Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 34 (68) 18 сентября 1999 года

ГОСТИНАЯ (4 страница)

  • Александр Кузнецов: "Нельзя жить лучше, не прилагая усилий". Беседу вела Наталия Демина.
  • Александр Кузнецов:
    "Нельзя жить лучше, не прилагая усилий"

    Фрагменты биографии

    Александр Владимирович Кузнецов родился в 1958 году в шахтерском городе Коркино Челябинской области. В 1977-1980 годах проходил службу на Тихоокеанском флоте. С 1980 года работал на Челябинском электрометаллургическом комбинате (ЧЭМК) помощником машиниста тепловоза, машинистом тепловоза. В 1987 году окончил электромеханический институт инженеров транспорта. С 1989 по 1995 год - председатель профсоюзного комитета цеха железнодорожного транспорта ЧЭМК. С 1991 года представляет Челябинскую область в составе Центрального Совета Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР). Окончил Уральскую Академию государственной службы, юрист. В декабре 1995 года был избран депутатом Государственной Думы РФ. Является членом Комитета по труду и социальной политике. Член фракции "Яблоко". В 1996 году являлся доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ от Объединения "Яблоко" Григория Явлинского.

    Александр Кузнецов

    С Александром Кузнецовым, депутатом Госдумы, руководителем Челябинского "Яблока", я познакомилась в Отрадном на съезде. Красивый, мудрый, ироничный человек, чем-то похожий на Джеймса Бонда, сильно развеселил меня, начав нашу беседу вопросом: "А на какую разведку Вы работаете?" В ходе шутливого допроса оказалось, что Александру довелось работать машинистом тепловоза.

    - Скучаете ли Вы по кабине машиниста и стуку колес?

    - Я довольно долго водил поезда и пошел работать по этой специальности во многом потому, что мои родственники были связаны с железной дорогой. Мне казалось, что машинист тепловоза - это мужская профессия. И это так и есть. А, знаете, какая красота вести состав зимой сквозь причудливую игру снега.

    - Что Вы думаете о "Яблоке"?

    - Что такое "Яблоко"? Партия, в которой я просто живу. И, как любая партия, "Яблоко" - коллектив людей, которых связывают некоторые общие основополагающие позиции и понятия. Все мы считаем, что мы - личности и, надеюсь, что, во всяком случае в "Яблоке", это так и есть на самом деле. А потому полагать, что все будет только так, как ты хочешь, -- подход эгоиста. Не все в "Яблоке" меня устраивает, не все делается так, как хотелось бы мне. Но если ты чувствуешь свою правоту и можешь ее доказать - доказывай. Не удалось доказать, остался в меньшинстве - становись сильным, добивайся своей правоты. Но без интриг, скандалов и истерик - надо работать. Судя по опыту своей прежней работы и опыту становления челябинского "Яблока", могу сказать, что для достижения успеха надо просто ежедневно творчески работать. Тебе может казаться, что успеха нет - неделю, месяц, год. Позже, на каком-то этапе, начинаешь понимать, что если бы не работал каждый день, то не было бы даже того, чего ты уже добился. Можно, конечно, возмущаться и задавать вопросы, но главное - искать ответы и делать что-то конкретное. Отсюда, наверное, и мой главный лозунг: "Нельзя жить лучше, не прилагая каких-то усилий".

    - У Вас есть надежда, что жизнь в России станет лучше? Может, ничего не изменится потому, что народ такой подобрался глупый и терпеливый...

    - Нет, не глупый он. Народ, хоть и грамотный, но, по разным причинам, не умеет защищать себя и свои права. Не умеет, не хочет или боится. Или сразу и то, и другое, и третье.

    К сожалению, в нашей замечательной стране мало честно трудиться - учить, лечить, работать на производстве, - порой необходимо вырывать из глотки то, что заработал. Поэтому я считаю, что если не наше поколение, так наши ребятишки научатся защищать свои права - жизнь их заставит и научит. Вот тогда у нас потихонечку все станет меняться. Тогда, когда пройдет всеобщая боязнь защищать свои права.

    - Что бы Вы ответили рабочему на вопрос: "Зачем нужна вообще Государственная Дума? Может, в ней собираются дармоеды?"

    - Когда встречаешься с трудовыми коллективами, где людям месяцами не выплачивают зарплату (а я встречаюсь с коллективами независимо от того, выгодна мне эта встреча или невыгодна), то работяги, которые не знают, кем я был до 1995 года, задают подобные вопросы. Я им обычно говорю: "Ребята, я вам могу набросать гораздо больше вопросов, потому что я бываю во многих коллективах. До избрания депутатом работал в такой же грязной фуфайке".

    Задают на встречах и вопрос в лоб: "За что вам, депутатам, платят приличные деньги?" А, действительно, за что? Я отвечаю, что Государственная Дума нужна для того, чтобы слушать людей и пытаться в рамках законотворческой работы писать такие законы, которые защищали бы интересы каждого человека.

    Если ты депутат и получаешь зарплату, то ты должен делать качественные законы, закладывая в них базу на будущее. Чтобы у людей был перед носом закон, строчка в законе и он мог показать ее судье и сказать: "По этому закону мне должны выплатить зарплату". Мы получаем зарплату за это, а не за то, чтобы строить песочницы, красить заборы, наливать по сто грамм, раздавать тушенку. К сожалению, многие депутаты покупают голоса избирателей.

    - Стали ли Вы богаче после того, как стали депутатом?

    - Богатство бывает разное.

    Я стал богаче - за счет опыта, общения с людьми, многие из которых безусловно имеют более серьезное образование, богатый жизненный, политический опыт, опыт работы в коллективе. За счет этого я стал богаче. Что касается финансовой стороны вопроса, что тоже важно, то, думаю, я не обогатился. Если бы вы выключили диктофон, я бы стал рассказывать, что купил осеннее пальто, что раньше у меня была машина (я ее продал, и мы ее дружно всей семьей проели). У меня ничего не появилось, за исключением депутатской квартиры. Если показать налогоплательщику чистую арифметику, сколько что стоит, то это более дешевый вариант, чем проживание депутата в гостинице или служебной квартире.

    - Чем для Вас является политика?

    - Политика для меня - это попытка привнести хотя бы небольшую лепту в то, чтобы правила игры были более справедливыми, чем сейчас. В России люди любят справедливость - правила, при которых человек мог бы сегодня выжить, а завтра жить хотя бы чуть лучше. Наверное, это наивно. Меня как-то группа бизнесменов пригласила на встречу (это было давно). Спросили: "Если ты скажешь честно, зачем ты этим занимаешься, мы тебе поможем стать мэром, дадим денег". Я ответил: "Если коротко - я занимаюсь этим для того, чтобы мой сын жил хотя бы чуть лучше, чем я". Они решили, что я с ними был неискренен.

    - Денег не дали?

    - Не дали, да я и не просил. Я просто хотел встретиться с ними, поговорить.

    - Бытует мнение, что политика - грязное дело. Можно ли в ней оставаться чистым человеком?

    - Думаю, что политика такое же дело, как и все другие. Если ты вляпался в грязный коллектив, и вокруг тебя грязные люди, и ты с этим соглашаешься, значит ты занимаешься грязным делом. А если у тебя приличное дело в приличном коллективе, то ничего грязного в этом нет. И еще один момент. Я считаю, что не без участия СМИ, не без участия небедных людей, владеющих этими СМИ, создается общественное мнение, что политика - дело грязное. При этом эти небедные люди сами пищат, но лезут во власть. Я думаю, что это делается умышленно, чтобы не было конкуренции, чтобы им не мешали идти во власть. Им это выгодно. Создана легенда "о грязном деле": зачем вам в ней самим участвовать, давайте мы за вас покопаемся в грязи.

    - Изменился ли Ваш характер после того, как Вы стали заниматься политикой?

    - Думаю, по большому счету, сохранился. Сохранились настойчивость и настрой добиваться того, что мне кажется правильным. Конечно, я изменился: стал больше взвешивать свои поступки, пытаюсь быть более мудрым, пытаюсь понять, что мое мнение - хорошо, но и мнения других тоже имеют право на существование.

    - Вы стали более терпимым?

    - Может быть. Надо учитывать все мнения, но от своих принципов отступать нельзя. Если ты видишь, что в каком-то коллективе, в какой-то ситуации на тебя давят, заставляют изменить свои принципы, то надо уходить из этого коллектива, надо бросать эту работу.

    - "Яблоко" - это единство в многообразии?

    - Есть и то, и другое. Есть все. Я считаю, что наличие разных людей полезно для партии. Если бы мы были все одинаковые, то "яблочный" организм трудно было бы назвать живым. У нас не было бы прогресса и дискуссии. Хотя, на мой взгляд, дискуссия по партстроительству в Объединении несколько затянулась. В этом деле необходимы прилив свежей крови и четкое разграничение функций, разделение фронта работ на части. Надо больше доверять эти направления другим людям.

    Я наблюдаю кадровый состав "Яблока", наших региональных лидеров. Довольно многие из моих коллег не востребованы. Это - беда многих партий, потому что создается монополия на некоторые направления, и разрушить ее очень тяжело. А монополисты - такие же живые люди, у них в сутках - 24 часа, они не успевают делать все.

    - Может быть те, у кого есть идеи, должны сами их осуществлять, а не ждать, когда позовут?

    - Это безусловно. Я думаю, что сегодня перед выборами нам не надо заниматься всякими разборками. Каждый на своем посту пусть отвечает за то направление, которое ему поручено перед выборами: будь это региональная организация или комитет Госдумы. Необходимо делать все возможное, чтобы добиться результата, чтобы наше влияние к следующим выборам стало более весомым.

    - Как Ваши земляки относятся к "Яблоку"?

    - На прошлых выборах "Яблоко" в городе Челябинске заняло первое место, Я не переоцениваю работу нашей организации, я думаю, что во многом это за счет популярности лидера. Но мы внесли небольшую лепту в ведение избирательной кампании. На будущих выборах успех этот надо закрепить, что сделать будет не очень просто. Не все помнят, что Явлинский работал в "Челябинскугле", но многие думают, что он родом из Челябинской области. Он знает, что такое Южный Урал, бывал у нас не раз, объездил практически все крупные города Челябинской области. Его знают и считают своим человеком.

    - Челябинск - особенный город для Вас?

    - "Каждый кулик хвалит свое болото". У нас замечательный город, замечательные люди, там более свежий, чем в столице, ветер, более теплые отношения.

    - В Москве они холодные?

    - Я бы сказал, более сложные.

    - Что Вам нравится в Явлинском?

    - Нравится то, что некоторые, наверное, посчитают недостатком. Он - не очень жесткий человек. Мне нравится, что он тщательно взвешивает многие вещи, прежде чем принять решение. Он очень внимательно относится к людям и не умеет с ними быстро расставаться. Он довольно терпеливый человек, я думаю, что это является больше плюсом, чем минусом.

    - Он может быть президентом России?

    - Конечно, хотелось, чтобы он (или такие, как он) был бы президентом России. Я убежден, что если бы Явлинский занимал более влиятельный пост в нашей стране, то всем было бы лучше. Мы же видим, кто приходит в Думу, кто сидит в ложе правительства, кто сидит в ложе президента. Когда ты знаешь на протяжении ряда лет Явлинского, других депутатов нашей фракции, знаешь, какие они специалисты и какие люди, то возникает вопрос: в чем же дело, почему в этих ложах сидят люди, которые уступают нашим и в умении, и в знаниях, почему они во власти, а наши - нет?

    - Вы могли бы быть министром?

    - Я думаю, что кадровая политика должна быть очень серьезной, и если говорить по большому счету, то уровня настоящего министра я еще не достиг. Если же судить по уровню министров и чиновников нашей исполнительной власти, то, конечно, можно пофантазировать. Но я повторю, что люди в исполнительной власти - министры - должны быть более подготовленными. Не так, чтобы одни Сидоровы пришли, другие ушли.

    - Расскажите о Вашей семье.

    - Семья у меня замечательная. Сын Володя окончил 3 класс, пошел в 5-й, в среднюю школу. Учится хорошо. Когда он был еще совсем маленьким, Явлинский приезжал к нам и написал ему в книжке: "Учись получше, слушайся старших". Сын все эти наказы выполняет, старших слушается.

    - Занимаетесь ли Вы каким-нибудь спортом?

    - Когда я работал на заводе, то на протяжении ряда лет катался на спортивном велосипеде (он у меня до сих пор стоит в гараже), ходил два-три раза в неделю в плавательный бассейн. В пятидесяти метрах от дома - бор, замечательные лыжные горки. У меня была система: каждый день я шел либо в бассейн, либо на лыжные горки. Сейчас на спорт нехватает времени. Полтора года назад я купил тренажер, и на нем занимаюсь каждый день по десять минут.

    - Что Вы читаете для души?

    Читаю нечасто и только то, что недолго - небольшие рассказы Шукшина, что-то легкое. Обычно ты делаешь в свободное время то, что тебе не достает. Если было много общения, то хочется уединиться, если целый день читал что-то серьезное, то на досуге хочется почитать, чтобы от всего отвлечься. Раньше, когда не был депутатом, читал больше. Сейчас в Комитете по труду и социальной политике я занят разработкой ряда законов. Приходится больше читать всякие бумаги Центризбиркома, многочисленные документы.

    - Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности как законодателя...

    - Около двух лет в Комитете я занимался законом "Об упорядочении оплаты труда работникам организаций бюджетной сферы". Сейчас - законом "О своевременной выплате заработной платы". Совет Федерации наложил на него вето, была создана согласительная комиссия, я являюсь ее председателем и надеюсь, что до ноября нам удастся принять согласованный вариант закона. Есть наработки и по другим законам. Если удастся продолжить работу в Думе, то буду готовить закон, регламентирующий соотношение зарплаты руководителей и работников, - особенно на предприятиях, где государство владеет контрольным пакетом акций либо доля государственного капитала велика. Не должно быть так, чтобы руководитель получал 20000 рублей в месяц, а работники - 500 рублей. Я знаю, что подобный закон есть в ряде стран, в некоторых субъектах федерации есть нормативные акты рекомендательного характера, поэтому это соотношение должно быть не догматичным, а плавным, ступенчатым.

    - Если бы Вас попросили выбрать музыку для гимна "Яблока", чтобы Вы предложили?

    - Насчет музыки ничего не скажу, не знаю. А гимн мы, наверное, придумаем, когда победим на выборах в Госдуму и успешно выступим на выборах президента. Тогда у нас точно найдется время на сочинение гимна.

    Беседу вела Наталия ДЕМИНА