"Яблоко": день за днем
Брянск
Прорывая "красную" блокаду...
Андрей Пономарев
Весь июнь брянское "Яблоко" провело в хлопотах, связанных с формированием избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы. Мы решили сполна использовать законное, приоритетное право парламентских партий и движений включать своих представителей в областную, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии с правом решающего голоса. Хотя контролировать выборы в условиях повсеместного засилья коммунистов в областных, городских и районных властных структурах будет нелегко. Однако Совет областной "яблочной" организации старался подбирать для этого такие кандидатуры, которым, как говорится, "комар носа не подточит", не то что коммунисты...
Так, например, в состав областной и Брянской территориальной (городской) избирательных комиссий мы рекомендовали молодых юристов Брянской областной коллегии адвокатов Вадима Борисова и Владимира Малащенко. Вадиму Борисову 26 лет. Он имеет пятилетний опыт юридической работы. Вадим уже около года ведет в стенах брянского "Яблока" бесплатные юридические консультации, к нему выстраивается очередь.
Надежные люди у нас будут и в избирательных комиссиях всех четырех районов Брянска. Это экономист Татьяна Роззаренова, журналист Александр Богомаз, медсестра Ольга Власова, учитель Татьяна Фролова.Правда, несколько слабее выглядят "яблочные" позиции в областном масштабе. Мы "охватили" нашими людьми лишь 12 из 28 районов: там, где есть первичные организации или надежный актив. В условиях "красного пояса" многие все-таки просто боятся в открытую высказывать свои демократические взгляды. В двух районах - Клинцовском и Брасовском - наши документы вернули, приведя неубедительные доводы отказа их принять. Мы таких "дел" просто так не оставляем, и наши "яблочные" адвокаты будут с этим разбираться.
Работа по формированию избирательных комиссий расширила наши контакты в регионе. Мы открыли для себя несколько толковых и энергичных мужчин и женщин, разделяющих принципы и идеи "Яблока". И некоторые из них уже взялись за создание в своих районах первичных "яблочных" организаций.
Тутаев
Быть ли "Европейскому Северу"?
Виталий Евсеев
Пансионат "Лесное" на Волге, близ города Тутаева, стал 26-27 июня местом проведения пятой отчетно-выборной конференции Ярославской региональной партии "Яблоко". В работе конференции приняли участие Владимир Лукин, Николай Травкин, руководители организаций "Яблока" из соседних областей.
Темой особого разговора стала, естественно, подготовка к предстоящим выборам в Государственную Думу. В этой связи был поднят вопрос о создании ассоциации "Европейский Север", которая объединила бы организации "Яблока" двенадцати регионов России (Ивановская, Костромская, Ярославская, Мурманская, Архангельская области, Республика Карелия, Коми-Пермяцкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и др.) с населением порядка 11 млн. человек. На заседании ЦС "Яблока" решение о создании такой ассоциации принято за основу, а окончательно должно быть рассмотрено на предстоящем в сентябре съезде.
Задумка хорошая - объединиться для того, чтобы провести в Госдуму своих кандидатов по партийному списку. 11 миллионов человек - это солидный электорат, который может обеспечить надлежащую поддержку кандидатов. Но высказывались и иные мнения. Так, например, лидер ивановских "яблочников" Александр Буданов, одобрив в целом идею создания ассоциации, считает такое объединение в какой-то мере искусственным. На его взгляд, надо многое еще продумать, четко определиться: как вести агитацию, как построить общий список, чтобы кандидаты от отдельных областей не затерялись, не остались вне поля зрения избирателей. Об этом А. Буданов и говорил, выступая на конференции.
|
Благодарность. За государственную мудрость
Губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов направил благодарственную телеграмму на имя фракции "Яблоко" и ее руководителя Григория Явлинского. Он благодарит фракцию "Яблоко" за "государственную мудрость, настойчивость и энергию", проявленные при принятии Государственной Думой инвестиционного Закона "О соглашениях о разделе продукции". В рамках этого Закона 5 июля 1999 года на шельфе Сахалина начата промышленная добыча нефти в соответствии с проектом "Сахалин-2".
"Реализация данного проекта даст мощный импульс развитию экономики области, позволит реально поднять уровень жизни сахалинцев и курильчан", - говориться в телеграмме.
Инвестиции в проект "Сахалин-2" составят за несколько лет примерно 10 млрд. долларов. Подготовкой законодательства "О соглашениях о разделе продукции" фракция "Яблоко" занималась с 1994 года.
Сколько прав у директората?
Усам Оздемиров
Хотя по стране прокатилось несколько волн приватизации, в собственности государства остается еще немало имущества: более 13 тысяч унитарных предприятий и свыше 23 тысяч учреждений, пакеты акций в трех с лишним тысячах хозяйственных обществ, объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн. кв. метров. Однако эффективность управления госсектором экономики весьма низка. Понятно, что без наведения порядка в этой сфере нельзя надеяться на успехи в рыночных преобразованиях.
Недавно Правительством РФ была утверждена концепция управления государственной собственностью, подготовленная Мингосимуществом. Правительство предлагает сохранять коммерческие организации в форме ГУП только в тех случаях, когда их деятельность направлена на решение важных государственных задач, например, производство отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов страны и так далее. После соответствующей оценки количество ГУП должно существенно сократиться. Часть унитарных предприятий будет преобразована в казенные федеральные предприятия, часть - реорганизована или ликвидирована. Мингосимущества разрабатывает типовой контракт с руководителем ГУП и типовой устав. Должны усилить свою аналитическую и контрольную функцию отраслевые министерства. Подобными мерами Правительство надеется увеличить количество прибыльных госпредприятий и перечисления прибыли в бюджет.
Неутешительны показатели дивидендной политики по многочисленным АО. По итогам 1997 года дивиденды объявлены в 273 обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. 700 АО имеют признаки неплатежеспособности и не вправе объявлять дивиденды. В остальных обществах прибыль была незначительной или вообще отсутствует. Пять акционерных обществ (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", "ЛУКойл", "Алмазы России-Саха", "Транснефть") дали 86 процентов всей суммы дивидендов. В настоящее время в органах управления АО задействовано 2000 представителей государства, деятельность которых весьма критично оценивается самим Правительством. Начнем с того, что число государственных представителей в советах директоров во многих случаях не соответствует размеру находящегося в госсобственности пакета акций. Не исполняются инструкции Мингосимущества и отраслевых министерств по порядку голосования в советах директоров и на общих собраниях. Работа в органах управления ведется нерегулярно. Зачастую представители уклоняются от участия в общих собраниях.
В ходе приватизации беспрецедентную власть приобрел директорат. Генеральный директор, который по идее является наемным менеджером, может практически бесконтрольно распоряжаться имуществом общества, совершая любые сделки. Например, бывший гендиректор АО "Красноярскэнерго" по своему личному усмотрению продал более 15 процентов акций Красноярской ГЭС, размыв тем самым контрольный пакет акций государства. Или вспомним громкий скандал вокруг представителя государства в РАО ЕЭС г-на Бревнова, щедро тратившего средства компании на личные нужды.
Поучителен в этом смысле опыт работы зарубежных инвесторов, приобретающих крупные пакеты акций российских корпораций. Прежде всего они вносят в устав жесткие ограничения в полномочия единоличного исполнительного органа при распоряжении имуществом общества без согласия совета директоров и собрания акционеров. Они осознают опасность личной заинтересованности и корысти одного лица.
Правительство не спешит с созданием нормативной базы, регулирующей эти правовые пробелы. Даже после выхода нового Закона о приватизации государственного и основах приватизации муниципального имущества Мингосимущества не предложило примерного устава акционерного общества с участием государства, отражающего требования Закона. С подавляющим большинством директоров АО не заключены контракты, устанавливающие их конкретную ответственность за управление коммерческой организацией и дающие законные основания для отставки в случае неэффективной работы.
Далеки от реальных возможностей размеры доходов от использования недвижимости. Во-первых, нет достоверной информации об объектах недвижимости. Во-вторых, отсутствует система ее рыночной оценки. Отсюда систематическое занижение стоимости объектов, недополучение арендной платы, что создает благоприятные условия для коррупции. В правительственной концепции предполагаются завершение сплошной инвентаризации федеральной недвижимости в стране и за рубежом, определение закрытого перечня оснований, по которым недвижимость предоставляется в пользование на некоммерческой основе, конкурсное предоставление недвижимости при наличии двух или более претендентов.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Иван Грачев скептически оценивает правительственную концепцию управления госсобственностью, считая, что она посвящена шлифовке второстепенных деталей. "Государственные представители работают неэффективно потому, - сказал Грачев, - что не решены ключевые проблемы, связанные с определением их прав. Кроме того, таких предприятий слишком много. Если обратиться к опыту Федеративной республики Германии, то таких холдингов, которыми управляют на федеральном уровне, всего 400. Цифра будет разная для разных стран, но везде около 400-500. Если у нас сегодня государство владеет несколькими тысячами пакетов акций, то ясно, что разумных, профессиональных представителей в таких масштабах власти просто не могут найти".
Многие эксперты сходятся сегодня во мнении: необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять законы о казенных предприятиях, унитарных предприятиях, управлении государственными пакетами акций. Во всех этих законах необходимо ясно установить и разграничить правовое поле деятельности парламента, правительства, министерств и, что самое главное, задать допустимый уровень отчуждения собственности директорами или представителями государства.
|