В законе об обороне записано, что предназначение вооруженных сил - защита государства от агрессии извне
ЗЕРКАЛО
Алексей Арбатов: "Призывники - не дешевое пушечное мясо!". Записал У.Оздемиров
По страницам газет. Идея переговоров отвергается. Руслан Хасбулатов рвется в президенты Чечни
Н.Демина. "Яблоко": день за днем. Фракция решила: совместной работе быть
Алексей АРБАТОВ:
"ПРИЗЫВНИКИ - НЕ ДЕШЕВОЕ ПУШЕЧНОЕ МЯСО!"
Накануне большого российского праздника - Дня Победы - инициатива фракции "Яблока" в Государственной Думе по разработке и принятию закона "О статусе участников боевых действий" приобретает особое значение. Заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей АРБАТОВ рассказал корреспонденту "ЯР" о концепции нового законопроекта и многих правовых аспектах ведущейся в Чечне "антитеррористической операции".
В конце марта состоялась первая поездка в Чеченскую Республику депутатов из состава новой Государственной Думы, в основном тех, кто входит в Комитеты по обороне и безопасности. Группа представила подробный отчет, и на его основании было принято постановление Госдумы. Одним из пунктов этого постановления, равно как и отчета, была необходимость упорядочить вопрос статуса, льгот и социальной защищенности тех, кто выполняет или выполнял ранее свой долг в зонах боевых действий, в горячих точках, подвергаясь опасностям, лишениям, получая ранения, теряя здоровье, а иногда и жизнь. Есть целый ряд законов, которые к этому косвенно относятся, например, закон о статусе военнослужащих, закон о пенсионном обеспечении, закон о ветеранах. Но, в основном, каждый раз, когда приходится посылать войска для участия в локальных конфликтах на территории России, или в конфликтах вне территории России, или в миротворческих операциях за рубежом, составляется целый комплекс указов президента, постановлений правительства, в которых заново создается набор необходимых регулирующих положений. Люди, которые едут воевать в эти места, чаще всего не знают о размерах денежного вознаграждения за каждый день пребывания там, компенсаций, причитающихся им в случае ранения, их близким и родным в случае гибели. Не знают, как дальше сложится их судьба по возвращении в часть - в смысле выслуги лет, завершения срочной службы. Это создает неуверенность и большой простор для произвола чиновников по печально известному принципу, который выражен в известной фразе "я вас туда не посылал".
После последней нашей поездки в Чечню все утвердились во мнении, что пора создавать единый закон, в котором регулировались бы все эти вопросы. И его следует довести до сведения представителей силовых структур, исполнительной власти, то есть всех, кто принимает решения о такого рода операциях и участвует в их осуществлении на практике. Уже сейчас, даже на ранних стадиях работы идет самое тесное взаимодействие с Минобороны, Генеральным штабом, МВД, ФСБ. Оно будет продолжаться и впредь. Закон, в принципе, пишется для работников силовых структур, и поэтому их мнение для нас является решающим. Мнение депутатов больше касается экономических параметров обеспечения льгот, привилегий, статуса, правового регулирования применения вооруженных сил в горячих точках. Так что, здесь обеспечивается полное взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Хотя инициатива в создании такого закона принадлежит участникам последних поездок в Чечню, сама идея вызревала еще раньше, в ходе предыдущих поездок в Таджикистан, Дагестан, Чечню времен прошлой войны. Но сейчас это стало особенно очевидно, потому что кампания, которая идет на Северном Кавказе, отличается от всех других еще большей правовой неопределенностью. Это прямо указано в докладе рабочей группы, ссылки на это содержатся и в постановлении Госдумы. Ведь то, что предоставляется военнослужащим на основе указа, может быть указом же и отменено. То же относится ко времени предоставления этих льгот, привилегий, которое может быть ограничено произвольным указом. Мы исходим из необходимости наведения элементарного законодательного порядка.
Российское законодательство не охватывает многих ситуаций, связанных с использованием силовых структур, и это заводит порой в политические тупики. В Конституции зафиксирован, в частности, тот момент, что в условиях чрезвычайного и военного положения не может быть распущена Государственная Дума. А вот в вопросе введения чрезвычайного положения и, особенно, использования тех или иных вооруженных сил или войск существует большая неясность. Сегодня имеет силу закон 1991 года, который на деле не применяется, и в котором сказано, что вооруженные силы могут применяться только в случаях природных или техногенных катастроф, эпидемий и т.д. Из его текста прямо следует, что вооруженные силы не могут применяться внутри страны по боевому назначению. Есть закон об обороне, где сказано, что предназначением вооруженных сил является защита государства от агрессии извне. И сказано, что их применение не по назначению должно быть оговорено специальными законами. О каких законах идет речь? Закон о ЧП, который действует с 1991 года, совершенно ясно не допускает такую возможность. Поэтому сейчас операция в Чечне осуществляется на основе закона о борьбе с терроризмом, принятого в 1998 году. Это очень хлипкая правовая база, потому что в нем сказано только, что вооруженные силы с их танками, самолетами, артиллерией - в отличие от внутренних войск, спецподразделений МВД - могут применяться только для защиты своих объектов в случаях нападений террористов. И в самом конце этой статьи добавляется: "а также для других целей". Вот этот "хвостик" из нескольких слов и служит сейчас правовой базой для военно-войсковой операции, которая 8 месяцев ведется в Чечне. В ходе операции 8 тысяч наших военнослужащих ранено и убито, разрушены целые города и погибло несчитаное количество мирных жителей. Ясно, что это не та правовая база, на основе который цивилизованное государство может пойти на такую экстраординарную меру.
Что нужно делать в этих условиях? Конечно, нужно принимать новый закон о чрезвычайном положении, потому что процедуры, предусмотренные в нем, - как и любые конституционные процедуры, - гарантируют обдумывание таких серьезных вопросов и принятие обоснованного решения, а не произвольного. В частности, процесс утверждения Советом Федерации чрезвычайного положения уже сам по себе гарантирует гораздо более глубокую проработку такого рода вопросов и разделение ответственности, с тем чтобы один человек не мог принять решение о начале войны на территории своей страны с применением авиации, танков и артиллерии. Кстати, такой закон вносился в Государственную Думу. И в принципе, за исключением некоторых положений, он был вполне приемлемым. Но в тот раз Государственная Дума, в которой коммунисты имели блокирующий пакет голосов, его отвергла, и мы оказались без нового закона. А с помощью только внутренних войск и МВД мы не можем справиться с хорошо организованной и вооруженной армией чеченских сепаратистов. Вот мы и вынуждены сейчас прибегать ко всяким процедурным ухищрениям, говорить, что это антитеррористическая операция. Тем самым подставляем себя под острую критику внутри страны, потому что при антитеррористической операции не может быть фильтрационных лагерей, комендантского часа - всего того, что имеет место в Чечне. И еще большее давление мы испытываем со стороны внешнего мира, который конечно не верит, что это какая-то антитеррористическая операция. В действительности это борьба с вооруженными сепаратистами, которая допускает применение и самых жестких силовых методов и средств, но они должны основываться на твердой законодательной базе. Здесь не должно быть произвола. И когда мы критикуем действия НАТО в отношении Югославии в 1999 году, то делаем это вполне оправданно, потому что это была явная агрессия, идущая вразрез всех норм международного права. Но наш довод, что мы-то внутри своей страны действуем, а не против суверенного государства, мне, например, кажется просто идиотским. Я считаю, что применение воруженных сил внутри страны должно регламентироваться правовыми нормами даже гораздо более жестко, чем вовне. Во всяком случае, в государстве, претендующем на определение "демократическое".
Инициатива выдвижения закона о статусе участников боевых действий принадлежит фракции "Яблоко". Она же занималась первоначальной проработкой основных его положений. Однако следует отдать должное вкладу наших коллег из Комитета по обороне, Комитета по безопасности и ряда других Комитетов, которые принимают активное участие в рабочей группе. Дело в том, что наше мнение разделяют депутаты самых разных политических групп и почти всех фракций Госдумы.
Законопроект будет в ближайшее время передан из рабочей группы в Комитет по обороне, затем пройдет, как мы надеемся, по ускоренной процедуре через Госдуму. Каковы основные моменты, определяющие его концепцию? Прежде всего, определяя льготы и выплаты тем, кто участвует в боевых действиях, мы заранее даем понять правительству и президенту, что силовая операция - это не бесплатное удовольствие. Мы хотим предотвратить ситуации, подобные той, в которой оказался недавно первый вице-премьер господин Касьянов. Выступая в Госдуме, он сказал: "Мы думали, что эта операция будет стоить три миллиарда, а она стоила 5 миллиардов". Государство, прежде всего, исполнительная власть, принимая решение о войсковой операции, должна будет на основе закона рассчитать, сколько им потребуется сил и средств, сколько времени это займет, и во сколько она обойдется. Может быть, тогда исполнительная власть хорошенько подумает, прежде чем начнет крупную кампанию, подобную чеченской. Уже сейчас непредвиденные затраты, идущие на нее из текущего бюджета силовых ведомств, выливаются в сумму, составляющую солидную часть нашего оборонного бюджета. Эти затраты негативно сказываются на осуществлении целого ряда других программ и мероприятий, которые были намечены до решения о начале военной кампании в Чечне. Словом, закон должен способствовать реалистической оценке экономических возможностей государства, коль скоро оно начинает такие операции, - пусть даже и в ограниченном географическом районе и с ограниченной целью.
Второй момент: через распространение статуса участников боевых действий на тех, кто непосредственно посылается в горячие точки, создаются определенные гарантии от произвола в использовании вооруженных сил внутри страны. По прецеденту прошлой Чеченской кампании и по тому, как проводится кампания на Северном Кавказе сейчас, получается, что практически нет никаких норм, ограничений. Исполнительная власть, объявив необходимость борьбы с терроризмом, может начать крупномасштабную войсковую операцию в любой точке, в любой момент и продолжать ее бесконечно долго, с любыми потерями и жертвами со всех сторон. Она может при этом не вводить чрезвычайного положения, не получать согласия Совета Федерации, не оговаривать четко географические и временные рамки и другие процедурные параметры операции. Нам пока не удается ввести такого рода ограничения через закон о чрезвычайном положении и Конституцию. Новый закон позволит хотя бы косвенно (через распространение статуса участников боевых действий) установить эти рамки.
Большую социальную напряженность вызывает посылка необстрелянных, необученных солдат-призывников для участия в боевых действиях. Сколько дебатов по этому поводу ведется, сколько споров возникает! Когда были события в Дагестане, Президент подписал указ о том, что туда можно посылать только солдат, прослуживших год и на добровольной основе. А потом был принят другой указ, который позволяет посылать туда солдат, прослуживших полгода, и без учета их желания. То есть, и здесь царит полный произвол. Через распространение статуса участника боевых действий на тех, кто посылается в горячие точки, вводятся элементарные параметры, по которым можно решать, каких солдат можно посылать, каких нельзя. Поскольку речь идет о денежном вознаграждении, то есть 1,5 оклада в соответствии со званием и должностью плюс так называемые боевые выплаты за каждый день участия непосредственно в боевых операциях, которые достаточно велики, постольку следует приравнять контрактника к призывнику. По отзыву всех офицеров, по всем сведениям, которые поступают с мест, никакой разницы, с точки зрения эффективности участия, между призывниками и контрактниками нет (многие даже говорят, что призывники воюют более эффективно). В нашем законе будут обеспечены равные выплаты контрактникам и призывникам, чтобы те ведомства, которые принимают решения о таких операциях, не думали что призывники дешевое пушечное мясо, которое можно бросать на поле боя без лишних финансовых затрат. Соответственно, будет все-таки стимул использовать как можно больше контрактников и меньше призывников. При равенстве в оплате у контрактников будет преимущество, так как, по идее, они гораздо лучше обучены и имеют более серьезную мотивацию.
Важным достоинством нашего закона - с учетом тяжелого финансового положения нашей страны, особенно в текущем году, когда, с одной стороны, мы не получаем заложенных в бюджет кредитов, а с другой стороны, обрушившаяся чеченская война забирает треть годового военного бюджета, - является то, что он не предполагает дополнительных, крупных затрат государства. Он по существу фиксирует то, что так или иначе сейчас осуществляется на основе указов, подзаконных актов, правительственных постановлений, и призван препятствовать произволу того или иного ведомства или деятеля исполнительной власти, которые могут руководствоваться какими-то своими, второстепенными соображениями. Некоторые дополнительные затраты будут, но не чрезмерные, и Министерство финансов и правительство не смогут тормозить закон, основываясь на бюджетных проблемах.
Работа над законопроектом пока не закончена. Планируется, что после выработки общего мнения по целому ряду спорных пока проблем и внесения соответствующих изменений полный текст закона будет размещен в Интернете, на сайте, о котором будет сообщено дополнительно, чтобы каждый желающий мог с ним ознакомиться. Военнослужащие, воюющие сейчас в Чечне, не имеют возможности пользоваться Интернетом, поэтому в программе работы над законом предусмотрены дополнительная поездка в зону боевых действий, встречи на местах с военнослужащими и обсуждение с ними положений закона. Это позволит получить важную информацию из первых рук и учесть ее до того, как закон начнет свою официальную жизнь.
Записал Усам ОЗДЕМИРОВ
По страницам газет
Идея переговоров отвергается
В интервью агентству "Франс Пресс" "Президент Чечни" Аслан Масхадов заявил, что он может в любой момент остановить "вторую чеченскую войну", однако для решения связанных с этим вопросов необходима его личная встреча с Президентом России Владимиром Путиным. По словам Масхадова, российские представители уже ведут с ним переговоры об организации встречи с Путиным.
Однако в Кремле опровергли утверждения Аслана Масхадова о якобы ведущихся с ним переговорах и возможности его личной встречи с Президентом России Владимиром Путиным. При этом в Кремле подчеркнули, что переговоры с Масхадовым могут идти только о его капитуляции, а для этого нет никакой необходимости встречаться с Путиным.
При этом газеты приводят заявления ряда высокопоставленных официальных лиц, отвергающих идею переговоров с Асланом Масхадовым. Специальный представитель Президента России по связям со СМИ в Чечне Сергей Ястржембский назвал новое заявление Масхадова "очередным блефом", а заместитель начальника Генштаба Валерий Манилов подчеркнул, что переговоры с Масхадовым в обозримом будущем невозможны.
РУСЛАН ХАСБУЛАТОВ РВЕТСЯ В ПРЕЗИДЕНТЫ ЧЕЧНИ
В интервью газете "Сегодня" экс-спикер Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов сообщил, что он и группа его единомышленников предложили и.о. президента России Владимиру Путину свои услуги в деле установления устойчивого мира в Чечне. По словам Хасбулатова, для этого достаточно создать Государственную комиссию по урегулированию ситуации в Чеченской республике (естественно, во главе с ним). При этом Хасбулатов намерен сделать ставку на переговоры не с "Президентом Чечни" Асланом Масхадовым, а с парламентом Чечни (поскольку в этом случае пост Президента Чечни станет вакантным). В случае успеха своего предложения Хасбулатов обещает установить мир в Чечне уже нынешней осенью
Фракция решила: совместной работе быть
На совещании депутатов фракции, прошедшем 27 апреля, Сергей Иваненко представил проект Положения о Координационном Совете по законодательной работе демократических сил в Государственной Думе РФ (далее КС), созданный им и депутатом фракции "СПС" Виктором Похмелкиным по поручению обеих фракций. КС создан в целях преодоления слабости и раздробленности либеральных и демократических сил в Госдуме, совместной работы и принятия общих решений в области законодательной деятельности.
Главенство общества над государством, неприкосновенность гражданских свобод, верховенство закона и гарантии честного правосудия, реальный федерализм, либеральная экономика при справедливом распределении общественного богатства, независимость СМИ, открытость страны для международного партнерства - таковы принципы, которым будет следовать КС.
Целями КС являются: выработка общей позиции "СПС" и "Яблока" по важнейшим законопроектам, рассматриваемым в Госдуме; подготовка совместных законодательных инициатив "СПС" и "Яблока"; создание совместных рабочих групп по подготовке законопроектов и внесению в Госдуму; выработка совместных предложений по формированию порядка работы Госдумы; координация выступлений депутатов фракций "СПС" и "Яблоко" по оперативным вопросам в ходе пленарных заседаний ГД РФ; выработка предложений по проведению солидарных голосований.
Фракция "Яблоко" делегирует в состав КС трех своих представителей: Сергея Иваненко в качестве сопредседателя, Игоря Артемьева и Елену Мизулину. Согласно Положению сопредседатели поочередно ведут заседания КС и совместно подписывают принятые решения.
К уже готовому проекту Иваненко предложил добавить еще один пункт. "С согласия участников Координационного Совета в его работе могут принимать участие депутаты других депутатских объединений". Дело в том, что "ОВР" и группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)" проявили заинтересованность в деятельности Координационного Совета. Их представители Вячеслав Володин и Александр Лоторев будут принимать участие в работе Совета в качестве наблюдателей.
Депутаты фракции одобрили Положение о КС со всеми внесенными поправками.
Сергей Иваненко также проинформировал депутатов, что в Россию приезжает Билл Клинтон, который 5 июня 2000 года намерен выступить перед депутатами Госдумы. Совет Думы решил, что американский Президент выступит не в зале заседаний, а в Малом зале Госдумы, в котором помещается около 200 человек. По-видимому, будет сильное столпотворение, и если в Малый зал поместится еще кто-нибудь кроме охраны Президента, то это будет чудом.
Наталия Демина
|