Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


3 страница (3.pdf) --> 1 --> 2 --> 4 --> 5 --> 6 --> 7 --> 8 --> Содержание
"Яблоко России" № 15 (107) 15 апреля 2000 года

ЗЕРКАЛО

  • Д. Рубвальтер. Не допустить сговора монополистов
  • У. Оздемиров. Счета от олигархов нам не по карману
  • Д. Усов. Властям не сдается богатый Билл Гейтс


  • Мнения

    Не допустить сговора монополистов

    Есть две точки зрения на проблему монополизма. С одной стороны, конкуренция на мировом рынке требует укрупнения капитала. А с другой - надо смотреть на нашу внутреннюю ситуацию.

    У нас очень облегченное антимонопольное законодательство. До 35 процентов рынка - вообще не монополия, от 35 до 70 - надо еще посмотреть, что там за монополия... А если объединятся энергетические и алюминиевые компании, то тут возникнет огромный монстр, который будет диктовать условия всем и вся. Антимонопольные органы должны очень остро отслеживать ситуацию. Где монополия - там сговор, и может статься, что при таком положении вещей все разговоры нового Президента о равенстве условий для всех окажутся просто разговорами.

    В Америке уже 7-10 процентов - это показатель контроля рынка. Там государственные органы очень строго и внимательно следят за всеми происходящими в экономике процессами. Жестко держать ситуацию - вот сейчас обязанность власти, или же государство должно жестко регулировать цены. Пока мы можем исходить только из общих тенденций. При всех плюсах и минусах, о которых было сказано вначале, существует большая угроза монополизации рынка алюминия со всеми отрицательными последствиями для общества и государства.

    Дмитрий Рубвальтер, председатель комиссии по промышленной политике Объединения "Яблоко"


    Счета от олигархов нам не по карману

    Не нужно быть предпринимателем, чтобы на собственной шкуре ощутить все "прелести" тарифной политики естественных монополий. Если в соседнем отделении Сбербанка вывесили объявления о новом повышении цен на газ, электроэнергию и телефон, то это означает, что нас, рядовых потребителей постепенно "подтягивают" к заоблачной планке рыночных цен на продукцию этих монополий. Уж больно непосильное бремя, как нам объясняют представители власти, легло на плечи промышленных предприятий. А все из-за того, что со временем образовался перекос в тарифах, оплачиваемых населением и предприятиями, причем не в пользу последних.

    Впрочем, не это, к счастью, является главной проблемой антимонопольного регулирования и создания конкурентной среды в экономике. Депутаты Государственной Думы склонны видеть причины проблем монополизма в неграмотной политике исполнительной власти на протяжении многих лет рыночных реформ. По словам председателя думского Комитета по экономической политике Сергея Глазьева, если государство не обеспечивает эффективного действия механизмов рыночной самоорганизации, должной конкурентности экономических отношений, то "рынок регулируют монополисты или, что еще хуже, организованная преступность".

    "Можно привести пример из недавнего прошлого, - сказал Сергей Глазьев. - С октября 1998 года до середины прошлого года шел бурный экономический рост. Темп его в промышленности за полгода составил 25 процентов. С мая рост прекратился. Почему? Сразу после финансового краха, после девальвации рубля экономический рост активно поддерживался. Государству в лице правительства и Федерального собрания удалось заставить монополистов - энергетиков, транспортников, все другие основные монополистические структуры, по сути, заморозить цены. В итоге обрабатывающая промышленность вздохнула, рентабельность повысилась вдвое, количество убыточных предприятий сократилось на треть. Сдерживание процентных ставок и усиление валютного контроля также принесли свои плоды. Потом правительство поменялось, к власти пришли все те же олигархические кланы. Первое, что они сделали, - взорвали равновесие на ценовом рынке: нефтяники взвинтили цены на нефтепродукты, энергетики, транспортники потянулись за ними. В итоге с мая прошлого года по настоящее время цены на энергоносители выросли в три раза, на электроэнергию - в два раза". Из чего они складываются? Как заметил аудитор Счетной палаты РФ Вениамин Соколов, Анатолий Чубайс получает в РАО ЕЭС России годовую заработную плату в сумме 250 тысяч долларов! Между тем, средняя зарплата в отрасли - 5000 рублей в месяц. Соотношение получается примерно 1:120. Перед нами прекрасный образчик рыночного вознаграждения за труд в рамках государственного предприятия. "Это неслыханно даже в рамках частных западных компаний", - воскликнул В. Соколов. А сколько этих немереных расходов бесконтрольно осуществляют наши монополии помимо заработной платы! Ведь из них потом и складывается тот самый тариф, который приходит в каждый дом и на каждое предприятие.

    В этом свете неубедительно выглядит мнение председателя Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Андрея Задернюка, который считает, что нужно "лелеять наших естественных монополистов". Из его слов выясняется, что "Газпром" не имеет на внутреннем рынке никакой прибыли. Близка к убыточности или убыточна половина электроснабжающих организаций. Не компенсируются полностью основные затраты...

    Недавно мы были свидетелями "сделки века", когда в результате простой купли-продажи почти 70 процентов акций алюминиевой промышленности оказались в руках акционеров "Сибнефти". Разбирательство, проведенное Министерством по антимонопольной политике, никаких последствий для олигархов не имело. Тем не менее, Дума до сих пор возражает и собирается послать запрос правительству в связи с "концентрацией собственности в алюминиевой промышленности и в целом в цветной металлургии". Лидер фракции "Яблоко" Григорий Явлинский считает очень опасными процессы, связанные с укреплением олигархической системы и усилением монополий в России. По мнению Г. Явлинского, в условиях, когда криминально-олигархический клан "беспрепятственно захватывает наиболее крупные куски собственности", необходимы постоянный контроль над крупными компаниями с точки зрения антимонопольной деятельности, обеспечение прозрачности их деятельности. Впрочем, и представители МАП не остаются в долгу перед законодателями. Так, министр Южанов озвучил целый список претензий в отношении законов, регулирующих сферу антимонопольной деятельности. "Каждый день мы сталкиваемся с такой проблемой, как совмещение хозяйственных и управленческих функций, - отмечает Южанов, - причем корни проблемы лежат в законодательстве. Законодатель разрешил, по сути, осуществлять различным государственным органам управления хозяйственные функции".

    Министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов рисует неутешительную картину деятельности МАП: "Я понимаю желание многих, чтобы антимонопольный орган действовал как ГИБДД: увидели - тут же оштрафовали или "отняли права". К сожалению, мы далеко не всегда можем успешно бороться с противостоящей силой, потому что численность наших органов по Российской Федерации - всего 1,5 тысячи человек".

    Что бы ни говорили представители МАП или ФЭК, население не склонно войти в положение "жирующих" монополистов из "Газпрома", МПС, РАО "ЕЭС России" и олигархов, прибравших к рукам лучшие куски национального пирога. Пропасть, разделяющую нас, вряд ли устранят сетования Министра по антимонопольной политике или аргументы в духе крылатой фразы, что "богатые тоже плачут". Иногда просыпается надежда: а вдруг власть осознает бесперспективность существующего экономического курса? Но тут вспоминается реплика Бориса Березовского о высказывании Путина накануне выборов: "Он сказал, что олигархи должны быть дистанцированы от власти ровно так же, как все остальные. Нормально, правильно абсолютно. Только нереализуемо. А слова правильные. Для избирателя".

    Усам ОЗДЕМИРОВ


    ВЛАСТЯМ НЕ СДАЕТСЯ БОГАТЫЙ БИЛЛ ГЕЙТС

    Уже с 1991 года длится борьба между компанией Microsoft и антимонопольными органами США. Компания была официально зарегистрирована в 1981 году и, благодаря удачным проектам, активно развивалась, заслужив репутацию настоящей "акулы капитализма". К началу 2000 года "империя" Билла Гейтса насчитывала 33 тысячи работников, а ее стоимость составляла свыше 500 млрд. долларов.

    Корпорация Microsoft на 90 процентов владеет глобальным рынком программного обеспечения. Пожалуй, не осталось ни одного компьютерного пользователя, который не знает, что такое Windows, Word, Exel. Бурное развитие корпорации Microsoft заставило американские власти начать расследование, чтобы выяснить, нарушает ли она антимонопольное законодательство США. Основной вопрос, который обсуждался в этой связи: имеет ли право Microsoft включать в Windows в качестве обязательного компонента функцию "Обозреватель" - программу для считывания электронных страниц с глобальной сети Интернет. Через несколько часов после того, как решением федерального окружного судьи корпорация Microsoft была признана нарушителем антимонопольного законодательства, ее глава Билл Гейтс заявил, что он намерен в ближайшее время подать апелляцию. При самом неблагоприятном для нее исходе, она может быть раздроблена на несколько мелких компаний, которые должны будут конкурировать друг с другом. Фондовая биржа отреагировала на событие тем, что акции Microsoft упали на 15 процентов. Из-за этого к концу дня Билл Гейтс лично потерял 12 млрд. долларов. Понизились в цене и акции многих других компьютерных компаний, даже тех, кто является конкурентами Microsoft.

    Руководство Microsoft заявляет о неправомерности и нецелесообразности попыток государственных органов добиться разделения компании, считая, что это нанесло бы большой ущерб всей отрасли программного обеспечения и потребителям ее продукции. Исходя из таких соображений, компания продолжает судиться и дальше, хотя добровольное разделение могло бы положить конец антимонопольному разбирательству.

    Надо отметить, что наблюдатели в США неоднозначно оценивают сложившуюся вокруг Microsoft ситуацию. По идее, действия антимонопольных органов должны приносить пользу компаниям, страдающим от завышения цен и захвата рынка монополистом. Компании компьютерного сектора в значительной степени дополняют друг друга. Очень сложно провести существенную реорганизацию одного из главных игроков на рынке, не нанеся вреда всем вокруг. В случае с Microsoft в результате решения суда компьютерные компании потеряли огромные деньги, которые они могли бы вложить в свое развитие. На этом примере можно убедиться в том, что орудие антимонопольного регулирования является обоюдоострым (во всяком случае, в США), и пользоваться им надо обдуманно и осторожно.

    Дмитрий УСОВ