Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


8 страница (8.pdf) --> 1 --> 2 --> 3 --> 4 --> 5 --> 6 --> 7 --> Содержание
"Яблоко России" № 9 (101) 4 марта 2000 года

Земля просыпается каждую весну и испытывает то же счастье, что и душа человека

ГАЛЕРКА

  • А. Кобринский. Московский и петербургский "диалекты" русского языка
  • А. Парнов. Рожденная в плену искусства
  • "МК". Памятник "титульному лицу" города
  • Московский и петербургский "диалекты" русского языка

    Когда мы говорим о диалектах, то обычно представляем себе деревни Брянской области или, скажем, север России - Архангельскую, Вологодскую области. Москва и Петербург традиционно связываются у нас с представлениями о литературной норме. Но на самом же деле, жители российских столиц говорят по-разному. И хотя утверждать, что эти особенности московского и петербургского языка формируют диалекты, было бы весьма, с научной точки зрения, забавно, все же есть смысл к ним приглядеться пристальнее.

    То, что в Петербурге и в Москве произносят слова по-разному, - известно. Самые яркие примеры - московская "булоШная" и питерская "булоЧная", "сквореШник" и "сквореЧник", "конеШно" и "конеЧно". Питерское произношение традиционно приближается к написанию, и оно сейчас явно побеждает. Классическому московскому произношению, восходящему к традициям Малого театра, учили моих московских друзей в университете так: "Друг сердеШный - таракан запеШный"... Кто сейчас из москвичей так произносит последнее слово? А кто вслед за Юрским будет так читать мандельштамовскую строчку:

    - Где спичеШные ножки цыганочки в подоле бьются длинном...

    Зато в Петербурге уже вовсю распространено произношение "Что" (вместо "Што"), "Чтобы"...

    Но еще интереснее семантические различия. Оказывается, в Москве и Питере иногда одни и те же слова имеют разные значения! Хорошо помню, как в конце 80-х годов я вернулся с пустыми руками из московской булочной, где меня попросили купить ХЛЕБА. Только через некоторое время выяснилось, что ХЛЕБОМ в Петербурге называется то, к чему в Москве традиционно добавляют слово "черный". Московский "белый хлеб" в Петербурге - попросту "булка"...

    В Петербурге мало распространено слово "проездной". На вопрос кондуктора горожане отвечают: "У меня КАРТОЧКА". Тротуар ограничивается не БОРДЮРОМ, как в Москве, а ПОРЕБРИКОМ... Наконец, чтобы попасть к себе домой, в Москве входят в ПОДЪЕЗД, а в Петербурге - как правило - в ПАРАДНУЮ...

    Очень жаль, что некоторые слова уходят... Так уже почти исчезли московские наименования трамваев и троллейбусов: "аннушка", "букашка"... В Петербурге мало кто помнит ласковое слово "вставочка", которым наши бабушки называли только что появившиеся шариковые ручки... А это - уникальный язык города - такое же его культурное достояние, как памятники архитектуры, старые названия улиц, городские мифы и легенды.

    Александр Кобринский


    Рожденная в плену искусства

    Это издание попало в нашу редакцию случайно. В 1993 году фирма "Эмко" при содействии Международного клуба "Москва - Север" издала в своем роде уникальный альбом под названием "И заново в плену открытий...", в который вошли проза, стихи, живопись и графика Маши Загорской. Как не странно, но о самом авторе издатели не сказали ни слова. Лишь упоминание на титульной странице Московского Центра независимой жизни для особых детей "Контакты - I", занимающегося проблемами инвалидов, намекало на некую отличительную особенность художника.

    1

    1

    Мы условились встретиться в подземном переходе на Калужской. "У меня есть свободных полтора часа, можем поговорить", - застенчиво сказала Маша. Позднее ее ждали в реабилитационном Центре "Надежда" для детей с диагнозом ДЦП, где уже долгое время работает Загорская, помогая и самим детям, и, что весьма важно, их родителям избавиться от мысли быть покорными судьбе. А что такое детский церебральный паралич она знает как никто другой...

    "До восьми лет я вообще была неподвижна", - призналась Маша. Как и каждый больной ДЦП ребенок, она всеми стремительно иссякающими силами сопротивлялась попыткам любящих людей поставить ее, в прямом и переносном смыслах, на ноги. "Я очень благодарна своей семье за то, что это удалось. Особенно - маме, которая отдала мне столько сил..."

    Первую попытку поступить в художественное училище Маша Загорская предприняла сразу по окончании восьмого класса одной из обыкновенных московских школ. Неудачно. Однако неуемная жажда жизни и страсть к живописи вкупе с родительской любовью не позволили отступить. Уже через два года с аттестатом о среднем образовании она успешно выдерживает экзамен в престижнейшее художественное училище имени 1905 года.

    - Учиться было очень тяжело, - вспоминает Маша. - Среди матерых, самомнительных художников я такая была одна...

    "Такая" - не по болезни, а скорее из-за редкой души, сочетающей в себе бескорыстность, простоту, отзывчивость, доброту, общительность... И, конечно, талант. Лишь на третьем курсе раскаявшиеся однокашники всерьез обратили внимание на девушку-инвалида, ставшую позже для многих из них настоящим другом.

    По окончании училища, Загорская продолжает стремиться к вершине профессионального мастерства. Теперь - в специализированном Государственном институте искусств (СГИИ), куда, кстати, Маша поступила на заре его создания. На сегодняшний день она уже должна была иметь диплом, но случилось то, что многие скептически настроенные люди, возможно, назовут сумасшествием. В 1997 году у студентки четвертого курса СГИИ Марии Загорской родился сын. Это счастье перевернуло всю ее жизнь, отразившись, естественно, и на творчестве. "Алло...", - отвечает детским голосом телефон художницы. А выслушав просьбу нарвавшегося на него человека, с абсолютно взрослой серьезностью интересуется: "Кто спрашивает?.."

    - У Димки сейчас телефонный бзик, - несколько смущенно оправдывается молодая мама. - Он сейчас в таком возрасте, когда все вызывает интерес. Вопросы задает непрерывно...

    Правда, в отличие от мамы, любовь к живописи у Димы Загорского еще не проснулась. Но это, надо полагать, впереди, учитывая, что изобразительное искусство - почти наследственность. Ведь отец Маши - профессиональный кинохудожник. А пока Димка изучает окружающий мир и любит слушать Гарика Сукачева. Кстати, тоже в отличие от мамы, которая предпочитает симфоническую классику. В этом она постоянна. Как неизменна ее любовь к "Мастеру и Маргарите" М.Булгакова и "Сто лет одиночества" Г.Маркеса. Перечитывает эти произведения вновь и вновь, и как истинный художник создала к ним цикл иллюстраций. Три картины Маши Загорской по Маркесу сегодня находятся в Германии. Немецкий коллекционер выкупил и увез их прямо с выставки в Московском Доме художников. "Конечно, жалко было расставаться с этими работами, но если людям нравятся мои картины, то как я могу отказать".

    В качестве дипломной работы, которую предстоит показать в июле, Маша Загорская выбрала триптих. "Юность. Материнство. Детство". Именно в такой последовательности. Просто Димкино детство - это новый этап в жизни и творчестве его матери.

    "Если будете публиковать мои стихи, то лучше из последнего, - попросила Маша. - Хотя я не поэт. Это просто хобби такое". Стихи у нее рождаются внезапно, импульсивно, без раздумий. Как и проза. И это - не хобби. Это - дар Бога.

    Андрей Парнов


    Памятник "титульному лицу" города

    В Сергиевом Посаде на днях открывается памятник человеку, в честь которого и назван сам город - святому Сергию Радонежскому.

    Как сообщили в администрации Сергиево-Посадского района, памятник будет стоять у стены Троице-Сергиевой лавры, у самого ее закладного камня; открытие назначено на 6 марта. В районе уже есть один памятник Сергию - в селе Радонеж, работы знаменитого скульптора Вячеслава Клыкова. Но в самом городе изваяний святого пока не было, хотя идея памятника возникла еще 1992 году, когда Загорск был переименован в Сергиев Посад. Тогда Министерством культуры был объявлен конкурс, но победившая на нем работа петербургского автора совершенно не вписалась в пейзаж Троице-Сергиевой лавры. К тому же на реализацию проекта недоставало денег, и на целых семь лет о нем забыли.

    В прошлом году памятником занялся лично Патриарх Алексий II.

    Комиссия под его руководством выбрала проект московского скульптора Валентина Чухаркина и главного архитектора Сергиева Посада Виктора Журавлева, который ныне успешно воплощен в бронзе. Пятиметровая скульптура Сергия Радонежского поставлена на маленький постамент высотой всего 90 сантиметров. Такого человека, как Сергий, сочли нецелесообразным "возносить" на помпезный пьедестал: он стоит на грешной земле, подняв правую руку для благословения, а в левой держа свиток. Облик Сергия скульптор воплощал по сохранившимся в Лавре иконам в тесном взаимодействии со священнослужителями.

    "МК"