Уважаемые сторонники "Яблока"!
Мы приглашаем Вас принять участие в выработке предложений по реформированию "Яблока". Ваши письма будут переданы в специальную комиссию, созданную Григорием Явлинским, для подготовки к VIII съезду "Яблока". По мнению Явлинского, работа над проектом реформ должна быть как можно более открытой, и в ней могут принять участие все желающие.
Квоты на съезд. Какими им быть?
Вопрос о квотах на съезд "Яблока" вызвал горячие дебаты на Центральном Совете "Яблока" 22-23 апреля.
Напомним, что в соответствии с Уставом ОПООО "Яблоко" (п. 4.8.1) "делегаты Съезда избираются на конференциях (собраниях) региональных отделений по установленной Центральным Советом норме представительства", (п. 4.8.3) "Центральный Совет вправе приглашать для участия в работе Съезда с правом совещательного голоса членов Объединения".
Предлагаем Вашему вниманию выдержки из дискуссии на Центральном Совете "Яблока" 23 апреля, посвященной нормам представительства на съезд, а также мнения членов "Яблока" о возможных квотах на VIII съезд партии.
Сергей Иваненко:
"Для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать"
Вопрос квот напрямую связан с вопросом о том, что мы хотим делать с партией. Нормы представительства предопределяют состав делегатов съезда... Необходимо учитывать, что этот съезд - отчетно-выборный, и на нем произойдет избрание всех руководящих органов партии на два года. Это избрание и определение управления структуры нашей партии предопределит то, что будет происходить с партией...
На Бюро перед заседанием ЦС мы довольно активно обсуждали вопрос о различных вариантах норм представительства на съезд. Моя позиция состоит в том, что мы должны сейчас провести... большой съезд, съезд на котором будут участвовать не только депутаты фракции "Яблоко", но и депутаты законодательных собраний, депутаты городских Дум, которые являются членами "Яблока". Мы должны провести съезд тех, кто за пять лет в "Яблоке" получил свое представление о том, каким образом должна строиться наша партия.
Я являюсь категорическим противником каких-либо ломок в партии. Я считаю, что самая большая ошибка, которую мы можем допустить - это устраивать сейчас разрушение того, что мы создавали в течение пяти лет. Поэтому каких-либо революционных изменений с моей точки зрения быть не должно... Мы имеем партию, мы знаем друг друга, знаем достоинства и недостатки друг друга, и мы должны продолжить работать вместе. Я хочу обратить внимание на то, что нам нужна реформа в партии не для того, чтобы получить 51 процент голосов, а для того чтобы сохранить 5 процентов. Для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать. Если мы оставим ситуацию в таком положении, в ситуации загнивания, то мы пойдем вниз, потеряем свое влияние. Но главное, мы потеряем партию. Если мы не получим места в парламенте, то наше влияние сведется к нулю в течение двух-трех недель после выборов.
Вячеслав Игрунов:
"Это не технический вопрос"
...Моя точка зрения на вопрос квот проста, этот вопрос серьезный, я не считаю его техническим. Я считаю, что совершенно понятно, что вытекает из одной и из другой нормы представительства: компетентная работа или не компетентная работа, работа на уровне обсуждения или выкручивания рук - это разные вещи, и я считаю, что должно состояться обсуждение этого вопроса...
Сергей Митрохин:
"Внести свежую струю"
...С моей точки зрения, если партия находится в остром кризисе, с чем каждый в своем выступлении согласен, то имеет смысл ввести струю делегатов на съезд, которые предложили бы какой-то новый взгляд на проблемы партии... Имеет смысл ввести какой-то дополнительный резерв. Смысл расширения норм представительства, во-первых, состоит в том, что подключить какой-то новый резерв к решению важнейших партийных проблем. Второй мотив расширения норм представительства состоит в том, чтобы квоты должны играть роль определенного стимула. Они должны стимулировать те организации, которые добиваются результатов, в чьей деятельности виден какой-то прогресс.
Старый рецепт от новой болезни
Судя по "яблочному" сайту, существенной преградой на пути движения к VIII съезду Объединения стали "квоты", точнее, нормы представительства на нем. Устав "Яблока" сухо замечает, что они определяются Центральным советом (ЦС). И все. Как ЦС решит, так и будет. А ведь спорят. Значит, есть причины. А чего проще было бы заглянуть в требования федерального закона об общественных организациях и следовать ему? По крайней мере, тем положениям и закона, и устава Объединения, где говорится о равенстве прав и обязанностей членов - избирать и быть избранными, взяв за основу пропорциональный принцип формирования съезда. Тем более, что даже такая тоталитарная секта, как КПСС, пользовалась исключительно им, блюдя устав, но все же...
Как формировались нормы представительства на съезды КПСС и т. д.? Исходя из вместимости зала Кремлевского дворца. Часть мест отдавалась гостям, часть - прессе, всего числом 2-2,5 тыс. Остальные - "демократически избранным", как было прописано в уставе партии, то есть, рядовым членам, - приблизительно 2000 мест. Если вспомнить, что в годы расцвета в КПСС числилось около 18 млн. членов, то выходило, что шансы стать делегатом приходились на одного из 10000 членов партии. Замечу, что никаких других побочных льгот и квот формально не существовало. Приблизительно эта цифра обычно и фигурировала в решениях пленума ЦК о созыве очередного съезда.
Конечно, и ежику в тумане было понятно, что высшее руководство - членов Бюро, ЦК выдвинут и проголосуют по разнарядке в какой-нибудь "Тмутаракани", но видимость демократического подхода была. ЦК строго следил за тем, чтобы делегатский корпус как можно ближе соответствовал социальному составу партии. Вот где, по сути, начиналось квотирование делегатских мандатов. Над этим ломали головы - областной конференции нужно было выдвинуть кандидатом, допустим, не просто рабочего, а рабочего сельхозпредприятия, который был бы вдобавок... женщиной с незаконченным высшим образованием. Эту "указивку" спускали в райкомы, и бедные инструкторы орготделов (напомню, что баз данных в нынешнем понимании еще не было) ворошили ночами личные дела, подыскивая "заказанного" кандидата. Информация о всех потенциальных претендентах попадала в обком, где и принималось решение: кто, все-таки достоин посидеть на съезде и получить памятный презент. Понятно, что, при необходимости, приглашали под благовидным предлогом людей на собеседования - прощупывали, чем каждый из приглянувшихся дышит (объективками из КГБ не ограничивались).
Итак, достойный член партии на уровне обкома был определен. А дальше все было делом техники. На собрании первички, где по районным нормам представительства избирались делегаты партконференции, озвучивалась нужная фамилия, но говорилось приблизительно следующее: "Мы считаем имярек достойным представлять нашу организацию на районной конференции, и рекомендуем рассмотреть в качестве кандидата делегата на съезд". Бурному голосованию с аплодисментами предшествовало обсуждение, выливавшееся в самоотчеты вперемешку с наказами...
Может и "яблочникам" вместо чесания репы на неизведанных дорогах нормотворчества решить задачу аналогично - от числа посадочных мест в зале и общей численности собратьев по партии? Тем более, что партия уже дважды прошла перерегистрацию, всех своих членов знает поименно, а страхи от стремительного набора мускулатуры организациями накануне выборных съездов, обуславливавшие принятие экстраординарных мер и квот во избежание, беспочвенны. К сожалению, за неимением официальных данных о численности, посчитаем на глазок во что такой подход выльется... Одной из самых крупных организаций является питерская - в ней, как писали, более 200 членов. Московская городская - приближается к сотне полноправных членов. Не думаю, чтобы другие организации были бы больше. Мы не раз слышали, что "Яблоко" действует почти в шестидесяти субъектах РФ, следовательно в партии вряд ли более 6000 членов, но никак не меньше 2000 человек (следует из устава и др. партийных документов). Остановимся на пяти тысячах - вот весь боевой арсенал - от лидера до последнего рядового члена. Предположим, что норма будет установлена исходя из минимальной уставной численности региональной организации - 1 делегат от тридцати "яблочников". Или всего около ста семидесяти делегатов, обладающих равными голосами. Питерцам в этом случае достанутся семь мандатов, москвичам - три, но ни одна из полноценных региональных организаций не останется без представительства.
Все бы хорошо, да мест для столичных "яблочников" маловато - даже на все руководство Объединения не хватает. Возникает демократическая развилка: либо снизить норму представительства (тогда возрастает общая численность), либо пуститься на тяжкий путь исключений из правил в стиле Оруэлла - все равны, но есть равнее. В "Яблоке" так и поступали. В равенство в исключительной степени был возведен весь командно-выборный состав - члены ЦС, Центральной ревизионной комиссии, а также депутаты Госдумы, которым по каким-то причинам мест в руководящих органах не хватило.
Ну, Бог с ним, я готов согласиться и на исключительность. Добавим по максимуму - все нынешнее выборное руководство - чуть более полусотни человек, вкупе с Николаем Ильичом Травкиным - единственным депутатом нынешнего созыва, не имеющим в партии никаких регалий.
В итоге набирается около 230 человек. Много это или мало? Обратимся к истории. Примерно таким, по численности, был третий съезд, другие - меньше. Есть ли резон увеличивать численный состав делегатов съезда? Думаю, что нет.
Есть другой резон - оговорить качественный состав делегатов. Записать в решениях ЦС, что в тех региональных организациях, которые участвовали в выборах по одномандатным округам (всего 115 кандидатов), и где кандидаты - члены Объединения - получили места не ниже 5-го (среднее значение для яблочного кандидата по России), а число голосов, поданных за него, больше числа голосов, полученных "Яблоком" по партийному списку, мандат делегата съезда получает именно этот кандидат. По моим прикидкам, таких "яблочников" вряд ли наберется более полусотни. Но в этом случае приблизительно пятую часть делегатов съезда составят те, кто участвовал в выборах изнутри. А им, думаю, есть, что сказать о перспективах партийного устройства.
Иван Преображенский
Высший и низший сорт?
... Необходимость реформирования партии, отчет, выборы должностных лиц, контрольного и руководящего органов, предъявляют новые требования к предстоящему съезду. В отличие от предыдущих, он должен быть достаточно представительным, а порядок формирования не вызывать сомнений в его легитимности. Формирование съезда старым способом означает фактический отказ Центрального Совета от реформ.
Мы считаем, что установившаяся практика выборов делегатами депутатов Госдумы, членов Центрального Совета (ЦС) и Ревизионной комиссии (РК), а в последнее время и депутатов представительных органов власти субъектов РФ и "сверх нормы представительства" нарушает Закон об общественных объединениях, устанавливая неравенство членов "Яблока", создавая льготные условия для одних и ущемляя права других членов объединения. К нашему сожалению, РК, члены которой также попадают в число льготников, никак не реагирует на подобную практику нарушения устава.
Вопрос норм представительства носит особо острый характер для московского отделения, большинство членов которого могут претендовать только на одно место делегата, но при этом 15 мест зарезервированы на персональной основе для некоторых членов Московского "Яблока". Тем самым организация разделяется на два сорта членов и фактически лишается представительства в руководящих органах Объединения, так как делегаты, избранные подобным образом, не подотчетны и не являются, в полном смысле этого слова, представителями организации. К тому же все прекрасно понимают, что даже в случае отрицательного голосования выбор этих лиц будет обеспечен в другом регионе. Такой игрой в выборы высказывается недоверие - вдруг "неправильно проголосуют", и одновременно внутри партии устанавливается практика, прямо противоречащая ее принципам.
Призываем членов ЦС начать реформирование с самих себя и отказаться от соблазна поиска формулировок, обеспечивающих автоматическое беспроблемное воспроизводство "себя любимых" в качестве делегатов съезда, от создания льгот и преимуществ при выборах для каких-либо членов партии.
Нам представляется, что норма представительства должна учитывать: необходимость представительства от каждого регионального отделения хотя бы одним делегатом; количество голосов за список или результаты работы по привлечению голосов; количество депутатов ГД, депутатов представительных органов субъекта РФ и представителей в органах власти местного самоуправления.
Представительство на съезде должно стимулировать развитие, увеличение политического веса и влияния регионального отделения, но не подталкивать к механическому увеличению количества членов. Необходимым представляется также присутствие на съезде представителей тех местных отделений, где отсутствуют региональные отделения, хотя бы с совещательным голосом.
Полагаем, что для решения стоящих перед "Яблоком" задач достаточно представительным можно считать съезд в случае, если его состав будет превышать количество членов ЦС не менее, чем в 5-7 раз.
Константин Петросян, руководитель организации "Яблока" в ЦАО г. Москвы
(Из обращения актива отделения "Яблока" в ЦАО г. Москвы к членам ЦС)
|