Сальери не отравлял Моцарта...
На дискуссионный форум сервера "Яблока" в Интернете регулярно приходят гости - политики, экономисты, депутаты Госдумы, писатели. В одном из номеров мы публиковали отрывок из виртуального интервью Валерия Писигина. Темой этой части беседы стало творчество, история и... женщины.
- Мне очень нравится жанр, в котором Вы работаете, жанр "путевых заметок". Вы каждый год издаете новую книгу, над чем Вы сейчас работаете?
- Я предпочитаю работать в жанре именно том, который нравится Вам, а не абстрактной России. Но вообще я мало думаю о жанре, когда пишу. Вообще-то, это вовсе не заметки и вовсе не путевые.
Сейчас я ни над чем не работаю, кроме как над собой, то есть я читаю, читаю и читаю. А еще наслаждаюсь природой. Кое-какие замыслы у меня есть, если даст Бог, я их смогу воплотить. Какой это будет жанр не знаю.
- По ТВ неоднократно выступали последователи теории Фоменко, в частности Гарри Каспаров. Они утверждают, что нынешняя хронология истории неверна. Например, Христос родился всего лишь 1000 лет назад, а Куликовская битва была гораздо позже, чем это утверждается официальными историками. Как Вы относитесь к данной теории?
- Время от времени среду потрясают те или иные "открытия". Они обсуждаются в обществе, большую часть обывателями нежели специалистами. Одни открытия сменяются другими, часто от таких "открытий" в памяти не остается даже следа. К такому "открытию" принадлежит и теория Фоменко.
История - это нечто большее, чем лишь хронология. Хронология - это просто цифры. Договоренность в отношении этих цифр может быть самой разной. Так, в Индокитае Новый год празднуют совсем в другое время. У разных народов ведется совершенно разное летоисчисление. А вот история - это, как говорится, штука посложнее. Например, известно, что Сальери не отравлял Моцарта. Однако, благодаря гению Пушкина, даже дети убеждены, что отравлял. Когда Пушкину указали на то, что Сальери не отравлял Моцарта, и что он напрасно очернил известного композитора, Пушкин спокойно ответил: "Тот. Кто освистал "Дон Гуана", мог отравить и его создателя".
То есть, история - это даже не то, что было на самом деле, а то, что могло бы быть или даже могло и не быть, но родилось в воображении.
Или еще один пример, неизвестно кто из пятерых повешенных декабристов сорвался с виселицы. Было множество свидетелей, включая непосредственных исполнителей приговора, но все они путаются в своих показаниях и не могут точно сказать кто сорвался - Пестель, Рылеев, Каховский или кто-либо из других.
Или возьмем нашу недавнюю историю - события у Белого Дома 3-4 октября 1993 года. Когда буквально через несколько дней никто не мог точно сообщить о трагических событиях, и каждый трактовал их по-своему. И мы никогда не узнаем точные события и точные факты. Но, повторяю, история состоит не только из этих точных или неточных фактов, но и о суждениях о них. Более того, меня эти суждения интересуют больше, чем сам, а так называемая "точная история". И уж совсем не стоит ломать копий вокруг спора о хронологии.
- Как Вы относитесь к теории Гумилева о том, что монголо-татарского ига не было (по крайней мере, в общепринятом понимании "ига" и его влияния на историю и культуру Руси).
- Что касается монголо-татарского ига, то это вопрос примерно из той же категории, но только более сложный, а для России и для русских - в особенности.
Я убежден, что российская государственность от Ивана III и до настоящего времени являет собой результат и влияние ига. Именно от ига мы унаследовали гиперцентрализованную власть, наподобие китайской, византийской и других восточных деспотий. В то время как в домонгольский период на Руси существовала совсем иная государственная традиция. Наиболее целостным выразителем которой является Новгородская республика.
Вопрос в том, что интересы Орды совпали с интересами нарождающейся новой бюрократии, в частности московской. Орда использовала князей для сбора ясака (дани) с порабощенных территорий. Князья использовали Орду и власть хана для утверждения собственной власти над княжествами и выслуживались перед ханом, для того чтобы иметь ярлык на княжение. Так что отзвуки сформированного в то время государства и его институтов мы имеем до сих пор. Отрицать роль ига было бы очень смелым. Тем более, мы не затрагиваем здесь уничтожение древнерусской культуры, духовенства.
Что касается Гумилева, то, отдавая должное этому выдающемуся мыслителю, я должен сказать, что он очень вольно обращался с древнерусскими летописями, находя в них то, чего там никогда не было и не могло быть. Я могу отнести интересующихся к книге известного петербургского историка Лурье.
- Сколько времени Вам нужно, чтобы покорить понравившуюся Вам женщину? Ваш любимый одеколон? Чем должен пахнуть по Вашему мнению настоящий мужчина?
- В моей богатой и как говорят нынче "неоднозначной" биографии было всякое. На иную женщину уходили годы, а на иную часы или даже минуты. Хотя я очень нетерпелив. Ведь тут многое зависит не только от меня, но и от самой женщины, от ее кокетливости и самооценки.
Чем должен пахнуть мужчина, Вы, вероятно, знаете это лучше меня. Как и то, чем он пахнуть не должен. Мой любимый одеколон - "Cartje Pasha". Хотя, как глубокий и законченный провинциал, воспитанный в рабочих кварталах Екатеринбурга, и проведший детство в сентиментальных условиях маленького украинского городка, я кроме "Тройного одеколона" и "Шипра" иных одеколонов не знал. И Кельнская вода стала мне доступной лишь после утверждения в нашей стране демократии.
- Природа, погода, любовь, печаль, аромат - что для Вас является творческим двигателем?
- Вы, удивительно точно перечислили основные двигатели моего творчества, только любовь я бы поставил на первое место. И добавил бы страдание, которое эта любовь причиняет.
Диалог в виртуальном пространстве подготовила Наталия Демина
О политиках несерьезно
Под музыку Вивальди?
Какая мелодия звучит у Вас в голове, когда Вы думаете о "Яблоке"? Этот вопрос был задан нескольким депутатам Госдумы.
Разброс мнений был чрезвычайно велик. Оказалось, что если бы была возможность включить музыку, звучащую в головах депутатов на полную катушку, то многообразие звуков поразило бы любого меломана. Классика сменилась бы роком, а мажор перетек бы в минор. Музыкальные критики, придя на концерт из любимых мелодий депутатов, непременно назвали бы это направление в искусстве "новым яблочным стилем".
Руководитель фракции "Яблоко" и его зам признались, что очень любят музыку Шопена, но если у Григория Явлинского возглавляемая им партия не вызывает никаких музыкальных ассоциаций, то для Сергея Иваненко с "Яблоком" ассоциируется именно Шопен. Сергей Митрохин, думая о "Яблоке", слышит музыку Моцарта, причем не "Свадьбу Фигаро" или 40-ю симфонию, а cимфонию "Юпитер". По мнению Александра Шишлова, мелодией "Яблока" является, несомненно, мажор Вивальди.
Для Татьяны Ярыгиной лучшим обрамлением "Яблока" была бы музыка Рахманинова, когда, с одной стороны, звучит что-то нетрадиционное, а с другой - типично русское. Елена Мизулина уверенно заявила, что "Яблоко" - явление чисто русское, в нем нет искусственности, и оно очень естественное, поэтому ее выбор - музыка Чайковского. Сергей Попов не назвал определенной мелодии или композитора, но вторя двум прекраснейшим женщинам, заметил, что мелодия "Яблока" - это что-то русское, классическое и лирическое.
Валерий Борщев был категоричен: "Я думаю, что мелодия "Яблока" - это классика - ясность души и ума. Скорей всего, это направление Беллини, Доницетти и Моцарта, но не дай Бог, Вагнера или Бетховена. У Бетховена чувствуется душевный разлад, а Вагнера я терпеть не могу. Вагнер - это уже деградация души".
Вячеслав Игрунов, как и многие "яблочники", обожает творчество "The Beatles". Думая о "Яблоке", он вспоминает мелодии Маккартни и Леннона, а особенно песню "Когда мне будет 64". Владимир Аверчев признался, что не очень музыкален, но при слове "Яблоко" ему слышится музыка группы "ДДТ". "А какой альбом: "Актриса Весна" или "Любовь"?" - уточнила я. Ответ Аверчева был неожиданен: "Черный пес Петербург".
Для двух Алексеев - Михайлова и Мельникова - музыка "Яблока" это рок и хэви-металл. "Я бы сказал такой рок, который ближе к авторской песне, типа "Чижа" или что-то в этом роде", - заметил Алексей Михайлов. По мнению Алексея Мельникова, это - рок AC/DC, Motorhead, Garbage, Radiohead и Pulp, переходящий в хэви-металл Metallic'и..
Наталия Демина
|