Внеклассовые чтения
Развод по-кирсановски
Невелик город Кирсанов, всего-то два десятка тысяч населения. Четко спланированный во времена земства, он имеет ярко выраженный центр - торговый и административный. К нему-то каждое утро и движутся потоки деловых горожан. В семь утра - торгового люда, ближе к восьми часам - административного. И если первых - легион, вторых - несть числа.
Когда-то город и район составляли единую нерушимую территорию в составе Тамбовской области. Ельцинская доктрина самостоятельности регионов и самоуправления территорий нашла здесь свое отражение: город и район оформили "развод" и "раздел совместно нажитого имущества". Разделилась администрация, образовались две автономные структуры. Выросли, как на дрожжах, создавая все новые и новые отделы, увеличивая штаты. "Четырех этажей власти" вполне хватало десяток лет тому назад для управления городом и районом, причем два из них были полностью заняты работниками идеологического фронта - КПСС и ВЛКСМ. Ныне же многие отделы размещаются в зданиях, разбросанных по всему городу, местный "Белый дом" полон "под завязку".
Содержание двух администраций могло бы, наверное, иметь оправдание в лучшие для экономики страны времена, но не сейчас. Промышленные предприятия города простаивают месяцами, потенциал агросектора сведен к "нулю", социально-бытовая сфера теряет свои позиции. Остается одна торговля, но и она на 90 процентов представлена частным сектором, так же как и транспортные перевозки. Чем же управлять и командовать в таком случае? Да и есть ли необходимость в содержании полновесного отдела народного образования города при наличии в нем четырех школ и двух детских садов? Или не менее полноценного по штатам отдела культуры при всего лишь трех объектах? Не смешно ли?
Нет, не смешно, но грустно и обидно. Не по "карману" нынешней России и ее гражданам. А ведь примеры противоположного свойства есть, и за ними не надо ходить за моря - они рядом. Соседний город - Ртищево, что в Саратовской области, имеет население совокупно с районом в три раза большее, чем Кирсанов и район, но управляется одной администрацией. Администрирование поселком городского типа Инжавино Тамбовской области осуществляется штатом в семь человек, при населении в тринадцать тысяч душ.
Другой аспект "развода" и раздела имущества между городом и районом, также немаловажный экономически: промышленность города так или иначе ориентирована на сельское хозяйство - сахарный завод, завод по переработке молока, консервный, винный, "Сельхозтехника", "Сельхозхимия", элеватор... Чисто промышленных предприятии немного - завод "Техмаш", две швейные фабрики. Агросектор обеспечивает через свою продукцию город работой и продуктами питания, но все налоги с этих сельхозперерабатывающих предприятий поступают в городскую казну, так как они расположены в границах города. Не дает в бюджет района ничего и рынок - он городской. Думаю, это не совсем справедливо.
Не очень разумно пролегли границы и в социальной сфере - культуре, медицине... Район имеет в центре города Дом культуры, который ему не нужен, всю библиотечную систему, свою и города. Поликлиники и больницы находятся в совместном владении обеих администраций. Но беда том, что город имеет финансовую возможность оказать помощь в ремонте, а район таковой не имеет. Как следствие, ремонт вообще не производится. Надо бы помочь пассажирскому автопредприятию, но оно в большей степени работает на район.
Точки соприкосновения, причем плотные, у администраций города и района во всем, но разные интересы и разные бюджетные "карманы" мешают им работать сообща. От такого развода и раздела теряют все. В большей степени - все же район и его население.
Я вовсе не против автономии и самостийности регионов и территорий, но разумных, экономически выгодных, объяснимых другими причинами. Не против и создания каких-то новых административных структур, увеличения штатов в том случае, когда регион полностью кормит себя, отчисляет в федеральный бюджет. Но город Кирсанов и район убыточны, дотационны.
Мне кажется, что, не особенно ущемляя рамки и границы самоуправления, все же нужно установить контроль за ростом административно-управленческого аппарата на местах, за созданием новых административных формаций и автономий.
А "развод" и раздел территории и населения по-кирсановски, наверное, можно цивилизованно вернуть на исходные позиции, оформить их совместное проживание под одной крышей, то бишь под одной администрацией. И не только в Кирсанове, но и в других подобных малых городах России. Законодательно или мини-референдумом. От этого выиграют все. Экономика страны и карман ее налогоплательщика.
Валерий ЧЕРМЕНСКИЙ
г. Кирсанов Тамбовской обл.
Кино
Под гипнозом Алексея Германа
На премьере фильма "Хрусталев, машину!"
|
Двадцать седьмого августа в Петербурге состоялась премьера нашумевшего фильма Алексея Германа "Хрусталев, машину!", который оказался "не по зубам" избалованной французской публике на последнем Каннском кинофестивале. Перед премьерой режиссер трехчасовой ленты ненадолго появился перед притихшими зрителями на сцене кинотеатра "Аврора" и устало попросил их "потерпеть, не уходить" в первый час демонстрации фильма. "А потом вы и сами не уйдете", - обнадежил он. И оказался прав.
|
Никто зрительный зал не покинул. И, разумеется, не только из-за предупреждения Германа и уважения к этому талантливейшему питерскому режиссеру. Знатоки кино знали, что Алексей Герман не может сделать "халтуру", даже если бы захотел. Они знали, что его фильмы больше, чем фильмы. Картины Германа - всегда открытие нового, неизведанного, пережитого и выкристаллизованного автором. Это можно сказать обо всех немногочисленных картинах Германа - от "Проверки на дорогах" до "Моего друга Ивана Лапшина". Не стал исключением и фильм "Хрусталев, машину!", объявленный шедевром задолго до своего появления. Герман работал над этой картиной шесть лет. И еще год ушел на монтаж и печатание копий. Впрочем, у всех фильмов Германа дорога к зрителю была очень трудной. Двадцать лет пылилась на полках "Проверка на дорогах". "Лапшина" после вышестоящих многочисленных указаний отчаявшийся автор перемонтировал и изуродовал. И только когда на него за проделанную "вивисекцию" накричал его друг, режиссер "Ленфильма" Иосиф Хейфиц, Алексей Герман восстановил картину в первозданном виде. И она, к счастью, попала к зрителю неискареженной.
Вы знаете, как в Доме кино в Москве и в Санкт-Петербурге встречают искушенные зрители премьеру того или иного достойного фильма? Все встают после сеанса и стоя аплодируют. Чем длительнее аплодисменты - тем достойнее фильм. Но когда в финальных кадрах картины застывает вдалеке поезд, увозящий главного героя в неизвестную бесконечность, аплодисменты кажутся неуместными. Зрители в "Авроре" встали и молчали, словно завороженные. И, кажется, что они не просто смотрели фильм, они - его прожили, восприняли как личный опыт. И три часа, которые длится эта лента, кажутся не созерцанием, а погружением в густую сталинскую эпоху. Словно ты сам оказываешься в ней, сам становишься соучастником происходящих на экране событий, где стыд - пронзителен, а смех - смертоносен. Перед нами предстает страна тотального страха и унижения, в которой зло не просто витает в воздухе, а перенасыщает его, где смерть так же привычна и обыденна, как поглощение пищи, как сон.
Такое ощущение не оставляет зрителей и в забитом больными старом госпитале, и в странной генеральской квартире с золочеными статуями, дымящимися спиртовками, пустыми птичьими клетками, денщиками, прислугой и приживалами, и в захламленной комнате учительницы, в которой висят и лежат медицинские бинты, и в других местах , где разворачивается фабула картины. Ее странность, нарочито замедленное движение операторской камеры похожи на томительный сон о несбыточной свободе. И, пожалуй, впервые в отечественном кинематографе Алексею Герману удается мрачную сталинскую эпоху изобразить не с помощью утонченной стилистики ретро, а дешифровать ее кодами абсурдизма, иррационализма, экзистенциализма. Он словно выворачивает ее наизнанку, припечатывает действительность к позорному столбу перед судом вечности. Недаром кинокритики сравнивают Германа с Босхом - им как бы создан коллективный портрет нации, ослепленной гипнозом сталинского тоталитаризма.
И выходит, что мы не зря семь лет ждали от Алексея Германа рождения его нового кинематографического шедевра.
Виталий ПОПОВ
|
Квартплата в рамках федеральных стандартов
Тринадцатого августа, после публикации в "Российской газете", вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения". Это - очередной документ в ряду так называемой поэтапной жилищно-коммунальной реформы.(При этом отменено предыдущее постановление Правительства РФ на эту тему - № 707 от 18 июня 1996 года.) Постановление еще на шаг приближает время, когда потребители будут полностью оплачивать стоимость эксплуатации жилья и предоставляемых коммунальных услуг. Так, оно не препятствует местным властям уже сейчас устанавливать полную оплату второй квартиры, больших излишков площади жилья и тому подобного. Вместе с тем новое постановление устанавливает и серьезные меры социальной защиты жителей. Его неотъемлемой составной частью является прилагаемое "Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Какой же механизм установления размеров квартплаты предписывает постановление № 887? Ежегодно на федеральном уровне утверждаются три стандарта:
- социальная норма площади жилья;
- предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья (этот норматив не позволяет местным властям и коммунальщикам произвольно вздувать цены);
- максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (это - главный показатель для расчета субсидий).
Органами местного самоуправления утверждаются: нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, кроме тарифов на электроэнергию и газ. Пересмотру ставок и тарифов должна предшествовать обязательная экспертиза экономической обоснованности входящих в них затрат. Увеличение ставок оплаты жилья и коммунальных услуг может считаться законным только тогда, когда обеспечено предоставление субсидий всем гражданам, которые имеют на это право.
Субсидии предоставляются гражданам органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Главный принцип, на котором основано начисление субсидий, состоит в следующем. Семья не должна тратить на оплату жилья и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы) больше установленной доли своего семейного дохода. (В этом году этот федеральный стандарт равен 19%.) Остальная часть оплаты жилья и коммунальных услуг (в пределах норм) покрывается за счет субсидий.
Для самых малоимущих семей, в которых совокупный доход на человека меньше или равен прожиточному минимуму, установлено дополнительное льготное правило: собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы) не должны превышать половину минимальной зарплаты.
В настоящее время федеральный стандарт социальной нормы площади жилья равен 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи в семьях из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающих. Если семья проживает в квартире, площадь которой больше социальной нормы, это не значит, что она лишается субсидии. Площадь в пределах нормы субсидируется по общим правилам, а вот на площадь сверх нормы субсидия не распространяется. (Более того, на местах на "сверхизлишки" могут быть установлены даже повышенные ставки оплаты.)
При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов фактически предоставляемых услуг. В отношении отдельных видов коммунальных услуг могут быть введены дополнительные меры социальной защиты - в этом случае такие дополнительные меры не должны учитываться при расчете субсидий.
Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах, относящихся к жилищному фонду (включая общежития) независимо от формы собственности. Граждане, сдающие жилье в поднаем, утрачивают право на субсидию.
Порядок предоставления субсидий и перечень необходимых для этого документов утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ. Во всяком случае, в этот перечень обязательно входят справки о зарплате с места работы, а для безработных - справки из службы занятости, где они зарегистрированы.
Субсидии предоставляются в безналичной форме в виде уменьшения платежей за жилье и коммунальные услуги.
Постановление № 887 не разъясняет всех вопросов, связанных с начислением субсидий. Так, из него неясно, как соотносятся субсидии со льготами, например, для ветеранов: сказано лишь, что все действующие льготы должны учитываться. Разъяснения о применении этого постановления должен дать Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Но еще важнее, какие нормативные акты будут приняты органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Во-первых, потому, что многие вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг прямо отнесены к их ведению. Во-вторых, не секрет, что на местах выполняются именно "свои" законы и постановления, даже если они противоречат федеральным. Сейчас едва ли не в каждом городе действуют свои правила начисления жилищных субсидий. Если эти правила более выгодны для жителей, чем установленные федеральным постановлением, то все в порядке. Если же они ущемляют права граждан, то надо требовать выполнения постановления № 887.
Марина ДЖЕКСЕНБАЕВА
|