Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


7 страница (7.pdf) --> 1 --> 2 --> 3 --> 4 --> 5 --> 6 --> 8 --> Содержание
"Яблоко России" № 15 (107) 15 апреля 2000 года

БЫТИЕ

  • И. Смирнов. Права человека - со школьной скамьи
  • У. Оздемиров. Время можно побеждать с помощью логистики
  • НЭБ. Порт Оля - окно в Азию
  • НЭБ. Обломки ракеты скупают китайцы
  • Права человека - со школьной скамьи

    Знания в области прав человека необходимы российским школьникам, по крайней мере, с 10-11 лет, а основы таких знаний - еще с начальной школы. Такого мнения придерживаются в Молодежном центре прав человека и правовой культуры.

    Несмотря на малочисленность центра - в Москве он насчитывает всего несколько человек, отнюдь не освобожденных от основной, преподавательской работы - его успехи несомненны. Сотрудники МЦ Светлана Дьячкова, Всеволод Луховицкий, Елена Русакова, Наталья Клейменова и их коллеги уже подготовили полный комплект учебной литературы для преподавания прав человека в 5-9-х классах средней школы. В него входят хрестоматия для чтения, методическое пособие для учителей по организации ролевых игр, словарь по правам человека.

    Естественный вопрос: а сколь широко внедрен нетрадиционный для нашей школы предмет? Много ли ребят получает знания по правам человека? С. Дьячкова и В. Луховицкий сообщили, что в Москве и Московской области правам человека по методике центра почти нигде не учат. Московский департамент образования не поддерживает такое новшество, хотя программа МЦПЧ прошла экспертную оценку Министерства образования России и рекомендована в качестве экспериментальной программы.

    Зато в провинции интерес к новому предмету велик. Права человека изучают в десятках школ Сахалина, в Екатеринбурге, Ижевске, Кирове, Калуге, Твери, Мурманске, а также в нескольких небольших российских городах: Первоуральске (Свердловская область), Новочеркасске (Ростовская область), Дзержинске (Нижегородская область), Обнинске (Калужская область).

    Создатели программы считают, что изучение прав человека должно быть интересным и совсем не занудным. Поэтому на первом месте в процессе обучения стоят ролевые игры. Автор этих строк присутствовал при оживленной дискуссии о том, как сделать более интересной и содержательной игру на тему: "Свобода въезда и выезда". Методы предлагались разные, но основная мысль у всех была одна: в игру надо вовлечь каждого школьника, никто не должен оставаться пассивным зрителем.

    Интересной и занимательной является хрестоматия по правам человека (в двух книгах). Там нет длинных текстов, которые способны усыпить почти любого школьника. В хрестоматии соседствуют отрывки из размышлений философов и художественных произведений, немногие (но необходимые) правовые документы и свидетельства мемуаристов и современных журналистов о далеко не правовых отношениях, издавна царящих в нашем Отечестве.

    Чтобы преодолеть прочно укоренившиеся у нас традиции беззакония и произвола, нужно воспитать новое поколение российских граждан в духе понимания своих и уважения чужих прав. Такова основная идея сотрудников центра. Пессимисты могут возразить, что это - утопия. Но, по определению Карела Чапека, пессимист - это тот, кто ничего не делает. А всеми своими достижениями человечество обязано тем, кто работает и, следовательно, не принадлежит к числу пессимистов.

    Иван Смирнов

    Р.S. Тем, кто заинтересовался деятельностью Молодежного центра прав человека и правовой культуры, сотрудники центра дают контактный телефон 332-45-39 (есть автоответчик) и электронный адрес.


    Время можно побеждать с помощью логистики

    Если перед человеком, не имеющим глубоких познаний в экономической науке, поставить вопрос о значении слова "логистика", то он сделает "круглые глаза". Люди, собравшиеся на Всероссийскую научно-практическую конференцию "Логистические технологии XXI века", прояснили, что семантика слова "логистика", восходит к Древней Греции и вбирает в себя искусство рассуждения и вычисления.

    Впрочем, целью участников конференции были не научные дискуссии, а выработка конкретных рекомендаций в адрес высших законодательных и исполнительных органов власти, направленные на совершенствование всей цепи производства товаров, обеспечение взаимодействия и взаимосвязи различных функций бизнеса на основе принципов логистики. Современные методы организации производства ориентируются на очень точные схемы снабжения материально-техническими ресурсами, когда ритмичность поставок для работы современного предприятия исчисляется в минутах.

    1

    Главная идея логистики предельно практична, отметил министр транспорта РФ Сергей Франк: экономить время и деньги, подходя к различным видам транспорта, к отправителям и получателям как к единой системе. Логистический подход универсален, так как он применим и в мелкой компании, и в крупной корпорации. В масштабах всей России на этапе экономического подъема логистика - это ключ к разумному использованию национальнвых богатств, к эффективной интеграции в мировую экономическую систему.

    Нельзя рассматривать логистические технологии в отрыве от общей экономической ситуации: налоговой, тарифной, антимонопольной, кредитно-денежной политики. Узким местом являются стыковки между разными видами транспорта. Здесь возникло огромное количество монополистов, которые взвинчивают цены, частенько злоупотребляя своим монопольным положением. Сохраняются большие барьеры в таможенной переработке грузов. Все еще велики тарифы. По мнению председателя думского Комитета по экономической политике Сергея Глазьева, принимавшего участие в конференции, "повышение рентабельности транспорта не должно быть самоцелью". Главное - обеспечить устойчивую работу транспортных систем.

    Недальновидна политика в отношении экспортеров, так как для успешно работающих компаний бремя налогов постоянно увеличивается. Получили широкое распространение всякие эксклюзивные схемы, по которым отдельные компании (через посредников) имеют возможность провозить свои грузы по тарифам на 20-30 процентов дешевле, чем остальные. Это ярчайшее проявление недобросовестной конкуренции, с которой по идее решительно должно бороться антимонопольное ведомство. Импортная составляющая в транспортном парке все более нарастает. То же самое происходит и в сфере транспортных услуг. Здесь во многом вина государства, которое поставило отечественных перевозчиков в заведомо дискриминационные условия. Иностранцы не платят ряд налогов, пользуются некоторыми привилегиями. На деле получается, что наша налоговая система бьет по своим же.

    В мире идет движение в пользу интегрирования высокоскоростных транспортных систем. У нас, к сожалению, самые эффективные звенья этой цепочки по сути выпадают. Катастрофическая ситуация сложилась на рынке авиационных перевозок, который сократился в разы. И это в то время, когда авиационный транспорт берет на себя не только уникальные грузы, но даже массовые. Потеря самой перспективной ниши современных транспортных систем создает колоссальные проблемы в будущем.

    Мы теряем конкурентоспособность как транзитное государство. Наши трансконтинентальные магистральные транспортные коридоры сегодня работают крайне неудовлетворительно. Практически в четверть силы работает транссибирский коридор. В тяжелейшем состоянии находится Северный морской путь. По мнению С. Глазьева, восстановление этих транспортных артерий должно стать одним из ключевых приоритетов нашей экономической политики.

    Однако, многие российские компании осознали необходимость укрепления своих позиций на рынке транспортных услуг. Морской порт Санкт-Петербург, порт Восточный (Приморский край), Дальневосточное морское пароходство, группа компаний "Сибалюминий" приняли вполне логичное решение, подписав недавно совместный протокол об образовании интермодальной транспортной контейнерной компании - оператора транссибирских контейнерных перевозок. Это позволит начать возрождение транссибирских транзитных перевозок, ограничить активность иностранных конкурентов.

    Несмотря на политическую пестроту состава Госдумы, и там есть единодушие в том, что необходимо ликвидировать все формы дискриминации отечественных перевозчиков и товаропроизводителей по налогам, тарифам.

    В качестве главных направлений законодательной работы Госдумы и комитета по экономической политике Сергей Глазьев назвал рационализацию денежно-кредитной политики, ее разворот в направление производственной сферы, создание каналов притока денег в производство, снижение процентных ставок и насыщение экономики полноценными денежными инструментами. Для этого необходимы и соответствующие финансовые и банковские институты: банк развития, экспортно-импортный банк, инвестиционные фонды. В планах Госдумы - обновление таможенного законодательства. Новая редакция Таможенного кодекса и закона о таможенном тарифе призваны сделать таможенную систему более эффективной, прозрачной, рациональной, способной повысить конкурентоспособность внешнеэкономической сферы.

    Усам ОЗДЕМИРОВ


    Порт Оля - окно в Азию

    При помощи этого крупнейшего транспортного узла на юге России, утверждает газета "Волга", наша страна налаживает транзитные перевозки. Сейчас на линии Астрахань-Энзели работает паром "Кристина". Если в самом начале своей работы паром дотировался из бюджета, то сегодня каждый рейс приносит прибыль порядка 50 тыс. долларов. Совсем недавно через каспийский маршрут прошли первые грузы из Индии в Санкт-Петербург. Экономия времени при этом составила 15-20 дней. Если учесть еще и то, что 20 процентов долга Индии России, который погашается товарами, уходит на обслуживание традиционных маршрутов доставки грузов (сейчас существуют только два пути: через Суэцкий канал - Средиземное - Черное моря и вокруг Африки в порты Финляндии или Санкт-Петербург), то выгода более короткого пути очевидна. Для России в целом это выльется в громадную сумму, указывает газета. Ведь сейчас из Индии через порты Финляндии и Санкт-Петербург доставляется почти пять тысяч контейнеров с чаем, медикаментами, табаком и специями. В свою очередь из России в Индию через Санкт-Петербург и украинские порты Черного моря одной газетной бумаги отгружается 100 тысяч тонн. В целом же торговый оборот исчисляется сотнями миллионов долларов. Вопрос о порте Оля уже рассматривался на одной из российско-индийских встреч на правительственном уровне. В ближайшее время в Дели по инициативе индийской стороны пройдет совещание тех стран, по территории которых будет проходить маршрут транспортного коридора "Север-Юг", пишет газета.

    НЭБ


    Обломки ракеты скупают китайцы

    Уцелевшая после отстрела от корпуса вторая ступень ракеты-носителя, запущенной с космодрома Байконур в один из предыдущих запусков, обнаружена на территории одного из районов Алтайского края местными экологами и военными. Они вели поиск фрагментов второй ступени ракеты-носителя "Союз-ТМ 30". Как сообщает барнаульская газета "Алтай Weekly Review", не распавшаяся на куски вторая ступень имеет внушительные размеры и находится в труднодоступной части тайги.

    В последнее время в Третьяковском районе началась "настоящая эпидемия", связанная с попытками местного населения сдавать найденные фрагменты ракет в металлолом. Обломки разрезают на части, нелегально вывозят в Казахстан, где их скупают китайцы.

    НЭБ