Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 34 (68) 18 сентября 1999 года

ЗЕРКАЛО (2 страница)

  • Усам Оздемиров. Мусульманам выбирать. Между четками и автоматом
  • Дмитрий Усов. Не затянешь тонкой тиной гладь бюджетного пруда
  • Влад Григорьев. Чечня превращается в Запорожскую Сечь
  • Мусульманам выбирать. Между четками и автоматом

    История любых религий изобилует фактами противоборства различных течений и сект, амбиций тех или иных духовных лидеров, претензий на исключительное знание истины. Святая инквизиция в средние века выжигала ересь жестокими пытками и казнями. Выяснение отношений между католиками и протестантами выливалось в религиозные войны. К непримиримому расколу общества привели в России церковные реформы Никона (борьба со старообрядчеством). На чувствах верующих играли политики и власть предержащие, разжигая в гражданах религиозную нетерпимость и ненависть к неугодным. Религия, проповедующая добро, любовь к ближнему, благочестие, смирение перед властью Всемогущего, при соприкосновении с низменными человеческими страстями становится подчас слепым орудием борьбы за власть, за самоутверждение, за присвоение земных благ.

    1

    Наблюдая за бурными всплесками религиозных страстей на Северном Кавказе, несложно понять, что переплетение противоречий между разными ветвями ислама, нерешенных проблем политики, экономики и социальной жизни грозят опасным нарастанием напряженности. Для начала было бы полезно разобраться в особенностях исламского течения суфизма, принятого в Чечне, Дагестане и других северокавказских республиках, и ваххабизма, пытающегося завоевать свое место под кавказским солнцем.

    "Аскетические идеи суфизма, - пишет кандидат философских наук Саид-Усман Яхиев, - как метода мистического познания Бога возникли почти одновременно с исламом. Но само течение сформировалось несколько позднее - к середине VIII - началу IX века". Характерными чертами практики раннего суфизма было размышление над смыслом Корана, строгое следование его предписаниям и Сунне Пророка в повседневной жизни, многократные дополнительные молитвы, бдения и посты, аскетизм. К концу XVIII века окончательно оформились такие ключевые элементы суфийской практики, как зикр (восхваление Аллаха), уединение (халва), прочно утвердился культ "святых" (эвлия). Ритуал зикра имел и имеет большое значение в жизни суфия, являясь основным компонентом его пути достижения конечной цели - состояния "фана", то есть исчезновения "Я" в Божественной Природе. Культ "святых" и связанных с ним мест и реликвий, по словам С.-У. Яхиева, нашел благодатную почву в доисламских верованиях народов Северного Кавказа, куда суфизм накшбандийского толка проник еще в XII веке через Дербент и укрепился среди чеченцев, ингушей и дагестанцев. В момент проникновения учение преломилось через народные доисламские верования, в которых значительное место отводилось почитанию могил предков, оролатрии (культу гор) и различным анимистическим представлениям. Суфийские братства пережили суровые преследования со стороны царских властей, а затем со стороны советской власти. В условиях подпольной и полулегальной религиозной деятельности складывались различные суфийские тарикаты (толки) со своими догматическими принципами и обрядовой практикой.

    К примеру, в Дагестане кроме накшбандийского братства в наши дни функционируют такие тарикаты, как кадирийа, шазилийа, имеющие последователей и духовных отцов (шейхов) в различных районах. Основная характерная черта поведения суфийских братьев в Республике Дагестан, как пишет доктор философских наук Магомед Вагабов, состоит в том, что они не находятся в открытой оппозиции к существующему политическому строю республики, действуют в пределах закона, занимаются исполнением своих религиозных обязанностей согласно уставам.

    В религиозной жизни республик Северного Кавказа в восьмидесятых годах появилось новое суннитское направление - ваххабизм. Его проникновение началось по линии миссионерской деятельности, и сразу обнаружились некоторые разногласия и расхождения между ним и традиционно проповедуемым в этом регионе суфизмом. Сами последователи ваххабизма называют себя "саляфистами" или "таухидистами" (единобожниками). Ваххабизм возник в середине XVIII века на территории Саудовской Аравии как движение за возвращение к первоначальному исламу. Основатель нового учения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1787) после долгого путешествия по местам проживания мусульман пришел к выводу, что верующие отошли от главного принципа ислама о единобожии (таухид), поклоняясь святым и вводя различные новшества. Согласно учению саляфи, существуют многочисленные виды "новшеств", среди которых особое место занимают те, что делают человека неверным: мольба, просьба о помощи у мертвых. Греховным и запретным нововведением считается обращение к посредничеству мертвых для приближения к богу, намаз, обращенный к могилам, обет и жертвоприношение им, строительство на них куполов или мавзолеев. Чрезмерное признание и почитание праведников, сподвижников и святых, по мнению ваххабитов, приводит к передаче атрибутов Единого Бога его творениям. Фактически все эти обвинения своим острием направлены против суфизма, его многочисленных братств и введенных ими новшеств. Суфии не видят в культе "святых" противоречия с исламской догматикой. Ученик возносит духовного учителя (устаза, шейха), выделяя его из остальной массы верующих, и приписывает ему свойства святости, видя в нем тот идеал, к которому надо стремиться. Почитая его как проводника на пути познания Всевышнего, ученик ни в коем случае не возводит его в ранг Бога.

    Объектом критики ваххабитов является и главный элемент суфийской практики - зикр. Он воспринимается и как проявление излишеств, привнесение ненужных элементов в процесс восхваления Аллаха, и как своего рода экзотика, чуждая принципам классического ислама. Но для суфиев зикр - это своеобразный путь восхваления Бога, несущий, по их мнению, основную смысловую нагрузку всего тарикатского учения.

    Одним из главных положений ваххабизма является идея о "священной войне" (джихаде) против многобожников и мусульман, отступивших от изначального, "истинного" ислама. Здесь мы вплотную подходим к поиску объяснения истоков дагестанских событий, страшным эхом отозвавшихся и в Москве. Басаеву и Хаттабу так легко удалось собрать под знаменем джихада тысячи сторонников не потому, что местная молодежь фанатично предана идеям ваххабизма, и не потому, что они не видят будущего Чечни и Дагестана вне союза с Саудовской Аравией, Кувейтом или Турцией. По мере обострения социально-экономической ситуации и сопутствующего увеличения числа ущемленных в материальном отношении граждан в мусульманских регионах страны идеи ваххабизма (щедро финансируемые) все больше будут пользоваться симпатиями населения. Нужно заметить, что последователи аль-Ваххаба проповедуют суровую простоту нравов, резко выступают против стяжательства и роскоши. Их лозунги отвечают настроениям верующего населения, связывающего свои надежды на возможное улучшение положения с установлением исламской формы правления. Не вина простых людей, что деструктивные силы используют эти настроения в качестве прикрытия своих амбициозных устремлений. В этом регионе активно действуют политические силы, пытающиеся эксплуатировать настроения населения в интересах решения своих эгоистических задач в борьбе за власть.

    Трудно примириться с тем, что сегодня в Дагестане фактически льется кровь из-за идейных разногласий. Ведь в Коране - священной книге всех мусульман - говорится: "А если кто убьет верующего умышленно, то воздание ему - ад, для вечного пребывания там" (4:93). Россия, конечно, обязана защищать свои границы от вторжения любых агрессоров, какими бы идейными соображениями те ни руководствовались. При этом было бы верхом неразумия оказывать вооруженную поддержку последователям какого-либо течения ислама. Дистанцируясь от религиозных споров, официальная власть должна распознавать корни проблем и создавать все условия для того, чтобы любые споры решались на цивилизованной основе. Не путем военных конфликтов, а мирными средствами, с привлечением широких кругов верующих, институтов народной дипломатии и применением массовых разъяснительных акций.

    Усам Оздемиров


    В продолжение темы

    Не затянешь тонкой тиной гладь бюджетного пруда

    Всем нам хочется верить, что сегодняшние проблемы в один прекрасный день развеются, что "будет завтра лучше, чем вчера". Очередной бюджет страны дает возможность заглянуть одним глазком в ближайшее будущее. Депутаты Государственной Думы РФ изучают его проект не из простого любопытства. Им предстоит в ближайшие месяцы обсудить, согласовать и утвердить или отклонить предложенные правительством РФ параметры следующего финансового года. Мы поинтересовались мнением на этот счет депутата Госдумы Алексея МИХАЙЛОВА (фракция "Яблоко").

    - Как Вы оцениваете показатели правительственного проекта бюджета-2000? Велики ли шансы его принятия в текущем году?

    - Бюджет, в основном, реалистичен. Хотя мало верится в рост ВВП в 2000 году на 1,5%, скорее будет небольшой спад. Но это мало влияет на объемы доходов и расходов. Правильно рассчитан дефицит. Если его увеличить, то источником покрытия недостатка средств может стать только эмиссия (в долг взять больше неоткуда). Это привело бы к резкому росту инфляции и подорвало бы переговоры о реструктуризации внешнего долга России. Если уменьшить - то сократятся расходы, а в последующем уменьшатся и доходы бюджета (это уже эмпирическая, не раз проверенная опытом России закономерность).

    Конечно, хочется в условиях банкротства страны после 17 августа 1998 года принять решение о моратории на рост внутреннего и внешнего долга (брать не больше, чем необходимо для того, чтобы отдавать). Но такие задачи ставятся обычно в условиях экономического роста. У нас будет спад, то есть мы еще более урезаем и без того нежирный кусок, лишь бы не увеличивать долг. Думаю, это слишком жесткое решение, которое отрицательно повлияет на экономическую конъюнктуру, замедлит реализацию некоторых важных шагов социальной политики и затруднит ход переговоров с международными организациями (сокращение дефицита им надо "продавать", а не "дарить").

    Правительственный вариант бюджета на 2000 год инерционен, мало отличается от прошлых. Нет решительных шагов по снижению налогов, которые могли бы оживить экономику и способствовать сокращению ее теневого сектора. Нет решительного поворота к решению социальных проблем. Наконец, фактическая война с Чечней практически не нашла отражения в проекте. Для того чтобы ликвидировать эти недостатки, фракция "Яблоко" разработала свой проект федерального бюджета. За счет экономии по другим статьям именно по этим направлениям предлагаются большие шаги вперед.

    Еще одна проблема бюджета-2000 - его непрозрачность: получатели средств указаны не более, чем в трети случаев, а кому предназначены две трети их - неясно. И это - в ситуации высокого недоверия к кремлевскому начальству (да еще в последний год перед его перевыборами). "Яблоко" предлагает схему полностью прозрачного бюджета, по образцу того, который по инициативе "Яблока" был принят в Питере.

    Что касается перспектив рассмотрения проекта бюджета-2000 в Госдуме, то думаю, что он так и не будет принят этим составом депутатов. Коммунисты не рискнут отклонить его, но и голосовать "за" во время избирательной кампании им тоже не хочется. Скорее всего, они прибегнут к длительным согласованиям в комиссиях, лишь бы не доводить дело до голосования. А правительство такая ситуация может вполне устроить: больше возможностей для произвола.

    - Какими будут социально-экономические последствия в случае принятия бюджета-2000 в предложенном правительством варианте?

    - Если из-за непрозрачности бюджет не будет фактически разворован в период перед президентскими выборами, то в лучшем случае ничего не изменится. Да проект правительства и не отличается амбициозностью. Фактически он пытается консервировать сложившиеся тенденции экономического развития и выражает слабую надежду на продолжение оживления экономики. Впрочем, последнее - скорее политическое заверение, чем расчет, так как плюс-минус пара процентов по ВВП на основные показатели бюджета сильно не повлияет при инфляции, которая выражается десятками процентов.

    На самом деле в выборный год и невозможно принимать амбициозный бюджет. Но вот новый президент и новое правительство просто обязаны будут начать с этого.

    Свое мнение по обсуждаемой теме заместитель председателя Объединения "Яблоко" Сергей ИВАНЕНКО высказал на канале НТВ, в передаче "Большие деньги" (12 сентября 1999 года).

    - Фракциям невыгодно сейчас выражать какую-либо определенность при голосовании по бюджету. Потому что любое акцентированное решение "за" или "против" требует определенных аргументов и может явиться "подударным" с точки зрения предвыборной кампании. Поэтому на острые, резкие действия, которые связаны либо с принятием, либо с абсолютным отклонением проекта правительства, основные фракции не пойдут.

    Ведущий программы "Большие деньги" Игорь ПОТОЦКИЙ справедливо замечает, что сам по себе основной экономический документ никого не интересует. Это и не бюджет экономического роста, с заложенным в нем полуторапроцентным увеличением ВВП, и не бюджет резкого падения. Как сказал на инвестиционном форуме в Москве Юрий Лужков, предложенный вариант позволяет только выплачивать долги. В общем, почти бухгалтерский баланс большого предприятия. Но при этом главный финансовый закон будущего года не перестал быть документом политическим. Просто такова реальность. Он очень похож на складывающийся сегодня политический спектр, в котором доминируют центристы. Какой бы то ни было идеологии он не имеет. Это такая тихая гавань или болото, кому как нравится, в центре которого можно отдохнуть и от коммунистического реванша, и от либеральных реформ.

    Дмитрий Усов


    Чечня превращается в Запорожскую Сечь

    "Принципиальное политическое отличие этой войны от чеченской в том, что местное население поддерживает федеральные войска. Но эту поддержку мы можем потерять, если боевики спровоцируют нас на уничтожение целых провинций Дагестана", - об этом 9 сентября заявил Алексей Арбатов, депутат Государственной Думы, член фракции "Яблоко", зампредседателя Комитета Думы по обороне.

    Учитывая опыт чеченской войны, правительство должно было формировать спецчасти для ведения буквально хирургических военных операций по ликвидации боевиков, которые уничтожали бы террористов, по возможности не задействуя авиацию и тяжелую артиллерию, не разрушая все вокруг и не упуская виновников, отметил А. Арбатов. По его мнению, тактика, которую избрали федеральные войска в Ботлихском районе, заложила основы для "увязания" в Дагестане.

    В случае сохранения федеральными войсками этой тактики события, по мнению А. Арбатова, могут развиваться по следующему сценарию: "Боевики будут захватывать село за селом и заставят наши войска бомбить эти села. Возрастет число беженцев. Если так будет продолжаться, население, в конечном итоге, настроится против нас. Внутри Дагестана произойдет раскол. Возникнет конфликт между дагестанскими элитами и центральной властью, - мы получим одну большую сплошную зону нестабильности и войны. Зона побережья Каспийского моря, важная, кстати, и с экономической точки зрения, превратится в зону бедствия".

    Касаясь информации о потерях федеральных войск, А. Арбатов отметил, что "поначалу людей берегли, но потом из-за политического давления Москвы сменили тактику, и потери возросли". В то же время информация о потерях боевиков, по данным А. Арбатова, не всегда соответствует действительности. Потери федеральных сил в Ботлихском районе в среднем в три раза больше, чем у боевиков, утверждает депутат.

    А. Арбатов считает, что корни нынешней проблемы в том, что не решен вопрос о Чечне. "Мы пожинаем плоды бездействия в течение трех лет после чеченской войны. Правительство должно было решить для себя, сохраняем мы Чечню или нет в составе государства. Мы не можем позволить, чтобы она была Запорожской Сечью, из которой будут непрерывные набеги", - заключил А. Арбатов.

    Влад Григорьев