Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 27 (61) 7 августа 1999 года

2 страница

  • Интервью с депутатом Госдумы, заместителем председателя фракции "Яблока" Сергеем Иваненко
  • Создан штаб. Межрегиональный, Дальневосточный
  • У.Оздемиров. Долги тяжкие. Нашим внукам мало не покажется. От альянса с МВФ
  • "Любовь и дружба в политике обычно плохо заканчиваются"

    Ради некоммунистического большинства в новой Думе "Яблоко" готово делить округа даже с "Правым делом"

    На время отпуска Григория Явлинского Сергей Иваненко, вице-лидер думской фракции "Яблоко", принял на себя основную тяжесть межпартийных консультаций о разведении кандидатов по округам с остальными некоммунистическими силами. Большинству, конечно, запомнился его не вполне удачный контакт с руководителем предвыборного штаба <Отечества> Георгием Боосом, едва не обернувшийся полным разрывом отношений с Юрием Лужковым. Однако подлинным предметом переговоров Иваненко было оформление <еще на берегу>, до дня голосования, грядущего некоммунистического большинства в новом составе Думы. Подробности этих переговоров Сергей Викторович и поведал в интервью корреспонденту <Сегодня> Сергею Мулину.

    Сергей Иваненко

    - Сергей Викторович, Вы называли "Яблоко" и "Отечество" стратегическими партнерами со взаимодополняемыми электоратами. В результате, когда вы с Боосом сели за стол переговоров, он сказал, что никакого соглашения с вами подписывать не будут, потому что <Отечество> - не филиал <Яблока>, и далее по полной программе: Дружить с вами как с партией никто не хочет?

    - Ну, я бы не стал драматизировать. Насчет любви и дружбы надо совсем в другую сферу жизни обращаться. В политике и то и другое встречается крайне редко и обычно плохо заканчивается. Резонанс от наших консультаций с руководителем предвыборного штаба <Отечества> во многом был вызван отсутствием новостей в летний период и помещением этого события в разряд сенсаций. Ситуация выглядела следующим образом: 13 мая мы направили Юрию Лужкову проект соглашения о разведении кандидатов по округам:

    - Я читал этот текст. В нем нет ничего конкретного: ни списка округов, ни фамилий кандидатов от "Отечества" и "Яблока":

    - Да. Мы направили рамочное соглашение, где предлагалось начать и переговоры, исходя из наличия раздела одномандатных округов поровну. Ведь проще не выдвигать кандидатов, чем потом их снимать. Сегодня мы считаем, что время ушло, и этот проект стал, по сути дела, историей. Именно это мы и обсудили с Георгием Боосом. По сути, мы внесли ясность: соглашение такого типа с <Отечеством> не может быть масштабным и рамочным, охватывающим всю Россию.

    - Но если невозможно взаимное снятие кандидатов, о чем вообще речь?

    - Существует второй уровень взаимодействия. По каждому конкретному округу мы будем смотреть индивидуально: где сильный кандидат от "Яблока" и слабый от <Отечества> - нет проблемы, идем на выборы отдельно, считая, что сильный все равно выиграет. Но если там два сильных кандидата, способных растащить голоса, а проходит какой-нибудь жириновец, то, безусловно, в этом конкретном случае мы приложим все усилия для того, чтобы не допустить распыления электората. Такого рода работа более сложная, но она будет проводиться.

    - С кем еще, кроме "Отечества", вы готовы договариваться о разводке кандидатов?

    - Я встречался и с Олегом Морозовым, координатором "Всей России", и с Аркадием Мурашовым, одним из руководителей кампании в <Правом деле>,- у нас был хороший конструктивный разговор, так же, кстати, как и с Боосом. Будем ли мы снимать кандидатов? Будем, если кто-нибудь из <Всей России>, либо из <Правого дела>, либо просто сильный независимый кандидат может выиграть у нашего, и возникнет реальная опасность прохождения выдвиженца тех сил, которые всем нам нежелательны. - Понятно, коммунисты, националисты, бандиты: Кстати, кого вы считаете националистами, РНЕ? - Илюхин, Баркашов, Макашов: - А криминальные элементы, это кто? - Выборы 1999 года будут качественно отличаться от выборов 1995-го. Тогда криминальный мир особо активного участия в думских выборах не принимал. Во многом, кстати говоря, исходя из представления, что Дума является каким-то второстепенным органом. Сейчас силы полукриминальные и криминальные, которые имеют деньги и влияние в регионах, уже стремятся в Думу. Как правило, это делается по одномандатным округам, и на борьбу с такими <независимыми> депутатами тоже будет направлено наше соглашение. - На днях Сергей Степашин пообещал, что МВД подготовит к выборам списки людей не только с криминальным прошлым, но и с криминальными перспективами. Вы как это поняли? - Я никак это не понял. Люди с криминальным прошлым - это те, у кого была судимость, хотя простое наличие судимости и не является автоматическим признанием его перед избирателями человеком негодным. А человек с криминальными перспективами? Если исходить из теории Ломброзо, то можно просто фотографии смотреть и вглядываться в очертания лица, черепа: Если говорить серьезно, то мы, безусловно, по всем каналам, в том числе через ФСБ и МВД, проверяем своих кандидатов и имеем представление о тех людях, которые конкурируют с нами. Мы не всегда можем публично говорить о том или ином кандидате, что он связан с преступным миром, но часто это знаем.

    - Вы ограничили список переговорщиков тремя блоками, исключив НДР. Почему?

    - Мы не исключаем того, что можем вести переговоры и с НДР, но они пока еще сами мечутся между разными возможностями. Если примут решение идти самостоятельно и у них будут сильные кандидаты, мы будем проводить консультации и с ними. - А это не потому, что Рыжков-младший обидел "Яблоко", приписав его к левым партиям? Дескать, раз у них есть социал-демократическое крыло, значит - левые: - Некоторые политики очень любят жонглировать словами "правые" или "левые" - это смотря как стоять.  Это, может быть, только по молодости, потом они научатся: Если говорить о политическом спектре, то для России такое деление пока еще преждевременное. Я, например, не уверен, что КПРФ является левой силой в классическом смысле. Не думаю, что ее примут в Социнтерн. Внутри нашей компартии есть большая и влиятельная группа откровенных националистов, которых во всем мире относят к правым. Любители, конечно, могут рассуждать в рамках таких категорий, но на самом деле у нас существует четыре группы политических сил: коммунисты, националисты, партия власти (в частности, НДР, отчасти его заменяет <Отечество> Лужкова, губернаторские блоки) и партии гражданского общества, демократические:

    - Традиционно находящиеся в меньшинстве!

    - Не думаю. По моим самым грубым прикидкам, социальная опора делится примерно поровну между всеми четырьмя политическими силами - по 20-25 процентов голосов. Все зависит от того, как провести кампанию, и от того, сколько партий будет на одном электоральном поле. Если у коммунистов будет одна колонна, они получат 25 процентов, если две, то 15 плюс 10. Если на демократическом поле будет десять партий, то они все наберут соответственно по 2 процента.

    - И сколько у нас будет партий гражданского общества на выборах?

    - Реальные шансы пройти пятипроцентный барьер есть только у "Яблока". Может быть, <Правое дело> путем сверхчеловеческих усилий сможет преодолеть эту планку. Мы, кстати говоря, к этому относимся спокойно. С <Правым делом> в Думе мы сможем договориться по многим экономическим законам.

    - Вы хотите сформировать некоммунистическое большинство в новой Думе. Это 225 голосов плюс один или 2/3?

    - 226 голосов. Я считаю, что влияние коммунистов в Думе будет меньше, они уже не получат контрольного пакета. Консультации относительно формирования некоммунистического большинства важны по двум причинам. Первая: сейчас, на берегу, это просто сэкономит время для развертывания работы Думы, ведь на следующий день после 19 декабря начнется президентская кампания. Вторая: в Думе обязательно будет, с моей точки зрения, 100-150 человек так называемого болота - депутатов, которые будут ориентироваться на победителя. Если некоммунистические силы войдут в Думу с очень сильными противоречиями, то ориентация этих 100-150 депутатов может вновь сместиться к левым.

    - Можно ли сказать, что если большинство в Думе будет некоммунистическим, то она уже не будет предвыборным штабом одного кандидата в президенты, конкретно от КПРФ?

    - Безусловно. И в этом на самом деле одна из главных задач формирования некоммунистического большинства.

    "Сегодня", 31 июля 1999 года


    Создан штаб. Межрегиональный, Дальневосточный

    В здании Дальневосточной академии государственной службы прошло первое Межрегиональное совещание руководителей дальневосточных организаций партии "Яблоко". В работе совещания приняли участие руководители Приморской, Камчатской, Еврейской, Сахалинской, Амурской и Хабаровской региональных организаций. Председательствовал на совещании депутат Государственной Думы РФ, член фракции "Яблоко" Михаил Глубоковский

    Совещание приняло решение об организации на базе Хабаровского краевого отделения "Объединения Яблоко" Дальневосточного Межрегионального избирательного штаба "Объединения Яблоко". Эта дальневосточная партийная структура будет решать следующие задачи: координировать работу региональных организаций в ходе избирательной кампании; оказывать организационную и методическую помощь региональным партийным организациям; вырабатывать общую стратегию проведения избирательной кампании на Дальнем Востоке.

    После окончания избирательной кампании штаб планируется реформировать в Координационный центр, который будет заниматься партийным строительством и координацией деятельности "Объединения Яблоко" на Дальнем Востоке. На совещании создана Дальневосточная программная комиссия. Хабаровский край в ней представляет председатель Хабаровской городской организации "Объединение Яблоко" Владимир Беляев. Главная задача комиссии - разработка "яблочной" программы развития Дальнего Востока. Проект программы будет представлен на VII съезд Объединения "Яблоко".

    На совещании также рассматривалось положение дел в региональных организациях, общее положение партии накануне выборов и другие вопросы. Планируется подобные совещания проводить регулярно. Это позволит более эффективно координировать деятельность региональных организаций партии "Яблоко" на Дальнем Востоке.

    Пресс-служба Хабаровского краевого отделения "Объединение Яблоко"


    Долги тяжкие

    Нашим внукам мало не покажется.

    От альянса с МВФ

    Усам Оздемиров

    То, над чем безуспешно билось правительство Примакова, удалось сделать Степашину. Речь идет о проведении через Государственную Думу пакета экономических законов и достижении договоренности с МВФ о выделении России нового кредита. Совет директоров Международного валютного фонда 28 июля единогласно одобрил экономическую программу Правительства и Центрального банка России на текущий год. Это означает, что в предстоящие полтора года наша страна освобождается от выплаты 4,5 миллиарда долларов. Было принято решение о предоставлении России трех траншей до конца 1999 года и четрех траншей в 2000 году по 640 млн. долларов каждый.

    Хотя сигналы о положительном настрое руководства МВФ поступали давно, решение о возобновлении кредитования далось ему нелегко, и оно обставлено определенными условиями. В Вашингтоне хорошо понимали, к каким последствиям может привести обострение и без того напряженной финансовой ситуации в России в преддверии парламентских и президентских выборов. Пришлось "поступиться принципами" ради того, чтобы не дать левым силам новых козырей, сохранить политическую стабильность и курс рыночных реформ.

    "Покладистость" МВФ, обусловленная политическим моментом, не помешала ему выступить с жесткой критикой отдельных действий российских властей в экономической сфере. Первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стенли Фишер в итоговой речи выразил недовольство в связи с введением кредитора в заблуждение относительно состояния золотовалютных резервов на 1996 год (здесь вновь были упомянуты сомнительные операции Центробанка с оффшорной фирмой ФИМАКО) и осудил мягкость политики Центробанка при проведении реструктуризации банковского сектора. По мнению С.Фишера, для достижения "достаточно амбициозных целей" кабинета Сергея Степашина нужна сильная политическая воля, в частности, в области контроля за соблюдением налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками.

    МВФ обязал российские власти активно заняться решением проблемы бартерных расчетов и неплатежей в целом, а также ускорить реструктуризацию банковского сектора. Главными целями экономической программы правительства на ближайшие 17 месяцев названы "ужесточение налогово-бюджетной политики и ускорение структурных реформ, которые сильно зависят друг от друга и должны реализовываться параллельно".

    Получив одобрение от МВФ, российские власти стали активно решать проблемы взаимоотношений с другими кредитными организациями: Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Как и ожидалось, вслед за МВФ руководство Всемирного банка возобновило кредитование России в рамках программы структурной перестройки. Будет также продолжено финансирование реформ в угольной промышленности. Напомним, что решение о кредите в размере полутора миллиардов долларов было принято еще в начале августа прошлого года. В связи с финансовым кризисом программа была заморожена. Кредиторы потребовали внести некоторые изменения в кредитное соглашение, а также подготовить всеобъемлющий документ, в котором руководство страны должно было объяснить, что конкретно оно будет делать с деньгами. Такой документ был подготовлен и опубликован в прессе: письмо Правительства РФ и Центробанка РФ "О политике развития для целей Третьего займа на структурную перестройку экономики".

    Среднесрочная программа структурных реформ предполагает прежде всего усиление "прозрачности" финансовой отчетности, укрепление платежно-расчетной дисциплины, сокращение доли бартера во взаимных платежах естественных монополий. Кроме того, правительство пообещало диверсифицировать структуру собственности в энергетике, а также усовершенствовать механизм государственного регулирования нефтедобычи и нефтепереработки. В ответ Всемирный банк решил выделить России деньги до конца года пятью траншами - 100, 150, 400 и 550 миллионов долларов.

    У МБРР уже есть печальный опыт работы с нашей страной. Как заявил его представитель в России Андрей Бугров, банк выделил России с 1994 года 6,5 млрд. долларов. Только четвертая часть этих денег была использована в качестве инвестиций в конкретные хозяйственные проекты. Неудивительно , что свои операции в России Всемирный банк расценивает как рискованные. Отсюда и стремление распределить кредит на транши, выдачу которых всегда можно приостановить.

    Впечатляют наши долги перед Парижским клубом (более 40 млрд. долларов) и Лондонским клубом (32 млрд. долларов), которые достались в наследство от бывшего СССР. Что касается Парижского клуба, то на саммите "большой семерки" в Кельне был согласован двухэтапный переход к решению проблемы долга бывшего СССР: в этом году заключается переходное соглашение, с тем чтобы вернуться к проблеме внешнего долга в конце 2000 года. Как сообщалось, такое соглашение уже подписано. Сложнее решается проблема долгов Лондонскому клубу, который объединяет коммерческих кредиторов. Переговоры с ним могут превратиться в многомесячный марафон.

    Интересно, что в переговорах России с западными кредиторами 2000 год становится неким рубежом, дальше которого перспективы туманны. Осторожность, проявляемая в отношениях с Россией, вполне объяснима. Предстоящие выборы в парламент, а затем и выборы главы государства не гарантированы от сюрпризов. Ведь "умом Россию не понять", тем более - умом западных аналитиков. Радикальное изменение политического курса может поставить под вопрос реальность возврата кредитов.

    Сегодня мы пожинаем плоды неверной по своей сути политики в сфере внешнего заимствования, и достанутся они и нашим внукам. Безадресные кредиты, продиктованные политической конъюнктурой, в стране с переходной экономикой и неустоявшимся законодательством были обречены на разбазаривание и разворовывание. Единственный разумный путь в сложившейся ситуации - строительство в стране такого экономического строя, который бы основывался на политической стабильности и обеспечивал эффективный рост. Но в то время как властная элита занята "делением" электората, в стране буйствует бензиновый кризис, а на горизонте уже маячит валютный кризис. А это не может не вызвать скепсиса как у наших кредиторов, так и у наших граждан.

    Усам ОЗДЕМИРОВ