Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


4 страница 1 2 3 5 6 7 8 Содержание
"Яблоко России" № 2 (94) 15 января 2000 года

Мы готовы к компромисссам, к обсуждениям, но не к сговору...

ГОСТИНАЯ

  • Встретились и не разошлись. Пока - до выборов президента. Из интервью Григория Явлинского корреспонденту "Эхо Москвы" Нателле Болтянской
  • Встретились и не разошлись.

    Пока - до выборов президента

    Из интервью Григория Явлинского корреспонденту "Эхо Москвы" Нателле Болтянской

    1

    - Общая оценка такова. Эти выборы укрепили позиции сторонников номенклатурного монопольного капитализма и позиции региональных и отраслевых лоббистов. Именно этим силам, имеющим за собой государственные административные и финансовые ресурсы, доминирующим в электронных СМИ удалось навязать себя обществу и сформировать крупные фракции - "Единство" и "Отечество" - чисто конъюнктурные образования. Скорее всего, внутри этих фракций появятся более мелкие, возможно даже враждующие между собой группы, которые будут отстаивать те или иные конкретные и довольно понятные интересы. Кстати, этот процесс дробления уже идет полным ходом. Если добавить к этому набору идеологическую фракцию коммунистов, целью которой является, на мой взгляд, самосохранение, и все это сложить, то прогноз деятельности новой Думы выглядит весьма пессимистическим.

    Н. Болтянская: Итоги встречи с Владимиром Путиным?

    Г. Явлинский: Встреча первая в этом году. Ее главный итог - это обсуждение вопроса о том, как будет устроена новая Государственная Дума. Итогом является общее предложение сократить количество комитетов, кабинетов, начальников в Думе, это хороший и правильный итог. Обсуждались также вопросы, как будут вестись консультации в отношении спикера Думы, обсуждались вопросы, связанные с будущими президентскими выборами - вот основной круг вопросов.

    - Несколько вопросов, пришедших в Ваш адрес по Интернету: "Уважаемый Григорий Алексеевич, будете ли Вы баллотироваться на пост президента? Почему Вы так долго не объявляли о своем решении? Пошло уже 5 дней с 31 декабря. Чем вызвана такая нерешительность?" Насколько я знаю, сегодня Вы уже говорили о своем решении.

    - Я еще не говорил о своем решении, приберег его для встречи с вами. Могу его лишь подтвердить. Мы будем участвовать в президентских выборах, я буду участвовать в президентских выборах, я буду выступать на этих президентских выборах за то, чтобы Россия стала свободной, открытой, безопасной страной, демократическим государством с эффективной рыночной экономикой, с защищенными правами человека. Я считаю это важнейшей задачей. И главный смысл будет заключаться в том, чтобы таким способом, как мы вели реформы в последние десять лет, продолжать их больше невозможно. Важнейшим направлением проведения реформ является сосредоточение всех усилий вокруг человека, личности, его возможностей в России и борьба с коррупцией, завершение кровопролития в Чечне - вот принципиальные пункты, которые мы считаем наиболее важными, и ради них будем участвовать в президентских выборах.

    - Многие говорят о том, что нет четкой сформулированной экономической программы у Владимира Путина. Можете что-нибудь сказать по этому поводу?

    - Владимир Владимирович Путин совсем недолго возглавляет правительство России. Я думаю, что тот факт, что он не поддается на скороспелые предположения, которые ему в большом количестве приносят, лишь говорит о том, что он серьезно намерен относиться к такому вопросу, как экономическая программа. И я думаю, что в ходе президентской кампании им будут сформулированы определенные экономические подходы и воззрения. Будем надеяться, что это будут такие подходы и такие воззрения, которые могут заслужить поддержку.

    - Вы в предыдущей Думе славились как руководитель несговорчивой фракции и сами по себе человек достаточно несговорчивый. Можно ли рассчитывать на то, что в нынешнем парламенте с вами можно будет договориться?

    - Так и раньше с нами можно было договориться. С нами нельзя было договориться, например, по бюджету страны. Так вот, принятие бюджетов в том виде, как их принимали с 1994 года, привело к кризису 17 августа, когда страна стала абсолютным банкротом. Есть еще целый ряд вопросов, по которым нельзя было ни с кем сговариваться. Я бы выразился так: мы готовы и к компромиссам, и к обсуждениям, и к уступкам, но к сговору не готовы и не будем в сговоре участвовать. Мы будем искать союзников, мы готовы на разумные отступления и компромиссы, когда они не выхолащивают смысл, когда это не теряет самого содержания, когда это остается в пределах, по крайней мере, общего направления. Это может быть не связано даже с нашими собственными интересами. Мы готовы кого-то поддерживать в этом, но еще раз говорю: если это общее направление связано со свободой граждан России, с экономическим процветанием, с сильным демократическим, российским государством с единством нашей страны, с безопасностью граждан - в этих случаях мы, конечно, готовы на различные обсуждения и на поддержку других сил, если они двигаются в этом направлении.

    - Что касается переноса сроков президентских выборов... Воспринимают их все по-разному. Вы как это воспринимаете?

    - Положительно. Это дает возможность раньше, чем планировалось, перейти к созидательной работе в России. И это очень хорошо.

    - Вопрос, присланный по Интернету: "Григорий Алексеевич, Вы вступаете в президентскую кампанию, всерьез надеясь победить или для соблюдения принципа демократического выбора?"

    - Сегодня говорить о том, что всерьез можно победить Путина, было бы, наверное, несерьезно. Скорее всего, если все останется так, как есть сегодня, Владимир Владимирович Путин победит на президентских выборах. Но в интересах изменения, перелома в лучшую сторону в нашей стране, в интересах сохранения открытости, демократии необходимо участвовать в президентских выборах. Кроме того, есть абсолютно прагматические задачи: необходимо показать тот вектор изменений, которого хотят и на котором настаивают миллионы избирателей. Да, мы собрали небольшие проценты на прошлых выборах. Но это миллионы людей, у которых есть ясное и понятное стремление к положительным изменениям в России, которые поведут нашу страну в следующий век как страну открытую, свободную, обеспеченную и безопасную. И вот ответить на чаяния этих людей и показать будущему президенту, если это будет Владимир Владимирович Путин, каков вектор настроений, чего хочет российское общество, в каком направлении должны быть предприняты те изменения, о которых он уже даже сам говорит.... Ведь он говорит: мы сохраним преемственность, мы сохраним лучшее, а худшее отбросим. Так вот, что это "лучшее" и какие позитивные изменения в стране нужны - вот ради всего этого, чтобы люди имели голос, могли бы заявить свою позицию, чтобы все не строились в одну линейку и не отдавали честь одному человеку, в этих условиях обязательно нужно участвовать в выборах.

    - Какое отношения "Яблоко" имело к ряду законов, которые отклонил Путин сегодня? В частности, вопрос, присланный по Интернету, касается закона о поддержке малого предпринимательства.

    - Законы такого рода, безусловно, готовятся, в том числе и депутатами "Яблока". Если это закон, который мы готовим на протяжении двух с половиной лет по малому предпринимательству, то, очевидно, к нему есть какие-то существенные замечания. Кроме того, надо же понимать суть дела. Когда говорят, что Владимир Владимирович Путин что-то отклонил, надо понимать, что кто-то ему подготовил записку о том, что в этом законе то-то не учтено, он подписал эту записку и снова отправил ее в Думу. Это вовсе не значит, что это достаточно компетентное мнение. Это вовсе не значит, что это так и останется, это вовсе не значит, что вопрос для дискуссии исчерпан. Вполне возможно, что, посмотрев на эти замечания, можно будет вновь вернуться к обсуждению этого вопроса и все-таки найти общие положительные решения. Я бы не создавал из этого никакой особой проблемы. Ельцин часто возвращал законы, потом они вновь приходили в Думу. Я не знаю в этом наборе законов ни одного такого, по которому можно было бы судить, что произошло какое-то принципиальное изменение в политике.

    - Можно ли говорить о планировании вашей деятельности в новой Думе?

    - Да, конечно. У нас есть пакет законов, которые мы будем вносить сразу, как только Дума начнет работать. Это законы, связанные с резким снижением налогов, с антимонопольной деятельностью, антикоррупционной деятельностью, с сокращением размеров государственного аппарата, это целый ряд законов, связанных с защитой интересов собственников, законы, связанные с защитой интересов акционеров - то есть это все то, что направлено на защиту интересов граждан и на повышение стабильности в стране. Это и есть наши главные задачи.

    - Я понимаю, что, говоря о пакете законопроектов, трудно, наверно, выбрать первый или второй. Какой Вы считаете основным, главным или первым?

    - Там в разных направлениях есть разные законы. Все законы, направленные на независимость суда, с моей точки зрения, являются совершенно необходимыми и первоочередными. Все законы, связанные с правовым урегулированием ситуации в Чечне совершенно необходимы. Все законы, связанные со снижением налогов и созданием более стабильной обстановки в экономике, совершенно необходимы. Тем более, что в экономике дело развиваются совершенно не так, как хотелось бы, и трудности становятся все более и более ощутимыми. Например, предложения в отношении стопроцентной продажи валюты - это уже сигналы о том, что эти кризисные явления, нарастающая инфляция с декабря - это явления, которые говорят о том, что экономика требует очень скорых решений.

    - Есть ли среди ваших законопроектов так называемые непопулярные меры?

    - Смотря для кого. Если речь вести о 5 процентах населения, которые пользуются на сегодняшний день основными плодами всей реформы...

    - Нет.

    - А если речь вести о людях, которые живут в нашей стране, то я в принципе считаю, что разговор о непопулярных мерах надо прекращать. Непопулярные меры в нашей стране это такие меры, когда всем плохо, а десяти процентам очень даже хорошо. Почему-то для 90% населения непопулярные меры, а для десяти процентов населения все время они популярными становятся. Мне кажется, что такие подходы начала 90-х годов надо просто отбросить. Меры надо принимать как раз те, которые людям нужны, тогда они будут популярными. Например, снижение налогов. Для тех, кто их платит - это популярная мера, но сложная для правительства. Я бы настаивал на том, чтобы принимали непопулярные меры для правительства и популярные для людей. Вот это было бы хорошо.

    - Сообщение на пейджер: "Согласились бы Вы стать премьер-министром при президенте Путине?"

    - Я думаю, что это вопрос, который вполне можно обсуждать. Если Владимир Владимирович Путин в качестве основного вектора своих экономических, политических, внешнеполитических инициатив и реформ примет именно то, о чем я говорил в самом начале, если в центре этого всего будут стоять люди, если будет ясна перспектива, если это будет построено не на том принципе, что неважно, где вы взяли свои капиталы, а важно, чтобы они у вас были, а на принципе честной и открытой конкуренции, на основе прозрачности экономической системы, на основе защиты прав и интересов граждан, защиты прав и интересов человека - безусловно, мы готовы сотрудничать именно в этом направлении.

    - В нашей беседе Вы несколько раз употребили такое математическое понятие, как вектор, направление движения. Означает ли это, что все-таки направление важнее цели?

    - Правильно выбранное направление ведет к цели. Но почему я говорю о векторе, я скажу. Дело в том, что система, созданная за 10 лет в нашей стране - я бы ее назвали криминально-номенклатурной системой - имеет очень большую силу энергии, она работает сама по себе. Путин не может за одну секунду взять и перевести ее на другие рельсы, это не под силу вообще никому. Поэтому я говорю о векторе, о том, чтобы шаг за шагом, день за днем, год за годом предпринимались усилия, которые постепенно, привели бы ее в нужное направление. Мы против всяких переворотов и революций и мы против того, чтобы осуществлять тотальную ревизию всего, что было за 10 лет. Мы, наоборот, считаем, что такие потрясения для России совершенно не применимы. Но в то же время мы считаем абсолютно тупиковым продолжение такого направления, которое осуществлялось в России в последние десять лет. Вот перевод на другие направления, выдвижение в качестве основных целей политики новых критериев... Скажем, у Бориса Николаевича Ельцина важнейшим критерием политики было сохранение личной власти, вся политика вращалась вокруг сохранения личной власти. Он был не политиком России, а политиком Кремля, он блестяще решал вопросы личной власти, кстати говоря, и в этом смысле и отставку свою сделал, как человек-профессионал в личной власти. Но сейчас Россия больше оставаться в таком положении не может, и основными критериями, основными целями, задачами, вокруг которых должна строиться вся политика, должны быть интересы людей, которые живут во всех уголках страны, именно их коренные, базовые интересы - это рабочие места, зарплата, защита их прав, их свобод, интересы собственности, их дети, здоровье, медицина, образование, безусловно. Вот какие интересы должны быть главными. Если они постепенно станут отправными точками в политике, то и вектор у всей этой системы постепенно начнет меняться, она начнет двигаться.