- Николай Павлович, недавно в одном из телемостов, организованном ведущей программы "Федерация" Ириной Масловой, когда разговор зашел об актуальных проблемах региональной политики, участвовавший в нем Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин сказал, что только 4% избирателей республики готовы поддержать партийный список "Яблока" на парламентских выборах, в то время как ЛДПР - около 6% избирателей, "Отечество" - 19%, а КПРФ - 21%. На Ваш взгляд, эти цифры соответствуют реальному раскладу политических симпатий?
- Информация, которую дают придворные социологи Николая Меркушкина, мягко говоря, не вполне соответствует действительности. По моим данным, "Яблоко" в Мордовии за последний год повысило свой рейтинг почти в два раза и за него готовы голосовать около 8% избирателей. Действительно, около 23% избирателей готовы отдать голоса за коммунистов, считающих себя местной оппозицией. К этой группе относятся и те избиратели, которые обычно голосуют за аграриев. Но Аграрная партия собирается идти на выборы отдельным списком, и, значит, КПРФ потеряет часть голосов. Соответствует действительности и то, что "Отечество" значительно усилило свои позиции в регионе.
- А Глава республики - с кем он?
- Коммунисты, лужковцы и аграрии - это и есть как бы коллективный портрет Меркушкина, бывшего второго секретаря Мордовского обкома КПСС, который в 1995 году незаконно пришел к власти.
- В каком смысле незаконно?
- В Международном суде в Страсбурге до сих пор лежит дело о том, насколько соответствует современным стандартам принятая в Мордовии Конституция, по которой он избирался Главой республики.
Когда Меркушкин говорит о социологических исследованиях и рейтингах, он умалчивает о своем рейтинге. По данным Института региональной политики и других авторитетных служб, изучавших рейтинги региональных лидеров в 79 субъектах РФ, Меркушкин занимает 77-е место. А придворные социологи показывают, что он, имея самый высокий рейтинг в Республике, входит чуть ли не в первую десятку российских региональных лидеров.
- Я знаю, что Вы отправляли депутатские запросы премьер-министру Сергею Степашину и вице-премьеру Валентине Матвиенко с просьбой разобраться в ситуации, возникшей в Мордовии в связи с невыплатой пенсий, детских пособий, зарплаты бюджетников. Есть ли ответная реакция?
- Дело не в последних запросах - я направляю аналогичные бумаги в течение трех лет. Дело в том, что среди других депрессивных регионов Мордовия получает на душу населения бюджетных средств больше, чем остальные - по 2,2 тыс. бюджетных рублей. Но при этом в некоторых районах по полгода не платят зарплату бюджетникам. Детские пособия - даже по полтора года. А Глава республики любит выступать в центральных СМИ и говорить, что в республике чуть ли не день в день выплачивается зарплата, и пенсии вовремя выдаются и т.д.
- Но и в ряде других регионов ситуация с бюджетными выплатами схожая...
- Да. И когда некоторые губернаторы ведут себя по отношению к людям так, да еще пытаются создавать политические партии федерального масштаба, я делаю для себя соответствующие выводы.
- Какие, если не секрет?
- У губернаторов истекает срок полномочий. Больше двух сроков, по действующему законодательству, им в своих губерниях у власти пребывать нельзя. И сейчас многие из них заерзали - стали создавать свои партии типа "Отечества", "Вся Россия", "Голос России" и т.д. Они за свою карьеру переживают, не хотят терять власть и все, что она сулит и позволяет им безнаказанно делать.
Это относится и к Николаю Меркушкину. Он же понимает, что у власти находится в полулегитимном состоянии. И помнит трагические события во время республиканских выборов 1998 года. О случившемся писали и в мордовских СМИ, и в центральных. "Комсомольская правда", например, в январе 1998 года опубликовала статью Олега Кармаза "Чисто российское убийство" на целую полосу. Тогда был убит мой отец.
Я был одним из кандидатов на пост Главы республики, выборы которого должны были состояться 15 февраля 1998 года. Баллотировался и Николай Меркушкин, занимавший должность Главы Республики. Главной причиной назначения выборов послужило разъяснение Минюста России, данное им в ответ на мой депутатский запрос. Приведу его дословно: "Последние выборы главы Республики Мордовия Конституционным собранием РМ, состоявшиеся в 1995 году, не имели юридической силы".
- И, чтобы остаться при власти, Меркушкину надо было любой ценой убрать на предвыборном этапе неугодных ему конкурентов. У него были причины для личной неприязни к Вам?
- Дело не в личной неприязни, а в устранении соперника, который мог составить ему серьезную конкуренцию в предвыборной борьбе. Он давно "точил" на меня зуб...
За день до убийства отца, 5 января 1998 года, в аппарат прокуратуры Мордовии пришел депутатский запрос, в котором я просил объяснить причины прекращения в 1994 году уголовного дела, возбужденного следственными органами республики по фактам грубого нарушения законности в акционерном обществе "Агромордовия". Председателем Совета этого АО в те годы являлся нынешний Глава Мордовии Николай Меркушкин, одновременно занимавший в то время должность председателя республиканского Фонда имущества. Мой запрос, по словам сотрудников аппарата правительства, вызвал тогда настоящий переполох в ближайшем окружении Главы Республики. А Меркушкин гневно пообещал в кратчайшие сроки разобраться с запросом и теми, кто "вновь начинает поливать его грязью".
В тот же день прокурор республики получил другой мой запрос, где я интересовался нецелевым использованием материальных и финансовых средств в АО "Ананьевское". По словам местных жителей, узнав о существовании этого запроса, председатель АО "Ананьевское" Г. Евграшкин метал громы и молнии...
А спустя сутки, в ночь с 6 на 7 января 1998 года, мой отец, Павел Медведев, проживавший в деревне Крым-Гроза, которая территориально входит в состав АО "Ананьевское", был найден мертвым возле дороги, ведущей из деревни в райцентр. Он лежал на снегу в расстегнутом полушубке, без шапки. На теле отца эксперты обнаружили 17 ножевых ранений. И все - в область сердца.
- Убийцу обнаружили?
- В содеянном сознался 29-летний житель деревни - ранее судимый за кражу и нанесение тяжких телесных повреждений Николай Саунин. По его словам, в тот день он выпивал с отцом в сарае. Затем они поссорились, Саунин схватил нож и воткнул отцу лезвие в грудь, а дальше, мол, ничего не помнит. Пьяный сильно был...
- Действительно, чисто российское убийство... И почему Вы считаете, что случившееся было заказным убийством, а не пьяной ссорой?
- У меня есть для этого веские основания. По словам Саунина, они выпили с отцом два с половиной литра деревенского самогона. Крепкого - горит, если спичку поднести, как спирт...
Только вот в чем незадача. Моему отцу, инвалиду первой группы, было 67 лет. Десять лет тому назад он упал с крыши дома, ударился головой о бетонный столб, получил сильнейшую черепно-мозговую травму и лишился глаза. И после этого он вообще не пил. Не мог. Не то чтобы литр самогонки выпить... Мама рассказывала, что когда он все-таки по праздникам позволял себе полрюмки, у него начиналась сильная головная боль и, если Саунин и затаскивал отца на застолье, то отец вряд ли бы с ним выпил. Но районные оперативники, первыми прибывшие на место происшествия, утверждают, что от трупа и от его одежды исходил сильный запах алкоголя. Хотя повторяю, отец спиртное практически не употреблял. Значит, кто-то вливал в него самогон или обливал одежду...
На похоронах друзья отца предупредили меня: "Это сигнал, Николай. Не снимешь кандидатуру, то следующей жертвой могут стать мать или жена с детьми..." И спустя три дня, 12 января, я официально снял свою кандидатуру.
- Чем завершилась эта мрачная история?
- На первом же судебном заседании Саунин отказался от показаний, которые он давал на предварительном следствии. Отрицал свою вину. Но, тем не менее, был осужден на 18 лет лишения свободы. Недавно, кстати, он прислал из места заключения моему брату письмо, в котором также признавался, что он не убивал нашего отца...
- Николай Павлович, извините, не может ли кое у кого сложиться впечатление, что в борьбе с Главой Республики Вами движет месть, эмоции...
- Я никогда не руководствовался личными эмоциями, какими-то политическими амбициями. Взгляните на почту, которая приходит от избирателей из Мордовии, - в ней стон и боль... На днях я получил коллективное письмо из поселка Зубово-Поляна, где детские пособия не выплачиваются с июня 1998 года по сей день... Многодетные семьи доведены до отчаяния. Они не могут не только одеть, обуть и приобрести школьные учебники детям, но и накормить их. А в это же время руководители Мордовии строят особняки, открывают в Москве торговые представительства. И я не могу никак добиться от правительства Российской Федерации, от Генпрокуратуры четких разъяснений по своим запросам: почему такое возможно?
В 1990 году, когда я стал народным депутатом РСФСР, мы боролись за то, чтобы колбасу из Мордовии не возили в Москву, а реализовывали в республике. Мы добились этого. Теперь же Мордовия строит в Москве торговые центры и поставляет в столицу мясо, хотя в самой республике потребление мяса на душу населения в год в два раза ниже, чем в среднем по России.
В бытность Меркушкина вторым секретарем обкома партии вручались знамена за эффективное развитие животноводства, хотя оно было одним из худших в стране. Сейчас, кстати, дела обстоят еще хуже. Но, как и в советские времена, руководство Мордовии вновь устанавливает цены на сельхозпродукцию. Например, цена одного литра молока у нас приказным путем долгое время составляла - 1 руб. 70 коп, а в соседней Рязанской области - 3 руб. 50 коп. И это при рыночной экономике... С чего бы тогда если не развиваться, то хотя бы нормально работать сельскому хозяйству?
На носу выборы, и потому заботы и нужды людей отошли у наших чиновников на второй план.
Господин Меркушкин заявляет о поддержке "Отечества", и тут же заместитель председателя правительства Мордовии возглавляет республиканский штаб. На мой взгляд, в Мордовии все идет к тому, чтобы из "Отечества" сделать партию власти, партию чиновников.
Председатель Госсобрания - один из лидеров Аграрной партии России мучается со своими проблемами.
Министр труда и занятости - по совместительству курирует избирательный штаб КПРФ... До людей ли им?
А людям надо платить зарплату, вовремя платить. Важнее у губернаторов задач на сегодня нет. Надо в сроки убрать урожай...
А политикой должны заниматься партии, движения. И не дело губернаторов оценивать партии. Наоборот, партии должны оценивать деятельность губернаторов. По основным социально-экономическим показателям Мордовия сегодня находится на одном из последних мест в Российской Федерации. И деятельность Николая Меркушкина за последние пять лет, на мой взгляд, - самая худшая из всех руководителей за всю историю Мордовии.
Но к сожалению, пока никто не заводит на Меркушкина и на других распоясавшихся губернаторов судебные дела, их охраняет статус депутатской неприкосновенности. Поэтому они и хотят остаться у власти.
Беседу вел Виталий Попов
|