую "зеленые" поддерживали на выборах в областную Думу. Но, видимо, зря, поскольку за два последних года никакой помощи от нее в решении возникающих экологических проблем мы не получили. Характерно, что именно ее активно поддерживают в избирательной кампании структуры Минатома. Но я не собираюсь пасовать перед именитыми соперниками. Тем более, что ощущаю мощную поддержку Костромского "Яблока" и экологического движения "Во имя жизни" и буду бороться только за победу...
Беседу вел Виталий Попов
Фото Юрия Чеботарев
|